ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2025

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32. Законы. Классификация законов.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов определяется регламентами соответствующих законодательных органов.

Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся в порядке, определенном референдумом. С юридической точки зрения, приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом.

Таким образом, главными качествами закона является его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.


Классификация:

  1. По юридической силе: 1. Конституция РФ, 2. Федеральные конституционные, 3. Федеральные.

  2. По сфере действия: 1. Федеральные, 2. Субъектов федерации.

  3. По субъектам правотворчества: 1. принятые референдумом, 2. принятые органами власти.

  4. По сроку действия: 1. постоянные, 2. временные.

  5. По отраслевой принадлежности: содержат нормы одной или различных отраслей права.

  6. По внешней форме выражения: 1. Конституция, 2. Кодекс, 3. Устав, 4. Закон, 5. другие.

  7. По кругу лиц: 1. граждане, 2. иностр. граждане, 3. лица без гражданства.

  1. Правовое государство: понятие и сущность.

Правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Формирование правового государства – гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в области развития и применения права, придает им общую направленность. Правовое государство – не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия.

Принципы правового государства:

  • господство закона во всех сферах жизни

  • связанность законом государства и его органов

  • незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность

  • взаимная ответственность государства и личности

  • наличие эффективных форм контроля за реализацией законов

  • разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов

  • верховенство и прямое действие конституционного закона

  • правовая организация системы органов государственной власти

  • единство прав и обязанностей гражданина

  • наличие развитого гражданского общества

  • соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

  1. Материальное и процессуальное позитивное право.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право – это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права связаны с процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни.


Процессуальное право – часть правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его существования.

  1. Правовое положение национально-территориальной и национально-культурной автономии в государстве.

  1. Реализация права: понятие, формы, методы.

Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни.

По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права:

Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы);

Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;

Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;

Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.

Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения, имеющий юридические обязанности, должен их исполнять.Неисполнение субъектом своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим применения права.

В юридической литературе формы реализации права классифицируются по различным основаниям:

а) по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и конкретных правовых отношениях;

б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;

в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;

г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление права;

д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и административно-правовая формы.

Признаки применения норм права:


  1. Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) ;

  2. Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер;

  3. Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор суда в отношении лица, совершившего преступление;

  4. Применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке.

Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

  1. Советское социалистическое государство как тип и форма.

Социалистическая республика – особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксисткой теории, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом.

Теоретические основы советской республики разработал В.И.Ленин. В республике Советов Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки:

  1. Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти, которые бы обеспечили защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян.

  2. Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, превращение Советов в политическую основу государственного строя, совмещение в них функций законодательного и исполнительного органа.

  3. Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Ленинская концепция советской республики осуществлялась на строго классовой основе. Советы формировались после революции по принципу открыто классового представительства как Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Избирательное право послеоктябрьского периода полностью исключало участие в выборах представителей других социальных слоев страны, в том числе интеллигенции. В тот период не существовало и равного избирательного права. Преимущество при выборах на съезды Советов предоставлялось городскому населению: 1 депутат от 25 тысяч городских избирателей и 1 депутат от 125 тысяч сельского населения.


Конституционное закрепление классового состава Советов просуществовало до 1936 года, находя отражение как в структуре Советов всех степеней, так и в практике их деятельности. Конституция 1936 года вводит всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании. Претерпевает изменения организационная структура Советов. Вводится единая для всех Советов форма работы – сессия Совета. Получает формальное закрепление принцип подконтрольности и подотчетности исполнительно-распорядительных органов Советам.

Конституция 1977 года, провозгласив СССР обществом «развитого социализма», а советское государство «общенародным государством», юридически наделила Советы более широкими полномочиями в различных сферах общественной жизни. Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов. Тем не менее в реальной действительности качественных изменений в характере советской власти не произошло. Как и на более ранних этапах своего существования, Советы продолжали быть декоративным придатком всемогущего партийного аппарата.

В теории и практике советского государственного строительства отвергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для управления советским государством. Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьезно вести речь о необходимости создания правового государства.

  1. Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.

Систематизация норм права – это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Формы:

Инкорпорация – путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания. Она ограничивается обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического характера.

  • по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия)

  • по субъектам (соответственно принявшим органам)

  • по социально-экономическим отраслям (промышленность, с/х, транспорт и т.д.).

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания. Она упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных отношений.


Смотрите также файлы