Файл: методичка по Истории России 2014.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2025

Просмотров: 219

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические указания

Оглавление

1. Введение

2. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

3. Между востоком и западом: россия на перепутьях истории*

4. Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

1. История России /Под ред. А.А. Радугина. – м.: Библионика, 2004. – c.23–44.

5. Планы семинарских занятий

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Темы эссе*

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Тема эссе

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Заполнить таблицу

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Задание для письменного ответа

Россия в XVIII веке – шаг навстречу европейской цивилизации.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Тема эссе

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

Реформы и контрреформы в России во второй половине xiXвека.

2 Логическое задание

Исторический эксперимент социалистического строительства

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Тема эссе

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Подготовка к итоговому тестированию

6 Приложения

Методические рекомендации по оформлению доклада

Реферативная форма работы

Вопросы для повторения.

214013 Г. Смоленск, Энергетический проезд, 1

14.На семинарских занятиях, за счет ответов выступающих и участвующих вобсуждении студентов, следует дополнить сделанные дома записи по теме. Таким образом накапливается материал для повторения перед итоговым собеседованием.

Примечание: при проведении отдельных занятий в интерактивной форме (методом «малых групп») преподаватель проводит специальный инструктаж.

5. Планы семинарских занятий

Семинар №1

История как наука

  1. Сущность и функции исторического знания. Принципы, методы и источники изучения истории.

  2. Многообразие концепций общественного развития. Отечественная историческая наука в прошлом и настоящем.

  3. Исторический путь России между Востоком и Западом.

Термины

Гуманитарные науки, история, историография, культура, цивилизация, общественно–экономическая формация (социально–экономическая формация), фактор, концепция, тенденция, плюрализм, толерантность, социальное развитие, политическое развитие.

Темы докладов

  1. «Плюсы» и «минусы» формациоиного и цивилизационного подходов.

  2. Российские исторические школы и их представители.

Литература основная

Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5–е изд., перераб. и доп. 2009. – С. 1–12.

Чз, Аб – Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10–е изд., 2009. – С.42–49.

Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб: Питер , 2013. – 810 с. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1

Литература дополнительная

Чз–Будаев Д.И. Что такое историческая наука. – Смоленск: СГПИ, 1997.– 68 с.

Чз – Всемирная история /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 5–14, 14–20.

Чз–Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. –М.: ЭКОПРОСС, 1995. – 637 с.

Чз, Аб – История России /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Библионика, 2004. – С. 12–21.

Чз – Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. – С. 36–42, 42–49.

Чзп–Шубарт В. Европа и душа Востока //Общественные науки и современность. 1992. №2. –С. 83–93.

Чзп – Хвостова К.В. Постмодернизм, синергетика и современная историческая наука //Новая и новейшая история. 2006. № 2.–С. 18–26.

– Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно–методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1


– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия– поиск ответов на вопросы, что такое история, зачем она нужна современному человеку, каково место России в мировом историческом процессе, а также усвоение базовых научных понятий и терминов.

1.Работая над темой, следует ответить на вопросы, что такое история, зачем нужна она современному человеку. Материалом для ответов может послужить содержание лекции, материал учебников, рекомендованных в списке основной литературы, а также доступно излагающие данный вопрос учебник Радугина А.А., вводная глава учебника «Всемирная история» под редакцией Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой, указанные в списке дополнительной литературы. Итог работы – осознание ценности исторического знания как коллективной памяти народа, о которой В.Г. Белинский писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем» (Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т. II – М., 1957. – С. 291–292).

2.Многообразие концепций исторического развития связано с тем, что на ход человеческой истории оказывают постоянное воздействие различные факторы: космическо–биологические, социально–культурные, хозяйственно–экономические, научно–технические и другие. В зависимости от того, влиянию каких факторов отдает предпочтение тот или иной исследователь, он создает ту или иную концепцию.

Знакомясь с различными концепциями общественного развития по названным выше учебникам, в том числе Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой (С. 14–20), следует обратить внимание и на содержащуюся в них характеристику формационного и цивилизационного подходов к истории, их достоинства и

недостатки, а также на отражение данных подходов в отечественной историографии (см. также: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе ци–_вилизаций. – М.: КДУ, 2006. – С. 36–42).

3. Для ответа на третий вопрос достаточно изучить размещенную в данном пособии вступительную статью «Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории». Кроме этого, рекомендуется познакомиться с материалом книги Л.И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций» (С. 42–49), обратив внимание на выводы о том, что Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку: Россия представляла собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив. Их анализу будут посвящены следующие семинары.


2 Темы эссе*

1. Зачем нужна дисциплина «История России» в учебных планах технических вузов?

2. К. Леви–Стросс утверждал: «Либо XXI век будет веком гуманитарных наук, либо его вообще не будет». Как Вы понимаете смысл этого утверждения?

*Максимальный объем ответа – три страницы рукописного текста.

3 Заполнить таблицы

Формационный подход

Достоинства

Недостатки

Цивилизационный подход

Достоинства

Недостатки

Семинар № 2

Россия – страна «христианского Востока».

  1. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

  2. Язычество восточных славян.

3. Крещение Руси: предпосылки, методы, последствия.

Термины

Государство, монархия, феодализм, раннефеодальная монархия, фетишизм, анимизм, тотемизм, политеизм, антропоморфизм, религия, церковь, догматы, культ, таинства.

Темы докладов

1. Норманизм и «антинорманизм» вчера и сегодня.

2. Исторические условия появления и становления христианства.

Литература основная

Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5–е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл. 1, § 1.

Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10–е изд., 2009. – Тема 1.1.

– Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб: Питер , 2013. – 810 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1

Литература дополнительная

Ахл– Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Кн. I. IX–XVI вв. – М.: "Книжная палата", 1991. – С. 80 – 107.


Ахл– Введение христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987. – С. 8–20 (социальные предпосылки и последствия крещения Руси).

– Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. – Ленинград: Общество «Знание», 1988. – 32 с.

Ахл–Раушенбах Б.В. Как была крещена Русь.– М.: Политиздат, 1989. – 320 с.

Ахл– Семенова М. Мы – славяне. Энциклопедия. – СПб.: Домино, 1997.– 470 с.

– Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно–методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1

– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1