ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.01.2025

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Варианты управления материальными потоками во внутрипроизводственных логистических системах. «Толкающая система», ее сущность, условия применения, достоинства и недостатки. Системы МРП как варианты толкающих систем. «Тянущие системы» управления внутрипроизводственным материальным потоком, их сущность, достоинства и недостатки. Опыт применения названных систем.

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных: толкающий и тянущий.

Первый вариант носит название «толкающая система» и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством.

*  Понятие «толкающая (выталкивающая) система» применяется не толь­ко в производственной логистике. Этот термин обозначает также:

а) систему управления запасами в каналах сферы обращения, в которой решение о пополнении запасов на периферийных складах принимается цен­трализованно;

б) стратегию сбыта, направленную на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях

Принципиальная схема толкающей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы

Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства по­явилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к  60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия -   снабженческих, производственных и сбытовых с учетом постоянных   изменений в реальном масштабе времени.

Толкающие системы, способные с помощью микроэлектрони­ки увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее имеют естественные границы своих возможностей. Параметры «выталкиваемого» на участок материального пото­ка оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на произ­водственную ситуацию на этом участке. 


На практике реализованы различные варианты толкающих систем, известные под названием «системы МРП» (МРП-1 и МРП-2*).

* МРП-1 (Material Reguirement Planning, MRP); МРП-2 (Manufacturing Resources Planning, MRP)

Системы МРП характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовывать следующие основные функции:

— обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;

— в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия — снабженческих, производственных, сбытовых.

В современных, развитых вариантах систем МРП решаются также различные задачи прогнозирования. В качестве метода решения задач широко применяется имитационное моделирование и другие методы исследования операций.

Второй вариант организации логистических процессов на производстве основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название «тянущая система»* и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

* Понятие «тянущая (вытягивающая) система», также как и понятие «толкающая система» применяется не только в производственной логистике. Этот термин также обозначает:

а) систему управления запасами в каналах сферы обращения с децентрализованным процессом принятия решений о пополнении запасов;

б) стратегию сбыта, направленную на опережающее (по отношению к формированию товарных запасов) стимулирование спроса на продукцию в роз­ничном торговом звене.

Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.

Тянущая система управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы

На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему «Канбан» (в переводе с японского языка - карточка), разработанную и впервые в мире реализованную фирмой Тоёта (Япония).


Система Канбан не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутрипроизводственного ло­гистического процесса ограничено.

Система Канбан позволяет существенно снизить производственные запасы. Например, запасы деталей в расчете на один выпускаемый автомобиль у фирмы Тоёта составляет 77 дол, в то время как на автомобильных фирмах США этот показатель равен примерно 500 дол. Система Канбан позволяет также ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции.

9. Сбыт в системе рыночных отношений. Характеристика основных концепций сбыта. Содержание понятий распределение и распределительная логистика. Основные задачи распределительной–сбытовой логистики.

Основные функции сбыта по планированию, организации, контролю и регулированию.

Коммерческо-сбытовая деятельность – это деятельность, направленная на реализацию произведенных или закупленных предприятием товаров, работ, услуг с целью извлечения предпринимательской прибыли. В процессе реализации завершается кругооборот средств, авансированных на производство. Реализация продукции, кроме того, является необходимым условием для возобновления цикла производства. Задержка в реализации продукции свидетельствует о том, что произведена продукция, ассортимент и качество которой не отвечают спросу потребителей.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ СБЫТА

Понятия

(категории)

Объект наблюдения

Наблюдаемый процесс поведения объекта

Стадии (этапы, операции) осуществления процесса

Результат процесса

1

2

3

4

5

Сбыт – 1

Сбыт – как финальная стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, позволяющая реализовать его экономический интерес.

Организация осуществления этой стадии хозяйственной деятельности

Финальные операции этой стадии хозяйственной деятельности товаропроизводителя

Удовлетворение экономического интереса товаропроизводителя

Сбыт – 2

Готовая продукция

Технология поставки покупателю

Отгрузка (отпуск) – транспортировка – поставка товара к местам сбыта – размещение его в местах продаж

Доведение товара до мест хранения и сбыта

Сбыт – 3

Промышленный капитал в форме товарной стоимости

Смена форм стоимости товара

Стадии превращения промышленного капитала в денежный (Т-Д)

Получение денежной формы стоимости промышленного капитала

Сбыт – 4

Товар – как элемент материального потока

Товародвижение в виде материального потока

Производство – распределение товара по каналам сбыта

Поставка товара потребителю

Сбыт — 5

Хозяйственные связи по поставкам продукции (отношения, рыночные связи).

Организация хозяйственных отношений (рыночных связей по товародвижению)

Операции комплексного сбытовой деятельности товаропроизводителя

Удовлетворение потребностей конечных потребителей товара


В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются основным предметом исследования и оптимизации.

Материальные потоки становятся объектом распределительной логистики на стадии распределения и реализации готовой продукции.

Распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.

Объект изучения в распределительной логистике — материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения — рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Состав задач распределительной логистики на, микро- и макроуровне различен.

На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

1. планирование процесса реализации;

2. организация получения и обработки заказа;

3. выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

4. организация отгрузки продукции;

5. организация доставки и контроль за транспортированием;

6. организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

1. выбор схемы распределения материального потока

2. определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

3. определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории;

4. ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

Основные функции сбыта по планированию, организации, контролю и регулированию.


Планирование предполагает выполнение таких функций:

- разработка перспективных и оперативных планов продаж;

- анализ и оценка конъюнктуры рынка;

- формирование ассортиментного плана производства по заказам покупателей;

- выбор каналов распределения и товародвижения;

- планирование рекламных кампаний и разработка мер по стимулированию сбыта;

- составление смет-затрат по сбыту и их оптимизация.

К организации сбыта относятся следующие функции:

- организация складского и тарного хозяйства для готовой продукции;

- организация продаж и доставка продукции потребителям;

- организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей;

- организация каналов товародвижения и распределительных сетей;

- организация рекламных кампаний и мероприятий по стимулированию сбыта;

- организация подготовки торгового персонала и управления деятельностью торговых представительств;

- организация информационно-диспетчерской службы.

К функциям контроля и регулирования относятся такие:

- оценка результатов сбытовой деятельности;

- контроль за выполнением планов сбыта;

- оперативное регулирование сбытовой деятельности предприятия с учетом влияния внешних и внутренних неблагоприятных факторов;

- оценка и стимулирование деятельности сбытового аппарата;

- статистический бухгалтерский и оперативный учет и отчетность сбытовой деятельности.

10. Управление запасами. Основные задачи управления запасами. Система управления запасами с фиксированным размером заказа. Определение оптимального размера заказа, страхового запаса, порогового уровня запаса, максимально желательного запаса и срока расходования запаса до порогового уровня.

Эффективность схем сбыта продукции в значительной мере обусловливается эффективностью управления запасами готовой продукции, которое может осуществляться на основе "фиксированного размера заказа" или "фиксированного интервала".

Организация сбыта на основе "фиксированного размера заказа" заключается в том, что по договоренности между предприятием-производителем продукции и потребителем (или другим получателем продукции) устанавливается фиксированный объем заказываемой продукции, а время поставки (исполнения заказа) является переменной величиной. При такой схеме поставки оптимизируются затраты на транспортировку готовой продукции. "Точкой выполнения заказа" (дата поставок) будет момент, когда запас готовой продукции на складе достигнет заранее определенного размера. При такой схеме регулярно контролируется объем накопления готовой продукции на складе.