ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2025
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3)Общие особенности античной философии. Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.
4 )Философия эпохи средневековья ( Патристика, Августин, Схоластика, Фома Аквинский).
5) Эпожа возрождения. (15-16 в.)
7) Философия 19 в.( Кант, Гегель, Маркс).
Гегель: философия есть нанка, логика. Диалектика
8) Философия России 19-20 в.( западники, славянофилы, Владимир Соловьев, русская идея).
Микеланджело: "Страшный суд"; Леонардо да Винчи (1452—1519): "Тайная вечеря", "МонаЛиза" (а также труды по теории искусства); Тициан (1477?—1576). Музыка. С переложением полифон. вокальной музыки (мессы, мотеты) для исполнения на муз. инструментах (лютня, чембало) развивается чисто инструмент, музыка. Мастера имитационного стиля: Орландо ди Лассо (1532—94) и обновитель литург. музыки Палестрина (1525—94).
Поздняя готика в Европе
Стиль Возрождения распространяется благодаря княж. заказам (Франциск I Французский) итал. художникам (Леонардо да Винчи) или обучению европ. художников в Италии (Дюрер) без вытеснения поздних гот. стилей лишь в 16-м в. Княж. дворец и резиденция сменяют замки (Burg); художник освобождается от ремеслен. связанности определёнными школами живописи, соборного строительства и тёски камня.
Германия. Буржуаз. характер эпохи в архитектуре домов город, знати и ратуш', частично в стиле фахверк с эркерами, лестницами и башнями с часами (Нюрнберг, Ротенбург). Ратуши и дворцы по итал. образцу, особенно на Юге (Гейдельбергский дворец), и в стиле т. н. "Везерского Ренессанса" (от р. Везер) ок. 1600. Старонем. графика (гравюра на дереве) и живопись приобретает черты реализма также в алтарных картинах, напр. Штефана Лохнера (Кёльн, школа), Конрада Витца, Мартина Шонгауэра (до 1491), Ганса Гольбейна Старшего, и достигает завершённости в произведениях "последнего представителя готики" Матиаса Грюневальда (до 1528) из Вюрцбурга (Изенгеймский алтарь). Альбрехт Дюрер (1471 —1528) соединяет позднегот. традицию и нем. восприятие с итал. видением. Благодаря учению о перспективе и о пропорциях, автопортретам, пейзаж, акварелям, гравюрам на дереве ("Апокалипсис", "Житие Марии", "Страсти господни") и на меди он становится наставником нового поколения художников. Итал. влияние присуще также портретам Ганса Гольбейна Младшего (1497—1553), картинам Альбрехта Альтдорфера и графич. работам Лукаса Кранаха Старшего. Расцвет скульптуры благодаря франкон. резным алтарям Тильмана Рименшнейдера (до 1531) и работам Нюрнберг, мастеров (Фейт Штос, Адам Крафт и Петер Фишер).
Нидерланды. Грандиозный расцвет "мягкого стиля" реалистич. живописи, отражающей определённое настроение (ранние портреты, пейзажи), напр. в работах братьев ван Эйков (Гентский алтарь, 1432) и Рогира ван дер Вейдена. Гротеск, картины Иеронима Босха (до 1516) оказывают влияние на Питера Брейгеля Старшего (до 1569).
Франция. Членение архитуктур. объёма богатым, напоминающим кружева ажурным орнаментом поздней "пламенной" готики. Краткий расцвет ренессанс, зодчества в замках Луары Франца I и в Париже благодаря Леско (флигели Лувра 1556—1564) и Делорма (фасад Тюильри с 1564). В живописи переход от миниатюры к станковой живописи у Жана Фуке (до 1481) и Луар-ской школы. Формирование стиля Возрождения в школе Фонтенбло, а также благодаря Жану и Франсуа Клуэ ок. 1540. Англия. Остров, вариант готики в "перпендикулярном стиле" ок. 1350—1530 (веерообразные своды, плоские арки, вертикальный ажур, орнамент). Сочетание его с влияниями Ренессанса — тюдоровский стиль (до 1600): дворец Хэмптон-Корт.
6) Философия нового времени.
Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.
Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.
В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.
Френсис Бэкон
Основная статья: Френсис Бэкон
Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов). «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» («призрак площади») — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).
«Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы… нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель — исследование истины.»
Томас Гоббс
Основная статья: Томас Гоббс
Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считал себя Евклидом в области общественных наук. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей. Этот подход по его мнению необходимо использовать в политике.
«Люди отступают от обычая, когда этого требует их интерес, и действуют против разума, когда разум против них. Вот чем объясняется, что учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкиваясь ни с их честолюбием, ни с их выгодой или вожделениями. Ибо я не сомневаюсь, что если истина, что сумма углов треугольника равна сумме двух углов квадрата, противоречила бы чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения книг по геометрии было бы вытеснено.»
В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться, поскольку деятельность государства должна быть направлена на обеспечение блага людей. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа.
Рене Декарт
Основная статья: Рене Декарт
Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.