Файл: История мировой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История мировой культуры

13

ПРАВОСЛАВИЕ

    Православие - одна из традиционных мировых религий, которая насчитывает многовековую историю (около 2 тыс. лет).

    Православие является официальной государственной религией, Румынии, для многих славянских государств и для России. Русская культура, русская государственность была построена на Православии при активном участии Церкви.

    В настоящее время Православие насчитывает наибольшее количество последователей в России, православных приходов в России во много раз больше, чем приходов других религий и исповеданий. В течение долгого времени Православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И до сегодняшнего дня большая часть русского народа исповедует Православную Веру. Важнейшими источниками православного вероучения являются Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание - это Библия (книги Нового и Ветхого Завета - в которых содержится описание откровения Божьего). Библия в Православии понимается только в контексте предания, т.е. творений Святых Отцов, в текстах богослужений, догматических определениях и постановлениях Вселенских Соборов, правилах или канонах Церкви. Все это в совокупности называется Преданием и поясняет, как следует православному человеку понимать все основы веры. На Предании держится вся духовная жизнь Православия.

    Основное содержание Православия - вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа. Церковь учит, что Бог един по Существу, но троичен в лицах: Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Святой Дух, причем все три ипостаси единого Бога равны по своей Божественной природе и пребывают в нераздельном единстве, так что никакое действие Божие не бывает без совместного участия Трех Лиц Божественной Троицы. Бог - Творец всего существующего мира, видимого и невидимого (т.е. мира физического и мира духовного). Бог творит мир свободно, не нуждаясь в творении, а по своей Любви. Согласно православному учению, все сотворенное было сотворено совершенным и безгрешным, а грех и зло в мире появились только после того, как верховный ангел Люцифер (лат. - Светоносец), обладая свободной волей, возомнил себя равным Богу и, возгордившись, противопоставил себя Творцу. Тем самым Люцифер отпал от Бога сам и увлек с собой часть ангелов. Таким образом, зло в православном понимание не есть нечто самосущее, но есть искажение устроенного Богом мира. Зло есть отсутствие добра, искажение истины. Первый человек Адам вместе с женой своей Евой также от сотворения были безгрешны и святы, но сатана обманом склонил Еву, а через нее и мужа ее Адама к непослушанию Богу, что привело к грехопадению первых людей и утере ими святости, а как следствие, и к невозможности более находиться в непосредственной близости к Богу. Искупление этого первородного греха свершилось через воплощение Бога-Сына от Приснодевы Марии, которая, будучи Девой, действием Духа Святого зачала во чреве сына, которому по рождению было дано имя Иисус. Так свершилось великое таинство Боговоплощения. Своей земной жизнью и крестными страданиями Иисус Христос искупил человека от власти тяготеющего над ним греха, возвел ранее падшее естество рода человеческого выше ангельского достоинства.


    Важнейшими принципами Православия являются открытость для всех Православной Веры и свобода человеческой личности. Православие учит, что человек изначально свободен, и смысл всей духовной жизни человека в том, чтобы человек обрел эту подлинную свободу, свободу от страстей, свободу от грехов, которыми человек порабощается. Достичь этой свободы, по Православному вероучению, трудно, это свершается только великим подвигом. Но вместе с тем, спасение возможно только как свободное деяние самого человека.

    Целью православной жизни является соединение с Богом. По Православной Вере, это совершается в молитве и в церковных таинствах. В таинствах человек может сочетаться с Богом самым тесным образом. Из всех таинств самым важным является таинство евхаристии или причащения, таинство Тела и Крови Христовых, в которых человек приобщается к самому Божеству. Таинство крещения и миропомазания - это таинство, через которое человек входит в Церковь, делается частью Тела Христова, избавляясь от греха и получая возможность начать новую жизнь. Таинство брака - это таинство, в котором человек сочетается с другим человеком для того, чтобы в вечности пребывать единым союзом, чтобы жить единым целым, единою семьею. В таинстве елеосвящения или соборования для человека испрашивается прощение всех его грехов, в том числе и забытых, и прошение об излечении человека от болезней. Таинство покаяния - важнейшее в духовной жизни Православной Церкви.

Без понимания православия невозможно осознать значение русской цивилизации, Святой Руси, хотя следует помнить, что оно не сводится к чистой церковности и образцам древней русской святости, но гораздо шире и глубже их, включая всю духовно-нравственную сферу жизни русского человека, многие элементы которой возникли еще до принятия христианства. Православие венчало и упрочило древнее мировоззрение русского народа, придав ему более утонченный и возвышенный характер.

Русское православие — это, прежде всего, добротолюбие. Любить добро — главное для истинного православного. Такое отношение к вере идет из глубины русского национального сознания, согласно которому человек по природе добр, а зло в мире — отклонение от нормы. Обращаясь к истокам, мы можем отметить, что это нравственное начало преобладало в древнем мироощущении наших предков. В древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и лада. Русское православие родилось как живая вера, состоявшая в единстве религиозного чувства и деятельности. Конечно, русское православие с самого начала есть соединение православных людей, принимавших всю обрядово-догматическую сторону веры, но этим оно не ограничивается. Русское православие не только религиозная система, но состояние души — духовно-нравственное движение к Богу, включающее все стороны жизни русского человека— государственной, общественной и личной. Русское православие развивалось вместе с национальным сознанием и национальных духом русского человека. По мере возвышения национального духа возвышалось православие и, наоборот, разложение национального сознания вело к вырождению православия.


Принятие христианства на Руси произошло в X в. Но еще до Владимира Святого — крестителя Руси — православие приняла его бабка — великая княгиня Ольга. Уже будучи немолодой, она отправилась в путешествие в Константинополь, где ее лично окрестил в православие константинопольский император. Существует легенда, что властитель Византии (Константинополь был ее столицей) посватался к гордой русской княгине. Та не ответила ему отказом, но сначала попросила его стать для нее крестным отцом. Император согласился, а потом кусал себе локти, поняв, в какую хитроумную ловушку попал — жениться на крестных детях запрещает церковь. Но, по всей вероятности, — это всего лишь легенда. Ее сын Святослав отказался последовать примеру матери и до конца дней своих оставался язычником. Но внук Владимир не только крестился сам, но и окрестил всю (тогда языческую) Русь. Существует несколько легенд о том переломном моменте в истории нашего государства. Для принятия православия как единой монотеистической религии на Руси у князя Владимира были весьма веские причины. Главная из них — это, конечно, тесная политическая связь с Византией — центром православия в средневековом мире. Желание объединить племена, наделить княжескую власть более высоким статусом (понятие богоизбранности монарха), стремление заявить о Руси как о сильном государстве на политической карте мира, сближение с Константинополем и стали основными причинами выбора православия как государственной религии. Первым шагом в этом направлении стало для Владимира Святославовича сватовство к сестре константинопольского монарха Анне. Император вначале согласился видеть в зятьях русского князя, за что получил от него существенную политическую и военную поддержку. После этого император «забыл» о своем обещании. Тогда Владимиру пришлось освежить память византийского монарха — войско русичей завоевало Херсонес. Данный шаг окончательно разъяснил императору его ошибку, и женитьба великого князя Владимира на принцессе Анне состоялась. Естественно, перед этим событием русский князь крестился. По легенде, возвращаясь из Византии, Владимир начал резко слепнуть. Тогда Анна напомнила ему о величайшей силе православной веры. Князь искренне и истово молился всю ночь. На следующее утро зрение к нему вернулось. И, как рассказывает летопись, в 988 г. над Киевом «воссиял свет Христовой веры». Реформа Владимира была завершением начавшегося еще задолго до него процесса и, в сущности, не была реформой для значительной части дружины. Торговые интересы давно уже заставляли многих ее представителей (одинаково и славян, и варягов) расстаться со старой верой. Еще при князе Игоре в Киеве была построена церковь во имя Ильи-пророка, обслуживающая ту часть дружины, которая, согласно летописи, исповедовала христианство и при заключении договора с греками клялась христианским богом, в то время как остальная часть дружины клялась Перуном. Ко времени княжения Владимира число христиан в княжеской дружине намного увеличилось. Крещение принесло Руси огромные позитивные перемены. Общая вера смогла объединить государство, идеи сострадания и любви помогли народу стать более терпимым и добрым. Теперь власть князя была несомненна для любого гражданина государства, ведь наделен он ею был от имени Господа. Повсеместно, первоначально только при монастырях и церквах, начали строиться школы. Уровень образования среди населения поднялся в десятки раз. Монастыри и храмы становились центрами помощи каждому нуждающемуся, очагами культуры и образования. Теперь о Руси в европейских странах не говорили как о государстве варваров. После крещения Русь встала на одну ступень с развитыми государствами Европы. Уже внуки Владимира считались достойными носить корону того или иного дружественного соседа — они заключали монархические браки. Так, например, Анна Ярославовна, дочь Ярослава Мудрого, стала женой французского монарха. Приехав во Францию — сердце Европы, — она поразила всех своей образованностью, знанием нескольких языков и уровнем культуры. До сих пор в Лувре на почетном месте хранится Евангелие, привезенное русской княжной в страну своего жениха. Крепло и развивалось русское княжество, усиливалась роль церкви в жизни как аристократии, так и простого народа. Великих русских князей теперь всегда отличала особая набожность и стремление к заботе о своих поданных. Но сгустились тучи над Русью, и пришла беда с Востока. Татаро-монгольское иго на многие десятки лет принесло в страну разорение, беды и убийства. Но и в это страшное время церковь проявляла себя как защитница и наставница — в стенах монастырей прячутся во время нашествий, здесь собирались средства на ополчения, в святых местах находили неимущие кров и пропитание. И не раз проявлял свою милость Господь во время набегов кочевников. Летописи оставили нам свидетельства очевидцев, как в боях появлялся на небе сияющий крест, который внушал ужас и трепет врагам, как расстилала над русским войском свой защитный покров Богородица... Позже, во времена Смуты, когда над страной нависла опасность быть порабощенной польскими феодалами, весь народ, откликнувшись на зов Кузьмы Минина, встал в ряды ополчения. Никто не скупился на благое дело — шли на войну с врагами, помогали материально. И везде сопровождала русское ополчение чудотворная икона Казанской Божьей Матери. За долгие века своего существования русская православная церковь пережила немало тяжелых событий. Одно из самых грандиозных — раскол XVII в., последовавший за реформами патриарха Никона, который привел к тому, что от православия отделились староверы. Позднее это религиозное направление стало дробиться на различные течения. Старообрядцы (так сами себя именовали противники церковной реформы) мечтали о возрождении времен патриархии Филарета и пошли на раскол с русской православной церковью. Будучи уверены в скором приходе конца света, фанатики-старообрядцы устраивали массовые самосожжения (к концу XVII в. сгорело более 20 000 человек). Другие старообрядцы устремились в Поморье и на Алтай в поисках спасения. Когда ожидаемый конец света не наступил, произошел раскол в самом старообрядчестве. Умеренное их крыло (Поморское согласие) примирилось с государством и образовало старообрядческую церковь. Противники примирения получили название беспоповцев, так как не принимали священников, возведенных в сан реформированной церковью. Именно в рядах гонимых государством и церковью общинных беспоповцев появляются первые русские предприниматели. В староверческих общинах создаются капиталы. В среде трезвых, трудолюбивых и порядочных староверов формируются представления о «нерушимом купеческом слове», закладываются основы этики предпринимательства. Кризисный для русского православия XVIII в. завершился, однако, возрождением монашества. Украинский монах Паисий Величковский возродил в монастырях Молдавии традиции нестяжательства. Хотя Паисий и не жил в России, он воспитал новое поколение духовных наставников, к которым через десятилетия стала стекаться вся Россия — от Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского до неграмотных крестьян. Прохладные отношения между государством и русской церковью круто изменились во время правления Николая I. Идеология его правления нашла воплощение в доктрине, созданной графом С. С. Уваровым: «Православие, самодержавие, народность». Организовывались церковно-приходские школы, улучшалась система церковного образования: семинарское образование сближалось со светским. В 1876 г. был опубликован русский перевод Библии. На рубеже XIX—XX вв. в мыслящих кругах российского общества зреет убеждение, что только обновленное православие может стать реальной альтернативой революционной идеологии. Предпринимались попытки преодолеть отчуждение между интеллигенцией и церковью. В 1901—1903 гг. Д. С. Мережковский организовал религиозно-философское собрание с участием заинтересованных представителей православной церкви. В кружок входил Сергий Старгородский — будущий патриарх. Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев запретил проведение собраний, потому что, по его словам, дьявол склонен к подобным союзам, которые прячутся под маской добродетели. Упразднение Синода и проведение Церковного Собора для избрания патриарха состоялись после революции 1917 г. Новым патриархом был выбран Тихон. Завершилась работа собора уже после Октябрьской революции, когда церковь была не нужна. Новый удар по Русской православной церкви советская власть нанесла в 1921 г., когда начался голод на Волге. Под предлогом сбора средств для голодающих в массовом порядке изымались церковные ценности. В целях обуздания и подчинения церкви было расстреляно 15 000 священников. Для подрыва православия изнутри антихристы-большевики стремились использовать обновленческое движение среди духовенства. Обновленцы во главе с А. И. Введенским встали на путь признания советской власти, хотели упразднить церковную организацию и ритуалы, перевести богослужение на современный язык. Святая церковь испокон веков продолжала традицию, а отступники и еретики стремились в короткие сроки изменить все. В 1923 г. они провели Церковный Собор и попытались низложить патриарха Тихона. В свою очередь, признав советскую власть, Тихон сумел вырвать основную часть приходов из-под «мохнатых лап» обновленцев. Большинство прихожан высказывалась против церковной реформы. С середины 1920-х гг. советская власть начинает преследовать и обновленцев. Объясняется это с точки зрения христианской диалектики просто: большевики — это революционеры, которым всегда нужна борьба, поэтому они и выступали за перманентную революцию, чтобы постоянно бороться, а если борьбы не будет, то они сожрут друг друга, так как дьявол склонен к самоуничтожению. Сначала им был выгоден союз с обновленцами, но по закону единства и борьбы противоположностей в конечном итоге большевики должны были и обновленцев уничтожить. Православная церковь в конце 1930-х гг. находилась на грани уничтожения. Советская власть от позиций категорического отрицания церкви перешла к политике контроля над ее деятельностью. Чудеса православной веры открылись людям и во время самой страшной беды — Великой Отечественной войны. Люди сами обратились в лоно церкви за помощью, поддержкой и утешением. Церковнослужители истово молились о спасении России. Митрополит гор Ливанских Илия в течение трех дней не ел и не пил, а молился иконе Божьей Матери. В огненном столпе предстала перед ним Богородица и велела передать определение Божье для всей Страны Советов, иначе та погибнет. Для спасения государства нужно было открыть все монастыри и храмы, вернуть священников из тюрем, чтоб они молились за Россию и все республики Союза. Необходимо что есть силы удерживать оборону Ленинграда. Спасти его может крестный ход с чудотворной иконой Казанской Божьей Матери. Перед этой святой иконой следовало отслужить молебен и в Москве. После чего переправить ее в Сталинград, а затем пройти с ней до самых границ страны. Тогда и придет спасение. Владыка связался с Русской православной церковью и передал послание Богородицы. По приказу И. В. Сталина в 1943 г. тысячи храмов, семинарий и монастырей открылись в России, было восстановлено патриаршество. Крестный ход вокруг Ленинграда состоялся. Блокада великого города на Неве была снята в день празднования равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Чудотворная икона Казанской Божьей Матери была привезена и в Сталинград. Место на Волге, где она находилась, так и не смогли прорвать немцы. Икона с ликом Богоматери начала победное шествие по стране, и Отчизна была спасена. Война закончилась на Пасху — Светлое Христово Воскресение. Этот день совпал и с празднованием памяти великомученика Георгия Победоносца, который являлся покровителем Руси и ангелом-хранителем маршала Георгия Жукова. Новая волна гонений на православие обрушилась в годы правления Н. С. Хрущева. В массовом порядке закрывались монастыри и церкви. За приходами устанавливали строгий контроль. При Л. И. Брежневе, когда несколько отошла атеистическая истерия, появилось церковное правозащитное движение. В 1970-х гг. наметилось возвращение к православию части интеллигенции. Сегодня перед Русской православной церковью стоит задача в условиях демократии направить грешников, отступников от христианской веры на путь истинный, дать им возможность покаяться.


14

Ислам -монотеистическая мировая религия. Приверженцев ислама называют мусульманами.

Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

С точки зрения ислама, народы отошли от первоначального пути, который был указан им Аллахом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз, с точки зрения верующих мусульман, для возвращения к истинной вере (имется в виду - исламу) Аллах отправлял к разным народам своих пророков-посланников. Последним пророком-посланником в среде пророков является Мухаммед, принесший человечеству веру в первозданном с позиции верующих мусульман.

Ислам — сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских ученых он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм. В 610 году месяца Рамадан, когда пророку Мухаммеду было 40 лет, он уединился в пещере Хира. В одну из ночей к нему явился ангел Джибриль и велел пророку Мухаммеду: «Читай!», но Мухаммед ответил ему, что не умеет читать. Тогда ангел обхватив сжал его грудь до предела и снова велел читать. Мухаммад вновь ответил, что не умеет читать. Тогда ангел снова сжал его до предела и ещё раз велел читать. Мухаммад опять ответил, что не умеет читать. Тогда ангел сжал его в третий раз и произнёс первые пять аятов Корана Этот (610 год) год можно считать годом возникновения ислама.

В течение 3 лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вел тайную проповедь среди своих друзей и близких. В этот период Ислам приняли около 40 человек, среди которых были жена Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и другие. В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден совершить переселение в Медину. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат.

Вскоре после смерти пророка Мухаммеда (632 год) в исламе возникла группировка шиитов, которые признавали законным преемником Мухаммеда его зятя Али ибн Абу Талиба и отвергали династию Омейядов. Их противники стали называться суннитами.


В 30-х годах VII века халифат нанес своим главным противникам — Византии и персидскому государству Сасанидов — сокрушительное поражение. В 639 году начался поход арабов в Египет, завершившийся полным его завоеванием. После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али в 661 году трон халифата заняла династия Омейядов и столица халифата была перенесена в Дамаск.

В VIII—IX веке в исламе возникло мистическое течение — суфизм.

В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами.

К началу X века от Арабского халифата откололись Северная Африка, Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии.

Тяжелые испытания выпали на долю ислама в XIII веке в связи с монгольским нашествием, разрушившим среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата. Но монгольские завоеватели уже во второй половине XIII века приняли ислам, а в XIV веке их держава прекратила существование.

В XV веке реконкиста привела к падению мусульманских государств на Пиринейском полуострове, но в то же время возникла могущественная Османская империя, под влиянием которой в период расцвета в XVI—XVII веках оказалась территория включающая Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы.

К концу XIX века в исламе наметились две тенденции — консервативная и модернистская. Консерваторы (фундаменталисты) призывали возвратить ислам к его исходному основанию, вернуться к буквальному пониманию священных текстов и завещанной пророком теократической власти. Модернисты (смотри статью Исламский модернизм) стремились приблизить отдельные положения ислама к реалиям современного мира.

К концу XIX в. почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ век. Возник политический ислам (исламизм). Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978—1979 гг. в Иране. Радикализация мусульман привела к появлению исламистского терроризма.

В настоящее время ислам является сейчас «наиболее быстро растущей религией в мире». Общее количество мусульман составляет, по разным оценкам, от 1,2 млрд до 1,57 млрд. Быстрыми темпами растет мусульманское население традиционно христианских регионов — Западной Европы и Северной Америки. С 1950 по 2000 год доля мусульман в населении Западной Европы утроилась, а в американском — выросла в 14 раз. Сейчас в Западной Европе, по разным данным, насчитывается от 14 млн до 20 млн мусульман, то есть от 4 до 6 % населения. Продолжается экспансия ислама и в Африке, например, очень заметно растет число мусульман на традиционно христианском юге Нигерии.