ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2025
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3)Общие особенности античной философии. Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.
4 )Философия эпохи средневековья ( Патристика, Августин, Схоластика, Фома Аквинский).
5) Эпожа возрождения. (15-16 в.)
7) Философия 19 в.( Кант, Гегель, Маркс).
Гегель: философия есть нанка, логика. Диалектика
8) Философия России 19-20 в.( западники, славянофилы, Владимир Соловьев, русская идея).
Цель - изложение и доказательство истины откровения посредством разума, т.е. философии. Задачи: с помощью разума проникнуть в истины веры и приблизить их содержание к мыслящему духу человека; при помощи философских методов придать религиозной истине систематическую форму; исключить критику святых истин, используя философские аргументы. Сущностью схоластической «диалектики» является ее формальное рассуждение о понятиях, категориях без рассмотрения их реального содержания. Все подчинено авторитету христианского вероучения. Начало схоластики приходится на IX столетие. Схоластика - «школьная философия». Различие, между схоластикой и патристикой: в период патристики стояла задача создания систематической догматики из того, что содержалось в Священном Писании, схоластики уже располагали догматической конструкцией; их задача - сделать ее доступной для вновь перешедших в христианство, вообще для необразованных людей. Первым отцом схоластики называют Иоанна ^ Скота Эриугену (ок. 810-877). Его главное произведение — «О предопределении» Эриугена создал всеобъемлющую, единую систематическую философскую систему, которая разрабатывалась последующими поколениями. Он защищал тезис о том, что между откровением и разумом нет противоречия. Орудием разума является диалектика, которую он понимает подобно Платону, т.е. как искусство сталкивать противоположные точки зрения в беседе, а затем преодолевать различия с целью выделить истину. Решающую роль в познании, считает Эриугена, имеют общие понятия. Эриугена придавал большое значение разуму, он становится одним из первых защитников рационализации теологии. Он провозглашает, что авторитет основывается на истинности разума, но не истинность разума — на авторитете. У Эриугены заметно проявляются пантеистические выводы. Он отождествляет Бога с природой, Схоластическое философское мышление сосредоточивалось на двух проблемах. 1) спор номинализма и реализма; 2) доказательство существования Бога. В схоластике считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и, чтобы выявить ее, вывести всю полноту ее логических следований, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов (силлогизм — форма дедуктивного умозаключения). В этом отношении схоластика опиралась на формальную логику Аристотеля. Схоластика со стороны своей техники характеризуется как «схоластический рационализм». Фома Аквипский (1225-1274) - самый крупный представитель схоластической философии периода ее расцвета. Главными трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Учение Фомы (от лат. «тома») называется томизмом. Отношение знания и веры. Придает достижение объективного знания о закономерностях мира. Это задача науки. Но истины сверхъестественные, такие как Божественное Откровение, Благая Весть, содержатся только в вере. Этим занимается богословие. Между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Любая истина происходит от Бога. Философия — орудие теологии. Философия должна служить вере тем, что: 1)толкует религиозные истины в категориях разума; 2)опровергает аргументы против веры. ^ Учение о бытии. В мире все разделено на соподчиненные ступени: 1)неживая природа; 2)мир растений и животных; 3)мир людей; 4)Бог—вершина, смысл и цель всего сущего. Дуализм Бога и мира. Всякое сущее состоит из сущности (эссенция) и существования (экзистенция). Только у Бога сущность совпадает с существованием. У сотворенных вещей они не совпадают. Сущность - это родовое (для всего класса вещей) содержание. Существование - это индивидуальное, единичное содержание. Материальные вещи - синтез пассивной материи и активной формы. Сущим, существованием вещи становятся потому, что формы входят в пассивную материю. Различие между материальным и духовным миром состоит в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи; духовное имеет лишь форму. Концепция универсалий. У Аквинского позиция умеренного реализма: 1)общее понятие существует в единичных вещах как их сущностная форма; 2)общие понятия образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного; 3)они существуют до вещей как идеальный прообраз индивидуальных предметов в Божественном разуме. Бытие Бога. Аквинат отвергает онтологическое доказательство Бога, которое дал Ансельм. Выражение «Бог существует» не является для разума очевидным и врожденным. Бытие Бога должно быть доказано разумом. Познать Бога можно в трояком смысле: познание опосредствовано Божественным влиянием в природе; на основе подобия Творца и сотворенного, т.к. понятия напоминают Божественные творения; все может быть понято лишь как частица бесконечного совершенного Бога. По Аквинату, сотворение можно также пошить лишь через откровение. В сотворении Бог реализует свои Божественные идеи. Социальная доктрина. Человек помещен в общество и государство. Выступает против социального равенства. Сословные различия он считает вечными. Лучшая форма государства - монархия. Монарх (король) должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог — в мире. Роль церкви выше, чем государства. Светская власть должна быть подчинена власти духовной. В 1323 г. Фома Аквинский был провозглашен святым. Постепенно томизм становится официальной доктриной церкви. В 1879 г. умение Фомы провозглашается обязательным для всей католической церкви. В XIX и XX вв. на его основе развивается неотомизм.
5) Эпожа возрождения. (15-16 в.)
"Возрождение" является термином, который в качестве историко-географического понятия вошел в употребление в 19 веке для обозначения периода в развитии стран юга Европы 15-16 веков. Прелюдия эпохи Возрождения начинается в 14 веке с личности Франческо Петрарки, эпилог приходится на начало 17 века, на период творчества Кампанеллы - последнего представителя эпохи Возрождения.
Античность возрождается не сама по себе, а соединяется с новым итальянским духом. Люди Возрождения понимали собственную новаторскую миссию, как миссию света, разгоняющую тьму. Ренессанс - это рождение нового духа. В качестве основного инструмента новой эпохи выступали гуманитарные знания.
15 век - период распада феодального строя и зарождения буржуазных отношений. Крупнейшие открытия и изобретения следуют одно за другим, для развития промышленности и торговли требовался прогресс техники и науки.
Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.
В философии эпохи Возрождения можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.
Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.
Авторитет Аристотеля "падал", т.к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее разочарование дало другую реакцию - появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал совершенно особенный специфический культурный климат во Франции.
Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым идеям, новому знанию. Этим был подготовлен второй период философии Возрождения - натурофилософский.
Бернардино Телезио (1509-1588) возрождал материализм ионийцев. В основе мира лежит единая материя, наделенная внутренними противоположностями - теплого и холодного. В борьбе возникают четыре стихии, и из их сочетания состоит все многообразие вещей.
Работами Бернардино Телезио и Николая Коперника было подготовлено создание учения Джордано Бруно - естественнонаучного материалиста, диалектика, оптимиста. В 16 веке произошло возрождение философии медицины Гиппократа.
Продолжала существовать натурофилософия магико-мистического типа. Лидером ее был Парацельс - выдающийся врач-практик, хирург и терапевт. Исходной его идеей было утверждение, что всякая реальность имеет свое правило, так называемое "архе жизни" - активную духовную жизненную силу, в которой содержится ключ к природе, и кто его познает, тот приобретет способ, как действовать (мистическим образом) на природу и преобразовывать ее. В сущности, все искусство врача, по Парацельсу, зависит от освоения этого способа.
Но и через первый, и через второй периоды Возрождения проходит платонизм, создавший определенный духовный климат. Это не означает, что платоновская мысль и его диалоги стали любимой формой философствования. Платонизм вошел в эпоху Возрождения с многовековыми наслоениями с виде неоплатонизма, христианских наслоений. Что касается философского содержания возрожденного платонизма, то следует отметить, что особых оригинальных элементов эпоха Возрождения не внесла. Значение имеет лишь племика "превосходства" Платона над Аристотелем. Но грандиозный расцвет платонизма состоялся благодаря работам Николая Кузанского. Он был предшественником итальянской натурофилософии, первопроходцем современного мышления, которое начало складываться на рубеже средневековья и Ренессанса.
В заключение необходимо отметить, что эпоха Возрождения породила предшественников утопического социализма - Томаса Мора и Томмазо Кампанеллу - автора "Города солнца".
Ренессанс в Италии (15—16-й вв.)
Франц. понятие ренессанс (итал. rinascita, rinascimento = возрождение), введённое как историко-искусствовед. определение художником Вазари ок. 1550, распространялось со времени Мишле и И. Буркхардта (после 1860). Возвращение к светкости и гуманизму в корне изменяют ощущение бытия от "Viator mundi" (паломник на небесную родину) к "Faber mundi " (творец и владыка мира). Писатель Кастильоне (1478—1529) создал образ "Uomo universale" ("Чел. универсальный"), всесторонне образованной, значительной личности, которая находится в (прекрасной) гармонии с природой и "может всё, если только она этого пожелает". Этот идеал оказывает влияние на франц. франта, англ. джентельмена, испан. кабальеро, нем. кавалера.
Прорыв в открытии мира и человека сильнее всего проявляется в искусстве. Античность должна побуждать к природ, истине; превзойти её — наивысшая цель. Предшественниками в этом являются в 14-м в. (Trecento) Чимабуэ, Джотто, Джованни Пизано. Формирование Раннего Возрождения в 15-м в. (Quattrocento) при поддержке городов-республик Венеции, Флоренции, династий Медичи, Сфорца (Милан), Эсте (Феррара) и пап.
Возвышение до Высокого Ренессанса в 16-м в. (Cinquecento), которое с 1530 переходит в маньеризм Позднего Ренессанса.
Архитектура. Обращение к античным формам (цилиндр, своды, полукруглые арки, купольное центр, здание); новое ощущение пространства: акцентирование вертикальных форм чётких, спокойных пропорций; формирование 3-этажного итал. палаццо с чётким членением фронтал. фасада, внутренними дворами и сводчатыми галереями. На строительстве нового собора св. Петра в Риме, сооружаемого по заказу Юлия II в 1506, работают Браманте (1444—1514), Рафаэль, Перуцци и Микеланджело (купол собора).
Скульптура. Благодаря античности — новое открытие человеч. тела; отдельные фигуры (портрет, бюсты, конные статуи, надгробные памятники). Ведущие мастера: Гиберти, Донателло (1386—1466) и Микеланджело (1475—1564): "Давид", "Моисей".
Живопись. В стремлении к идеальной естественной красоте — развитие перспективы, анатомических пропорций, техники станковой живописи (масляные краски) и фрески. Религ. ранние произведения Мазаччо, Фра Анжелико, Доменико Венециано и др.; шедевры Сандро Ботичелли (1444— 1510); Рафаэля Санти (1483—1520): изображения мадонн;