Файл: ответы к зачёту по философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.01.2025

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответы на вопросы по философии.

  1. Сущность и структура философии. Основные направления в философии.

Слово «философия» - греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. Философия ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Сущность философии

Философия, как рациональное познание, теоретическое мышление имеет, подобно специальным наукам, логически связный, систематический характер. В Древней Греции, впервые в истории, появляется мысль о том, что вся совокупность наших знаний может быть упорядочена, что из всего огромного разнообразия знаний и сведений можно выделить знания наиболее общего характера, наиболее важные, достоверные и очевидные - “начала”, “принципы”, “аксиомы”, из которых затем можно последовательно, шаг за шагом вывести и прочно обосновать все остальные знания так, что каждое из них займет своё место в единой системе, в упорядоченном и обозримом целом. Человеческий разум, как утверждал Кант, по природе своей архитектоничен, т.е. он рассматривает все знания как принадлежащие к какой-нибудь возможной системе. Согласно же Платону, “должен быть почитаем как Бог тот, кто умеет хорошо разделять и определять, приводя в порядок свои познания”. Подобно тому, как окружающий нас мир, обнаруживая в себе некое устройство или порядок, представляет собой космос (греч. - порядок), а не хаос, так и знания человека об этом мире составляют идеальный космос идей, духовный “мир”.

Внутренняя дифференциация философского знания происходит не только в связи с потребностями “школьного” изучения, т.е. его передачи знаний от учителя к ученикам, от учёного к учёному, от одной эпохи к другой. Внутренняя структура и упорядоченность философского знания обусловлена, в конечном счете, фундаментальной структурой реальности, мира вне человека, внутреннего мира самого человека и сферы “божественного”, объемлющей все сферы действительности. Поэтому во всех великих философских учениях обнаруживается по существу одна и та же глубинная структура философского знания. Вместе с тем, в ходе исторического развития в этой фундаментальной структуре происходили и важные изменения. Кроме того, всякое крупное философское учение имеет, в зависимости от своего исходного принципа, нечто оригинальное и неповторимое в своём строении, поэтому проблему структуры философии необходимо и полезно ставить и рассматривать конкретно - исторически.


Структура философии

Что касается структуры философии, то она до сих пор точно не определена. Наиболее распространена её трактовка как состоящей их трёх тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учении о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей). На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Поэтому окружающий мир воспринимается как объект познания. На этом уровне, называемом гносеологическим, философия ставит вопрос о познаваемости мира. В рамках этого вопроса строится теория познания. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует человеческое отношение к бытию, а не бытие, как таковое или законы его познания. Имеются и другие уровни в структуре философии.


Основные направления философии

Как мы увидели, структура философии с течением времени активно изменялась и развивалась. Кроме того, каждое философское учение, имеет собственную внутреннюю логику, в зависимости от которой оно имеет собственную, уникальную структуру. Выше, при рассмотрении структуры всей совокупности философских идей, имеющих хождение в современном обществе, мы уже столкнулись с различными наиболее крупными направлениями философии, теперь предлагаю отдельно рассмотреть основу и суть каждого из основных направлений.

МЕТАФИЗИКА - “первая философия”, раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Название “метафизика” указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в их основании. Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»).

Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось. В связи с этим, можно различать:

Античную (древнюю) метафизику;

Классическую (эпоха Нового времени) метафизику;

Современную метафизику;

ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, изучающий бытие, что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом. Основным вопросом онтологии является вопрос: что существует? А основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время и движение. Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году предложившем его в варианте «онтософия» в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика». Таким образом, онтология, представляет собой попытку наиболее общего описания существующего универсума, который не ограничивался бы данными отдельных наук и возможно, не сводился бы к ним.

НАТУРФИЛОСОФИЯ - исторический термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. В средние века натурфилософия развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется более аргументированной философией науки.


ПСИХОЛОГИЯ - учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о нематериальной, субъективной реальности. Она исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, До XIX в. психология входила в состав философии. В настоящее время наряду с философской психологией существуют многочисленные частные психологические науки.

ЛОГИКА - раздел философии, наука о правильном мышлении и искусстве рассуждения, о формальных условиях истинности знания, о методах аргументации и доказательства. Наряду с формальной или традиционной логикой в философии различают математическую или символическую логику (логистику), а также диалектическую логику. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Логика служит одним из инструментов почти любой науки.

ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) - учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии. Это учение об истине. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века.

ЭТИКА - философское исследование морали и нравственности, учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье. Впервые этот термин был употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье - деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию.

ЭСТЕТИКА (философия искусства) - философская дисциплина основным предметом изучения, которой является учение о прекрасном, о его проявлениях, формах и типах в природе и в искусстве; его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении


ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - философское учение о природе и сущности человека; о целостном представление человека о себе самом, поиск им своей сущности, своего места в мире, осмысленного самоосуществления. Основоположником философской антропологии является Макс Шелер (1874-1928 гг.).

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития, о человеке как социальном существе, осуществляющем себя в общении с другими. Социальная философия сближается с теоретической социологией. Ее социальная проблематика восходит к античной традиции и, прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности. Термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру, а вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» (1784).

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики, философия химии и т.д. Так же она изучает особенности, сущности, значения научного знания и познания, его оснований и предпосылок, принципов и методов, форм и целей, места науки в обществе, воздействия науки на жизнь человека.

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ - совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации её природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку. Это учение о сущности религии, её происхождении и формах, о Боге, о “божественном”, священном, о значении религии для человека и общества.

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА - раздел философии, предметом которого является изучение оснований и пределов зависимости познавательного процесса от языка. Этот раздел исследует возникновения, развития, функционирования и значения языка как такового, в целях выяснения и разрешения философских проблем (онтологических, гносеологических, этических и др.) средствами логико-лингвистического анализа. Как и большинство других разделов философии, философия языка берет свое начало в работах Платона и Аристотеля.