ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.01.2025
Просмотров: 3540
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2.1 Ос как виртуальная машина
1.2.2 Ос как система управления ресурсами
1.3 Интерфейс прикладного программирования
1.4 Структура операционных систем
1.4.2 Многоуровневая структура ос
1.4.4 Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер)
1.4.5 Обобщение сравнения моделей
2.2.3 Преимущества использования потоков
2.2.4 Реализация потоков в пространстве пользователя, ядра и смешанное
2.2.5 Особенности реализации Windows
3.1 Взаимодействие между процессами
3.1.1 Передача информации от одного процесса другому
3.1.4 Взаимное исключение с активным ожиданием
3.1.5 Примитивы взаимодействия процессов
4.1 Основные понятия планирования процессов
4.2 Планирование в системах пакетной обработки
4.3.2 Приоритетное планирование
4.3.3 Методы разделения процессов на группы
4.4 Планирование в системах реального времени
4.4.1 Планирование однородных процессов
4.4.2 Общее планирование реального времени
5.1 Взаимоблокировка процессов
5.2 Моделирование взаимоблокировок
5.3 Методы борьбы с взаимоблокировками
5.3.1 Пренебрежением проблемой в целом (страусовый алгоритм)
5.3.2 Обнаружение и устранение взаимоблокировок
5.3.3 Динамическое избежание взаимоблокировок
5.3.4 Предотвращение четырех условий, необходимых для взаимоблокировок
6.2 Методы без использования внешней памяти
6.2.1 Однозадачная система без подкачки на диск
6.2.2 Распределение памяти с фиксированными разделами.
6.2.3 Распределение памяти динамическими разделами
6.3 Методы с использованием внешней памяти (свопинг и виртуальная память)
7.1 Алгоритмы замещения страниц
7.2.1 Политика распределения памяти
7.2.3 Совместно используемые страницы
7.2.4 Политика очистки страниц
7.3 Особенности реализации в unix
7.4 Особенности реализации в Windows
8.1 Основные понятия сегментации
8.2.1 Сегментация с использованием страниц: multics
8.2.2 Сегментация с использованием страниц: Intel Pentium
8.3 Особенности реализации в unix
9.1 Принципы аппаратуры ввода-вывода
9.1.3 Отображаемый на адресное пространство памяти ввод-вывод
9.1.4 Прямой доступ к памяти (dma - Direct Memory Access)
9.2 Принципы программного обеспечения ввода-вывода
9.2.1 Задачи программного обеспечения ввода-вывода
9.2.3 Управляемый прерываниями ввод-вывод
9.2.4 Ввод-вывод с использованием dma
9.3 Программные уровни и функции ввода-вывода
9.3.3 Независимое от устройств программное обеспечение ввода-вывода
9.3.4 Программное обеспечение ввода-вывода пространства пользователя
9.3.5 Обобщение уровней и функций ввода-вывода
10.1.2 Raid (Redundant Array of Independent Disk - массив независимых дисков с избыточностью)
10.1.3.1 Компакт-диски с возможностью записи cd-r
10.1.3.2 Многократно перезаписываемые компакт-диски cd-rw
10.1.3.3 Универсальный цифровой диск dvd (Digital Versatile Disk)
10.2 Форматирование дисков (программная часть)
10.2.1 Низкоуровневое форматирование
10.2.3 Высокоуровневое форматирование
10.3 Алгоритмы планирования перемещения головок
10.3.1 Алгоритм "первый пришел - первым обслужен" fcfs (First Come, First Served)
10.3.3 Алгоритмы сканирования (scan, c-scan, look, c-look)
10.5 Стабильное запоминающее устройство
10.6.1 Аппаратная часть таймеров
10.6.2 Программное обеспечение таймеров
11.1.7 Файлы, отображаемые на адресное пространство памяти
12.2.3 Связные списки при помощи таблиц в памяти
12.3.1 Реализация длинных имен файлов
12.3.2 Ускорение поиска файлов
12.3.2.1 Использование хэш-таблицы для ускорения поиска файла.
12.3.2.2 Использование кэширования результатов поиска файлов для ускорения поиска файла.
12.4 Совместно используемые файлы
12.5 Организация дискового пространства
12.6 Надежность файловой системы
12.6.2 Непротиворечивость файловой системы
12.7 Производительность файловой системы
13.1.2 Рок-ридж расширения для unix
13.1.3 Joliet расширения для Windows
13.2 Файловая система ms-dos (fat-12,16,32)
13.2.4 Расширение Windows 98 для fat-32
14.1.2 Блокировка данных файла
14.1.3 Создание и работа с файлом
14.4 Сравнительная таблица некоторых современных файловых систем
14.4.1 Архитектура файловой системы nfs
Оригинал лекций находится по ссылке:
Http://www.Ipm.Kstu.Ru/os/lec
Список литературы приведен в конце файла.
Лекция 1
История. Назначение. Системные вызовы. Структура операционных систем.
1.1 История ос
Первые (1945-1955г.г.) компьютеры работали без операционных систем, как правило, на них работала одна программа.
Когда скорость выполнения программ и их количество стало увеличиваться, простои компьютера между запусками программ стали составлять значительное время. Появились первые системы пакетной обработки (1955-1965г.г.), которые просто автоматизировали запуск одной программ за другой и тем самым увеличивали коэффициент загрузки процессора. Системы пакетной обработки явились прообразом современных операционных систем. Совокупность нескольких заданий, как правило, в виде колоды перфокарт, получила название пакета заданий.
Многозадачность (1965-1980) - это способ организации вычислительного процесса, при котором на одном процессоре попеременно выполняются несколько задач. Пока одна задача выполняет операцию ввода-вывода, процессор не простаивает, как это происходило при последовательном выполнении задач , а выполняет другую задачу. Для этого создали систему распределения памяти, когда каждая задача загружается в свой участок оперативной памяти, называемый разделом.
Спулинг (spooling-подкачка) в то время задания считывались с перфокарт на диск в том темпе, в котором они появлялись в помещении вычислительного центра, а затем, когда очередное задание завершалось, новое задание с диска загружалось в освободившийся раздел.
Системы разделения времени - вариант многозадачности, при котором у каждого пользователя есть свой диалоговый терминал. Это было сделано, чтобы каждый программист мог отлаживать свою программу в реальном времени. Фактически это была многопользовательская система. Естественно стали возникать проблемы защиты задач друг от друга.
В это время была разработана многопользовательская система MULTICS, которая должна была обеспечивать одновременную работу сотни пользователей.
В это время также стали бурно развиваться мини-компьютеры (первый был выпущен в 1961г.), на которые была перенесена система MULTICS. Эта работа в дальнейшем развилась в систему UNIX.
Появилось много разновидностей несовместимых UNIX, основные из них были System V и BSD. Чтобы было возможно писать программы, работающие в любой системе UNIX, был разработан стандарт POSIX. Стандарт POSIX определяет минимальный интерфейс системного вызова, который должны поддерживать системы UNUX.
В 1974г. был выпущен центральный процессор Intel 8080, для него была создана операционная система CP/M. В 1977г. она была переработана для других процессоров, например Zilog Z80.
В начале 80-х была разработана система MS-DOS, и стала основной системой для микрокомпьютеров.
В 80-х годах стало возможным реализовать графический интерфейс пользователя (GUI - Graphical User Interface), теория которого была разработана еще в 60-е годы. Первой реализовала GUI корпорация Macintosh.
С 1985 года стала выпускаться Windows, в то время она была графической оболочкой к MS-DOS вплоть до 1995г., когда вышла Windows 95.
Уже тогда было ясно, что DOS с ее ограничениями по памяти и по возможностям файловой системы не может воспользоваться вычислительной мощностью появляющихся компьютеров. Поэтому IBM и Microsoft начинали совместно разрабатывать операционную систему OS/2. Она должна была поддерживать вытесняющую многозадачность, виртуальную память, графический пользовательский интерфейс, виртуальную машину для выполнения DOS-приложений. Первая версия вышла 1987г.
В дальнейшем Microsoft отошла от разработки OS/2, и стала разрабатывать Windows NT. Первая версия вышла в 1993г.
В середине 80-х стали бурно развиваться сети персональных компьютеров, работающие под управлением сетевых или распределенных операционных систем.
Сетевая операционная система не имеет отличий от операционной системы однопроцессорного компьютера. Она обязательно содержит программную поддержку для сетевых интерфейсных устройств (драйвер сетевого адаптера), а также средства для удаленного входа в другие компьютеры сети и средства доступа к удаленным файлам.
Распределенная операционная система, напротив, представляется пользователям простой системой, в которой пользователь не должен беспокоиться о том, где работают его программы или где расположены файлы, все это должно автоматически обрабатываться самой операционной системой.
В 1987г. была выпущена операционная система MINIX (прототип LINUX), она была построена на схеме микро ядра.
В 1991г. была выпущена LINUX, в отличии от микроядерной MINIX она стала монолитной.
Чуть позже вышла FreeBSD (основой для нее послужила BSD UNIX).
1.2 Назначение ос
1.2.1 Ос как виртуальная машина
ОС предоставляет пользователю виртуальную машину, которую легче программировать и с которой легче работать, чем непосредственно с аппаратурой, составляющей реальную машину.
Например, чтобы считать или записать информацию на дискету, надо:
Запустить двигатель вращения дискеты
Управлять шаговым двигателем перемещения головки
Следить за индикатором присутствия дискеты
Выбрать номер блока на диске
Выбрать дорожку
Выбрать номер сектора на дорожке
и.т.д.
Все эти функции берет на себя операционная система.
1.2.2 Ос как система управления ресурсами
Чтобы несколько программ могло работать с одним ресурсом (процессор, память), необходима система управления ресурсами.
Способы распределения ресурса:
Временной - когда программы используют его по очереди, например, так система управляет процессором.
Пространственный - программа получает часть ресурса, например, так система управляет оперативной памятью и жестким диском.
1.3 Интерфейс прикладного программирования
API (Application Programming Interface) - интерфейс прикладного программирования, .
Интерфейс между операционной системой и программами определяется набором системных вызовов.
Например, если пользовательскому процессу необходимо считать данные из файла, он должен выполнить команду системного вызова, т.е. выполнить прерывание с переключением в режим ядра и активизировать функцию операционной системы для считывания данных из файла.
Рассмотрим наиболее часто применяемых системных вызовов стандарта POSIX. В POSIX существует более 100 системных вызовов.
fork - создание нового процесса
exit - завершение процесса
open - открывает файл
close - закрывает файл
read - читает данные из файла в буфер
write - пишет данные из буфера в файл
stat - получает информацию о состоянии файла
mkdir - создает новый каталог
rmdir - удаляет каталог
link - создает ссылку
unlink - удаляет ссылку
mount - монтирует файловую систему
umount - демонтирует файловую систему
chdir - изменяет рабочий каталог
В UNIX вызовы почти один к одному идентичны библиотечным процедурам, которые используются для обращения к системным вызовам.
Рассмотрим интерфейс прикладного программирования для Windows - Win32 API. Win32 API отделен от системных вызовов. Это позволяет в разных версиях менять системные вызовы, не переписывая программы.
Поэтому непонятно является ли вызов системным (выполняется ядром), или он обрабатывается в пространстве пользователя.
В Win32 API существует более 1000 вызовов. Такое количество связано и с тем, что графический интерфейс пользователя UNIX запускается в пользовательском режиме, а в Windows встроен в ядро. Поэтому Win32 API имеет много вызовов для управления окнами, текстом, шрифтами т.д.
Рассмотрим вызовы Win32 API, которые подобны вызовам стандарта POSIX.
CreatProcess (fork) - создание нового процесса
ExitProcess (exit) - завершение процесса
CreatFile (open) - открывает файл
CloseHandle (close) - закрывает файл
ReadFile (read) - читает данные из файла в буфер
WriteFile (write) - пишет данные из буфера в файл
CreatDirectory (mkdir) - создает новый каталог
RemoveDirectory (rmdir) - удаляет каталог
SetCurrentDirectory (chdir) - изменяет рабочий каталог
Интерфейс Win32 API позволяет программам работать почти на всех версиях Windows
1.4 Структура операционных систем
1.4.1 Монолитная система
Структура системы:
Главная программа, которая вызывает требуемые сервисные процедуры.
Набор сервисных процедур, реализующих системные вызовы.
Набор утилит, обслуживающих сервисные процедуры.
Простая модель монолитной системы
В этой модели для каждого системного вызова имеется одна сервисная процедура (например, читать из файла). Утилиты выполняют функции, которые нужны нескольким сервисным процедурам (например, для чтения и записи файла необходима утилита работы с диском).
Этапы обработки вызова:
Принимается вызов
Выполняется переход из режима пользователя в режим ядра
ОС проверяет параметры вызова для того, чтобы определить, какой системный вызов должен быть выполнен
После этого ОС обращается к таблице, содержащей ссылки на процедуры, и вызывает соответствующую процедуру.
1.4.2 Многоуровневая структура ос
Обобщением предыдущего подхода является организация ОС как иерархии уровней. Уровни образуются группами функций операционной системы - файловая система, управление процессами и устройствами и т.п. Каждый уровень может взаимодействовать только со своим непосредственным соседом - выше- или нижележащим уровнем. Прикладные программы или модули самой операционной системы передают запросы вверх и вниз по этим уровням.
Пример структуры многоуровневой системы
Преимущества:
Высокая производительность
Недостатки:
Большой код ядра, и как следствие большое содержание ошибок
Ядро плохо защищено от вспомогательных процессов
Пример реализации многоуровневой модели UNIX.
Структура ОС UNIX
Ядро ОС UNIX