ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2025
Просмотров: 282
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)
3. Между востоком и западом: россия на перепутьях истории*
4. Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
1. История России /Под ред. А.А. Радугина. – м.: Библионика, 2004. – c.23–44.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
2 Задание для письменного ответа
Россия в XVIII веке – шаг навстречу европейской цивилизации.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Реформы и контрреформы в России во второй половине xiXвека.
Исторический эксперимент социалистического строительства
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
2 Подготовка к итоговому тестированию
14.На семинарских занятиях, за счет ответов выступающих и участвующих вобсуждении студентов, следует дополнить сделанные дома записи по теме. Таким образом накапливается материал для повторения перед итоговым собеседованием.
Примечание: при проведении отдельных занятий в интерактивной форме (методом «малых групп») преподаватель проводит специальный инструктаж.
5. Планы семинарских занятий
Семинар №1
История как наука
Сущность и функции исторического знания. Принципы, методы и источники изучения истории.
Многообразие концепций общественного развития. Отечественная историческая наука в прошлом и настоящем.
Исторический путь России между Востоком и Западом.
Термины
Гуманитарные науки, история, историография, культура, цивилизация, общественно–экономическая формация (социально–экономическая формация), фактор, концепция, тенденция, плюрализм, толерантность, социальное развитие, политическое развитие.
Темы докладов
«Плюсы» и «минусы» формациоиного и цивилизационного подходов.
Российские исторические школы и их представители.
Литература основная
Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5–е изд., перераб. и доп. 2009. – С. 1–12.
Чз, Аб – Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10–е изд., 2009. – С.42–49.
Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб: Питер , 2013. – 810 с. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1
Литература дополнительная
Чз–Будаев Д.И. Что такое историческая наука. – Смоленск: СГПИ, 1997.– 68 с.
Чз – Всемирная история /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 5–14, 14–20.
Чз–Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. –М.: ЭКОПРОСС, 1995. – 637 с.
Чз, Аб – История России /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Библионика, 2004. – С. 12–21.
Чз – Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006. – С. 36–42, 42–49.
Чзп–Шубарт В. Европа и душа Востока //Общественные науки и современность. 1992. №2. –С. 83–93.
Чзп – Хвостова К.В. Постмодернизм, синергетика и современная историческая наука //Новая и новейшая история. 2006. № 2.–С. 18–26.
– Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно–методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1
– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Цель занятия– поиск ответов на вопросы, что такое история, зачем она нужна современному человеку, каково место России в мировом историческом процессе, а также усвоение базовых научных понятий и терминов.
1.Работая над темой, следует ответить на вопросы, что такое история, зачем нужна она современному человеку. Материалом для ответов может послужить содержание лекции, материал учебников, рекомендованных в списке основной литературы, а также доступно излагающие данный вопрос учебник Радугина А.А., вводная глава учебника «Всемирная история» под редакцией Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой, указанные в списке дополнительной литературы. Итог работы – осознание ценности исторического знания как коллективной памяти народа, о которой В.Г. Белинский писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем» (Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т. II – М., 1957. – С. 291–292).
2.Многообразие концепций исторического развития связано с тем, что на ход человеческой истории оказывают постоянное воздействие различные факторы: космическо–биологические, социально–культурные, хозяйственно–экономические, научно–технические и другие. В зависимости от того, влиянию каких факторов отдает предпочтение тот или иной исследователь, он создает ту или иную концепцию.
Знакомясь с различными концепциями общественного развития по названным выше учебникам, в том числе Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой (С. 14–20), следует обратить внимание и на содержащуюся в них характеристику формационного и цивилизационного подходов к истории, их достоинства и
недостатки, а также на отражение данных подходов в отечественной историографии (см. также: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе ци–_вилизаций. – М.: КДУ, 2006. – С. 36–42).
3. Для ответа на третий вопрос достаточно изучить размещенную в данном пособии вступительную статью «Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории». Кроме этого, рекомендуется познакомиться с материалом книги Л.И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций» (С. 42–49), обратив внимание на выводы о том, что Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку: Россия представляла собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив. Их анализу будут посвящены следующие семинары.
2 Темы эссе*
1. Зачем нужна дисциплина «История России» в учебных планах технических вузов?
2. К. Леви–Стросс утверждал: «Либо XXI век будет веком гуманитарных наук, либо его вообще не будет». Как Вы понимаете смысл этого утверждения?
*Максимальный объем ответа – три страницы рукописного текста.
3 Заполнить таблицы
Формационный подход |
||
Достоинства |
|
Недостатки |
|
|
|
Цивилизационный подход |
||
Достоинства |
|
Недостатки |
|
|
|
Семинар № 2
Россия – страна «христианского Востока».
Киевская Русь как раннефеодальная монархия.
Язычество восточных славян.
3. Крещение Руси: предпосылки, методы, последствия.
Термины
Государство, монархия, феодализм, раннефеодальная монархия, фетишизм, анимизм, тотемизм, политеизм, антропоморфизм, религия, церковь, догматы, культ, таинства.
Темы докладов
1. Норманизм и «антинорманизм» вчера и сегодня.
2. Исторические условия появления и становления христианства.
Литература основная
Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5–е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл. 1, § 1.
Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10–е изд., 2009. – Тема 1.1.
– Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб: Питер , 2013. – 810 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1
Литература дополнительная
Ахл– Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Кн. I. IX–XVI вв. – М.: "Книжная палата", 1991. – С. 80 – 107.
Ахл– Введение христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987. – С. 8–20 (социальные предпосылки и последствия крещения Руси).
– Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. – Ленинград: Общество «Знание», 1988. – 32 с.
Ахл–Раушенбах Б.В. Как была крещена Русь.– М.: Политиздат, 1989. – 320 с.
Ахл– Семенова М. Мы – славяне. Энциклопедия. – СПб.: Домино, 1997.– 470 с.
– Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно–методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1
– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1