Файл: методичка по Истории России 2014.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2025

Просмотров: 291

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические указания

Оглавление

1. Введение

2. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

3. Между востоком и западом: россия на перепутьях истории*

4. Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

1. История России /Под ред. А.А. Радугина. – м.: Библионика, 2004. – c.23–44.

5. Планы семинарских занятий

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Темы эссе*

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Тема эссе

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Заполнить таблицу

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Задание для письменного ответа

Россия в XVIII веке – шаг навстречу европейской цивилизации.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Тема эссе

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

Реформы и контрреформы в России во второй половине xiXвека.

2 Логическое задание

Исторический эксперимент социалистического строительства

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Тема эссе

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Подготовка к итоговому тестированию

6 Приложения

Методические рекомендации по оформлению доклада

Реферативная форма работы

Вопросы для повторения.

214013 Г. Смоленск, Энергетический проезд, 1

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия– проанализировать предпосылки и последствия первого масштабного выбора в истории Руси — «выбора веры».

1. В первом вопросе необходимо проследить процесс формирования Древнерусского государства, обратив внимание на роль варяжского элементаи на события 862 г. и 882 г. Раскрыв значение терминов «раннефеодальная монархия», «феодализм», докажите, что Киевская Русь былараннефеодальной монархией. Для этого вам необходимо:

  • проанализировать изменения в социальном составе древнерусского общества, отразившиеся впоследствии в «Русской Правде» (обратив внимание на категории зависимого населения);

  • рассмотреть систему управления государством;

  • осветить процесс формирования налоговой системы (обратив внимание на события 945 г. и их последствия);

  • охарактеризовать первый на Руси письменный сборник законов «Русская Правда»;

  • а также выявить общее и особенное в развитии Киевской Руси и раннефеодальных монархий Западной Европы.

В выводах по вопросу следует подчеркнуть, что раннефеодальному русскому государству была необходима единая государственная идеология (применительно к X в. – единая государственная религия).

2.По второму вопросу следует раскрыть понятие «язычество»,проанализировать основные этапы в развитии религиозныхпредставлений; охарактеризовать эволюцию язычества восточных славян, выделив черты тотемизма, анимизма,фетишизма и магии, охарактеризовать основных представителей языческогопантеона Киевской Руси накануне принятия христианства.

Обратите внимание, что замена политеистической религии монотеистической соответствует определенному этапу социально–политического развития общества. Потребность в монотеистической религии возникает, как правило, в условиях формирования (или существования) единого государства.

3.По третьему вопросу, не увлекаясь пересказом легенды о «выборе веры», необходимо раскрыть важнейшие внутренние и внешниепредпосылки, обусловившие выбор Киевской Русью в конце X в. именновосточного (византийского) варианта христианства, а также показать(избегая односторонних оценок) влияние принятия христианстванасоциально–культурную жизнь и светскую власть в Древнерусскомгосударстве.


2 Тема эссе

  1. Воспользуйтесь знанием признаков раннефеодальной монархии (наличие власти одного, передаваемой по наследству; наличие постоянного войска; наличие свода законов; наличие, хотя бы в зачатке, налоговой системы; наличие феодального землевладения; наличие пережитков предшествующего этапа общественного развития)и ответьте на вопрос: было ли королевство франков при Карле Великом раннефеодальной монархией?

Семинар №3

Россия между Востоком и Западом в XIIXV вв.

  1. Эволюция восточнославянской государственности в XI–XII вв. Причиныи последствия феодальной раздробленности.

  2. Влияние монголо–татарского нашествия на развитие северо–востокаРуси. Орда и Русь: разные взгляды на одну проблему.

3. Объединение русских земель вокруг Москвы: предпосылки, ход, итоги, значение. Специфика формирования единого российского государства.

Термины

Демократия, республика, олигархия, аристократия, авторитаризм, иго, митрополит, патриарх, автокефальная церковь.

Темы докладов

1. Альтернативные варианты политического развития: Великий Новгород и Владимиро–Суздальское княжество.

2. Другая Русь: Великое княжество Литовское и Русское в XIIIXVI вв. 3. Причины возвышения Москвы.

4. Влияние монгольской культуры и права на русскую культуру и право.

Литература основная

Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5–е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл. 1, § 3.

Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10–е изд., 2009. – Тема 2.1.

–Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб: Питер, 2013. – 810 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1

Литература дополнительная

Чзп – Горский А.А. К вопросу о причинах «возвышения» Москвы //Отечественная история. 1997. № 1. – С. 3–9.

Чз– История России с древнейших времен до 1861 г. /Под ред. Н.И. Павленко. –М.: Высшая школа, 2001. – 350 с.

Чзп– Рязановский В.А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и права на русскую культуру и право // Вопросы истории. 1993. №7. – С. 152–163.

–Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно–методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1


–История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия– проанализировать результаты воздействия Запада и Востока на развитие России к концу XV в., показав усиление антиевропейских тенденций.

1. По первому вопросу следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность является закономерным этапом в эволюции феодальногообщества. Рассмотрите процесс распада Киевской Руси, обратив внимание насобытия 1015 г., 1054 г., 1097 г., 1132 г. При анализе причин распадаДревнерусского государства обратите внимание на такие как:

  • развитие феодального землевладения и усиление центробежных политических тенденций;

  • неупорядоченная система наследования великокняжеского престола;

  • ослабление роли Киева;

  • лишь относительное единство Киевской Руси.

Говоря о последствиях феодальной раздробленности, обратите внимание не только на отрицательные (ослабление перед лицом серьезной внешнеполитической угрозы и т.д.), но и на положительные (создание более благоприятных условий для экономического развития отдельных земель и княжеств; развитие региональных школ в архитектуре, живописи; и др.).

2. Второй вопрос, посвященный взаимовлиянию Руси и Орды, также предполагает многостороннюю оценку этого процесса. Однако, говоря о егоитогах, приходится констатировать накопление экономического отставаниярусских земель от западноевропейских, а также усилениездесь, посравнению с Западом, политического централизма, несвободы личности.

3.Определенную роль в развитии названных социально–политических процессов сыграла Москва, что и следует показать при раскрытии третьего вопроса. Говоря о специфике формирования единого российского государства, следует подчеркнуть роль политического фактора, т.е. то, что объединения и централизации требовала, в первую очередь, задача борьбы за национальную самостоятельность. В то время как на Западе главную роль в образовании централизованных государств сыграл экономический фактор–развитие товарно–денежных отношений, торговли, разрушавших замкнутость и обособленность феодального натурального хозяйства. Раскройте экономические, социальные и культурные предпосылки объединения русских земель. Проанализируйте причины возвышения Москвы и ход объединения русских земель (обратив внимание на то, что процесс объединения начинается в XIV в., а завершается в годы правления Василия III), подведите итоги объединительного процесса и раскройте последствия объединения.


Обратите внимание, что образование централизованного русского государства хронологически совпадает с образованием централизованных государств в Западной Европе (Франции, Англии, Испании). Внешне Русь опять вровень с Европой. Но за истекшие столетия (XIII–XV вв.) в развитии русских земель накопились отличия, которые нельзя не заметить.

2 Заполнить таблицу

Основные процессы

Западная Европа

Московская Русь

–в экономике

–в политической сфере

–в социальной сфере

–в духовно-нравственной сфере

Семинар №4

Россия накануне Нового времени (XVIXVII вв.)

1.XVI век – «столетие выбора»:

а) реевропеизация Московской Руси в первой половине XVI в.;

б) опричная политика Ивана IV и ее последствия.

2. «Смутное время» в России: причины, сущность, этапы, итоги. 3.Стабилизация в России при первых Романовых:

а) экономическое развитие; формирование всероссийского рынка;

б)социально–политическое развитие; предпосылки складывания российского абсолютизма.

Термины

Парламентаризм, самодержавная монархия, сословно–представительная монархия, легитимность, Реформация, церковный раскол, раскольники, старообрядцы, уния, капитализм, мануфактура.

Темы докладов

1. Временные границы Смуты.

2.Церковный раскол: сущность, причины, итоги и последствия.

3. Быт и культура Московской Руси XVII в.

Литература основная

Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5–е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл.2, § 2, 3.

Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10–е изд., 2009. – Тема 2.3.