ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2025
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3)Общие особенности античной философии. Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.
4 )Философия эпохи средневековья ( Патристика, Августин, Схоластика, Фома Аквинский).
5) Эпожа возрождения. (15-16 в.)
7) Философия 19 в.( Кант, Гегель, Маркс).
Гегель: философия есть нанка, логика. Диалектика
8) Философия России 19-20 в.( западники, славянофилы, Владимир Соловьев, русская идея).
-
Сущность и структура философии. Основные направления философии.
Философия – любовь и мудрость. Зародилась от Пифагора ( Др. Греция 7-6 в. До н.э)
Учение об общих принципах бытия и познания об отношении человека к миру. Наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления.
Религия основана на вере, а философия на разуме.
Отличия науки и философии:
-
Наука-частное знание, а философия – общее.
-
Наука- экспериментно-проверяемое, а философию нельзя проверить, она говорит о мире в целом. В философии нет единой теории, принципов.
Структура философии:
-
Онтология- учение о бытие, первоначало всего сущего.
-
Гносиолоия ( сносис-знание) – теория познания.
-
Этика- учение о морали и нравственности.
-
Логика- наука о формах, последнего доказанного мышления.
-
Эстетика- учение о прекрасном, о природе искусства.
-
Социальная философия- учение об обществе.
-
Философия науки, религии.
2 основных направления философии:
-
Материализм
-
Идеализм
2 направления идеализма:
-
Объективны идеализм
-
Субъективны
2)Возникновение философии. Первые древнегреческие философы.
Условия возникновения:
-
Высокий уровень экономического развития.
-
Высокий уровень развития культуры (наличие письменности, большое количество писем, текстов)
-
Определенный уровень общественной свободы.
Школы философии.
1)Милетская школа – Восточное побережье ( Греция)
Полес Милетский ( 625 – 547 до н.э.) 1й филосов (европейский). Он считал, что в основе мира находится вода.
Аноксимен- воздух в начале всего.
Гераклит – Основа всего – огонь. 1) Все течет, все изменяется; Нельзя в одну и ту же реку войти дважды;
Пифагор – число ( Числа правят миром).
Элейская школа основатель Пармелит бытие.
Школа Атомистов – Дералит ( атом- неделим; пустота). Число форм атомов- беспонечно.
Школа Софистов ( софия- мудрость). Могут доказать все, что угодно. Учили людей рассуждать, доводить до недоумения логическими ошибками и т.п. Задача- сбить с толку противника.
Протогор - известный софист. «Человек сам определяет, что считает истиной, а что нет»
Реветилизм – теория относительности.
3)Общие особенности античной философии. Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.
Важные термины: идеализм, натурфилософия, метафизика, платонизм, аристотелизм
Классическая греческая философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Эта философия в основном связана с именами трёх людей: Сократа (469-399г. до н.э), его ученика Платона ( 427-347 до н.э), и в свою очередь ученика Платона — Аристотеля. Вклад Сократа в основном связан с его методом ., который заключался в представлении философского вопроса в виде диалога двух сначала несоглашающихся друг с другом философов, один из которых в конце-концов, исчерпав аргументы против, соглашается со своим оппонентом. Метод Сократа являлся прелюдией к формальному критическому анализу . иной философской концепции и использовался Платоном, который публиковал свои сочинения в виде диалогов.
В свою очередь Платон и Аристотель оказались в числе самых влиятельных людей на Земле. Основная заслуга Платона заключается в его теории идей ., которая сформулирована в его самом известном диалоге «Государство». В теории идей Платон противопоставляет материальные объекты идеальным «формам» или «идеям» этих объектов, которые существуют где-то в возвышенном мире. В философии Платона материальные объекты — лишь ущербные подобия идеальных форм, ниспосланных свыше, подобно теням реальных объектов из Мифа о пещере. Таким образом Платон сформировал важнейшее направление в философии, которое позже назовут идеализмом. Богатство идей, изложенных в трудах Платона, в совокупности с формированием направления идеализма сделали философию Платона настолько значительной, что один из философов ХХ века, Альфред Уайтхед даже назвал всю остальную западную философию «чередой примечаний к Платону». Философия Платона получила название «платонизм» и несколько веков развивалась как самостоятельное направление, перейдя впоследствии в неоплатонизм.
Заслуги Аристотеля перед мировой культурой носят несколько иной характер. Аристотель систематизировал накопленные в Греции философские знания в новой форме, которая заложила стандарты научной литературы. Его труды включали последовательное изложение логики, метафизики, этики, риторики, а также греческой натурфилософии: космологии, физики, зоологии и др. Работы Аристотеля явились квинтэссенцией греческой философии, появившейся на закате древнегреческой цивилизации, и стали стандартом в некоторых областях знаний на века, а в некоторых — на тысячелетия/Аристотель ввёл в обращение сопутствующую терминологию, которая впоследствии вошла почти во все языки, включающая такие понятия: «категория», «Определение (дефиниция)», «силлогизм», «посылка» и «вывод», «субстанция», «вид» и «род», «аналитический», «диалектика» и другие[ Аристотель многие века пользовался незыблемым авторитетом и в Европе, и на Ближнем Востоке, где его называли просто «Учитель».[76]
Параллельно с систематизацией материала Аристотель изложил свою собственную философскую парадигму, выраженную, в частности, в учении о четырёх причинах . и теории универсалий ., которая отличалась от философии Платона большей привязкой к материальному миру. В частности, «универсалии» Аристотеля порождались самими материальными объектами, в отличие от «идей» Платона, «ниспосланных свыше». Аристотель полагал, что знания можно получить с помощью наблюдений и опыта, а Платон вслед за Сократом считал, что все знания уже существуют, и человек их «вспоминает», а не приобретает. Философия Аристотеля получила название аристотелизма и многие века практиковалась в Европе и на Ближнем Востоке.
В III в. до н.э. античное рабовладельческое общество периода эллинизма переживает экономический, социальный и политический кризис, который оказывает всестороннее воздействие на интеллектуальную жизнь общества. Разрушается привычный мир полиса и круг интересов образованной части греческого общества постепенно сужается, замыкается вопросами частной жизни и частной морали. Универсальные проблемы бытия, свойственные Платону, Аристотелю, зачастую начинают вытесняться проблемами личного поведения, ведущего к счастью, спокойствию, уходу от жизненных невзгод и потрясений. Одним из первых таких потрясений становится античный скептицизм. Продолжая традиции софистов, первые скептики Пиррон, Аркесилай, Карнеад и другие отмечали относительность познания, его зависимость от различных условий: жизненных обстоятельств, состояния органов чувств, влияния традиций, привычек и т.д. Отрицали возможность рационального обоснования этических норм, объективного существования добра и зла. Единственным критерием истины объявлялась видимость. Высмеивали философов других школ и направлений, считали их глупцами. Разрабатывали так называемые "скептические тропы" — системы аргументов против возможности достоверного знания .Античные скептики призывали к воздержанию от суждений, что ведет к достижению душевного спокойствия (атараксии) . Другое направление этого периода представлено философией Эпикура (341-270 гг. до н.э.), который главную задачу философии видит в создании этики — учения о поведении, приводящем к счастью. В связи с этим, рассмотрение проблем природы тесно связано с определением человека в мире, его зависимости от природных процессов. Поэтому строение мира — арены человеческой деятельности — занимает в творчестве Эпикура одно из ведущих мест. Познание мира тесно связано с принципами и организацией познавательного процесса посредством теории познания, которая получает название "каноника" (от термина канон — правило). Главный источник знания, утверждает Эпикур,- ощущения. Задача логического мышления заключается в обобщении чувственных данных, выявлении всеобщего в отдельных предметах и явлениях методом индукции. Придерживаясь атомистической концепции Демокрита, Эпикур преодолевает жесткий детерминизм движения атомов, исключающий случайность, предопределяющий наперед с необходимостью всю совокупность движений, взаимодействий и результатов. Эпикур настаивает на идее самопроизвольного отклонения атомов от первоначального направления. Эта концепция представляла философское обоснование свободы человеческой воли. В стенах философской школы, которая получила название "Сад Эпикура" так же разрабатывались и проблемы этики. Наслаждения, удовольствия (гедонизм) рассматривались как единственное благо человека. Причем удовольствие связывалось разумным ограничением потребностей и практически означало довольствование малым. Для достижения счастья необходимо также преодолеть страх перед богами и смертью. Утверждал, что "бог — существо бессмертное и блаженно", не вмешивается в дела людей. Смерть также не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, то смерти еще нет, а когда мертвы — нас уже нет .Лучшим средством избежать страданий Эпикур считал самоустранение от всякой общественной и государственной деятельности. Жизненное кредо последователей гедонизма — "Проживи незаметно". Философия Эпикура — одна из первых теорий эгоизма. Сыграла значительную роль в разработке проблем человека, морали, отношений к обществу и природе.
4 )Философия эпохи средневековья ( Патристика, Августин, Схоластика, Фома Аквинский).
Формирование средневековой европейской философии Средневековая философия — отдельный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. По сути, это христианская философия. С победой христианства над другими религиозными представлениями западная философия на целые столетия попадает в зависимость от христианской церкви. Философия видит с этого времени свою главную задачу в разработке и обосновании христианских догматов — положений веры. Средневековая стадия философии имеет самостоятельное значение для развития философского мышления. Во-первых, христианская догматика всегда имеет определенное философское содержание. Оно может рассматриваться, как продолжение попыток разрешать всеобщие философские проблемы в предшествовавший, античный, период. Во-вторых, христианские взгляды заключают в себе оригинальные основания для дальнейшей разработки заимствованных из греческой философии понятий, а равно для образования новых понятий, которые оказали существенное влияние на последующую философию. Поэтому изучение философской мысли за этот период не может остаться без внимания. Философия Средневековья делится на два периода: I период - патристика (II-VIII вв.); II период - схоластика (VIII-IV вв.). Переход к феодальному общественному строю ознаменовался упадком самостоятельного значения античной философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием (монотеизм)и центр новой картины мира был помещен Бог и его творения Античное мировоззрение было космоцентристским, христианское средневековое-ботоцентристским (геоцентризм). Религиозная философия Средних веков была порождена двумя интеллектуальными процессами. Первое - развитие религиозных (становление монотеизма ); второе - освоение античной Философии. В результате возник синтез христианского откровения и античной философии. Церковные догматы были зафиксированы в Священном Писании. Вместе с тем эти положения нуждались некотором оправдании перед лицом разума. Отсюда - стремление богословов привлечь к их осмыслению те или иные философские понятия. В итоге философия стала служанкой богословия и свод священных христианских книг вошли Ветхий Завет и Новый Завет. Оба Завета вместе образовали Библию. Ветхий Завет - священные книги древнего иудаизма. Они были написаны не позднее I в. до н. э. Новый Завет - собственно христианские священные писания, образцы раннехристианской литературы. Они выполняли роль нового Божественного откровения. Написаны не позднее II в. до н.э. Особенности философии эпохи патристики Главный путь патристики — объединение христианства с платонизмом. Крупнейшим христианским мыслителем и наиболее выдающимся из отцов церкви был ^ Аврелий Августин (354-430). Главное произведение Августина—трактат «Ограде божьем». Творчество Августина не имеет монолитного характера, оно не образует единой системы, однако это источник, из которого долго черпала христианская философия. Центральный пункт философии Августина - Бог. Она исключительно тео-центрична. Согласно Августину, Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего. Все остальное определяется Божественной волей и зависит от нее. Креационистская доктрина: Бог первичен, т.е. выступает причиной любого существования и всех изменений в мире. Бог сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема творения (креационизм) раскрывается Августином с различных сторон. Августин стоит на позициях дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и природы никак не зависит. Проблема теодицеи: оправдание Бога за существующее зло По Августину, Божественные идеи творят только добро, а зло возникает вследствие искажения материей Божественного образа и уменьшения добра в вещах. Как и другие отцы церкви, Августин превозносит веру за счет разума. Им провозглашена формула «Верую, чтобы понимать», по которой вера предшествовала пониманию. В вопросах познания он считал, что чувственное познание не способно дать достоверного знания и только человеческий ум в состоянии преодолеть скептицизм. Августин утверждал, что человек не может сомневаться в своем мышлении, и это является несомненным фактом. «Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это (свое сомнение) как некоторую истину». ^ Моральная доктрина. Исходный пункт — безграничная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека, вытеснить любовь к человеку. Это Августин продемонстрировал своей собственной жизнью, выгнав перед обращением в христианство (33 года) свою любимую жену с единственным ребенком «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу», — пишет Августин. Отсюда проистекает аскетизм морального учения Августина. Добродетель состоит в отказе от большинства вещей, которыми живет обычный человек. Цель человеческой жизни — счастье, которое состоит в познании Бога и испытании души. Социальные взгляды. Неравенство людей — необходимое явление в социальной жизни. Неравенство навсегда сохранится в обществе, и здесь бессмысленно что-либо менять, т.к. богатство одних и бедность других обусловлены Божественным промыслом. ^ Философия истории. Августин сделал попытку объяснить ход истории человечества одним из первых. Понимание истории Августином является провиденциалистским, т.к. власть и воля Бога распространяются им не только на жизнь отдельного человека, но и на все общество, его историю. Августин выделял шесть периодов истории земных обществ по аналогии с шестью днями творения, шесть возрастов человеческой жизни: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость. Схоластическая философия