Файл: методичка по Истории России 2014.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2025

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические указания

Оглавление

1. Введение

2. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

3. Между востоком и западом: россия на перепутьях истории*

4. Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

1. История России /Под ред. А.А. Радугина. – м.: Библионика, 2004. – c.23–44.

5. Планы семинарских занятий

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Темы эссе*

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Тема эссе

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Заполнить таблицу

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Задание для письменного ответа

Россия в XVIII веке – шаг навстречу европейской цивилизации.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Тема эссе

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

Реформы и контрреформы в России во второй половине xiXвека.

2 Логическое задание

Исторический эксперимент социалистического строительства

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Тема эссе

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

2 Подготовка к итоговому тестированию

6 Приложения

Методические рекомендации по оформлению доклада

Реферативная форма работы

Вопросы для повторения.

214013 Г. Смоленск, Энергетический проезд, 1

–Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб: Питер , 2013. – 810 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1

Литература дополнительная

Чзп – Лисейцев Д.В. Временные границы Смуты//Российская история. 2012. №5. – С. 43-54.

Чзп– Морозова Л.Е. Василий Иванович Шуйский //Вопросы истории. 2000.№10.–С. 72–96.

–Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно–методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1

–История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия – раскрыть суть цивилизационного выбора, сделанного Россией в XVI веке, проанализировать последствия этого выбора.

1.По первому вопросу необходимо показать, как после обретения полного суверенитета ускоряется с конца XV в. социально–экономическое развитие Московской Руси, появляется орган сословного представительства Земский собор, проводится ряд важнейших административных, социальных и правовых реформ, укрепляющих русское государство и его позиции на европейской политической арене. Крутой поворот «на Германы», осуществленный Иваном IV, его опричная политика отбрасывают страну назад от уже завоеванных позиций, в очередной раз приводят к деевропеизации Руси и, в известной степени, служат предпосылкой периода, названного историками «смутное время». Проанализируйте причины выбора восточного пути развития, сущность опричнины и ее последствия, такие как:

– огромные людские потери;

– глубокий социально–экономический кризис;

– ускорение процесса закрепощения крестьян;

– падение международного авторитета страны.

2. По второму вопросу следует подчеркнуть, что несмотря на переплетение различных по характеру явлений, главное содержание «Смутного времени»– нарушение внутреннего равновесия русского общества из–за утраты одной из важнейших частей его конструкции –легитимной монархии. Попытки различных лиц и поддерживавших их социальных групп восстановить утраченную стабильность долгое время были неудачными, так как возникавшие сочетания общественных сил не приносили желаемого результата.

Утраченный с кончиной царя Федора Иоанновича баланс сил в русском обществе был восстановлен после избрания Земским Собором в 1613 году на царство 16–летнего Михаила Романова. Бояре Романовы сумели подняться до осознания общенациональных задач, важнейшей из которых было преодоление анархии.

Отвечая на вопрос, дайте определение термина «Смута», хронологические рамки этого периода, проанализируйте причины и сущность, кратко охарактеризуйте основные этапы, выделите причины победы Михаила Романова на Земском Соборе 1613 г., рассмотрите итоги «Смутного времени».

3.Основные направления деятельности правительств первых Романовых следует проанализировать, раскрывая третий вопрос. Вамнеобходимо, пользуясь предложенным планом, описать время правления Михаила, Алексея, Федора, Софьи Романовых. Раскрывая экономическое развитие России, обратите внимание на развитие мелкого товарного производства, на процесс возникновения мануфактур и его отличия от западноевропейского, на рост городов и торговли, на специализацию районов и формирование всероссийского рынка, т.е. на становление капиталистических отношений в России. Анализируя социально–политическое развитие, перечислите мероприятия, способствовавшие усилению власти монарха, осветите предпосылки складывания российского абсолютизма.


2 Задание для письменного ответа

Изучите фрагмент статьи Георгия Федотова «Россия и свобода» и прокомментируйте его.

Есть одна область средневековой Руси, где влияние татарства ощущается сильнее сперва почти точка на карте, потом все расплывающееся пятно, которое за два столетия покрывает всю восточную Русь. Это Москва, «собирательница» земли русской. Обязанная своим возвышением прежде всего татарофильской и предательской политике своих первых князей, Москва благодаря ей обеспечивает мир и безопасность своей территории, привлекает этим рабочее население и переманивает к себе митрополитов…Национальное освобождение уже не за горами.Чтобы ускорить его, готовы с легким сердцем жертвовать элементарной справедливостью и завещанными из древности основами христианского общежития. Захваты территорий, вероломные аресты князей-соперников совершаются при поддержке церковных угроз и интердиктов. В самой московской земле вводятся татарские порядки в управлении, суде, сборе дани. Не извне, а изнутри татарская стихия овладела душой Руси, проникла в плоть и кровь. Это духовное монгольское завоевание шло параллельно с политическим падением Орды. В XV веке тысячи крещёных и некрещёных татар шли на службу к московскому князю, вливаясь в ряды служилых людей, будущего дворянства, заражая его восточными понятиями и степным бытом.

Само собирание уделов совершилось восточными методами, непохожими на одновременный процесс ликвидации западного феодализма. Снимался весь верхний слой населения и уводился в Москву, заменяясь пришлыми и чужими людьми. Без остатка выкорчевывались все местные особенности и традиции – с таким успехом, что в памяти народной уже не сохранилось героических легенд прошлого. Кто из тверичей, рязанцев, нижегородцев в XIX веке помнил имена древних князей, погребённых в местных соборах, слышал об их подвигах, о которых мог бы прочитать на страницах Карамзина? Древние княжества русской земли жили разве в насмешливых и унизительных прозвищах, даваемых друг другу. Малые родины потеряли всякий исторический колорит, который так красит их везде во Франции, Германии и Англии. Русь становилась сплошной Московией, однообразной территорией централизованной власти: естественная предпосылка для деспотизма”.

Семинар №5


Россия в XVIII веке – шаг навстречу европейской цивилизации.

1.Реформы в России в первой четверти XVIII в.: предпосылки, итоги, значение.

  1. Россия после Петра I: основные тенденции развития.

  2. «Просвещенный абсолютизм» в России. Век Екатерины.

Термины

Гуманизм, рационализм, Просвещение, просвещенный абсолютизм, социальная революция, промышленный переворот, традиционализм, модернизация.

Темы докладов

1. Эпоха дворцовых переворотов.

2. XVIII век в истории Европы: Просвещение и политика «просвещенного абсолютизма».

Литература основная

Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5–е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл. 3, §2, 3.

Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10–е изд., 2009. – Тема 3.1, 3.2.

–Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб: Питер, 2013. – 810 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1

Литература дополнительная

–Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. – С. 263–300 (гл. XI.

Европейничанье – болезнь русской жизни).

Чзп – Запесоцкий Ю.А. Петровские реформы как культурная доминанта (перечитывая Д.С. Лихачева) //Новая и новейшая история. 2007. № 4. – С. 67–74.

Чзп– Плотников А.Б. Ограничение самодержавия в России с 1730 г.: идеи иформы //Вопросы истории. 2001. №1. – С. 60–69.

Ахл– Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. – М.: Книга, 1989. – 457 с.

Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно–методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1

–История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

1 Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия – проанализировать основные тенденции развития России в XVIII веке, сравнить их с основными тенденциями развития западноевропейских государств.

  1. По первому вопросу необходимо охарактеризовать предпосылки, цели, итоги, цену и консервативный характер преобразований Петра I,который попытался «европеизировать» Россию при помощи проводимых«сверху» реформ. Несмотря на масштабы и впечатляющие результатыреформ Петра I, ему не удалось переломить основополагающие социально–экономические и социально–политические тенденции развития России,которые оставались антиевропейскими.

  2. Вплоть до конца XVIII в. (включая период «просвещенного абсолютизма» Екатерины II) доминирующими тенденциями развития Россииоставались усиление самовластия, ужесточение крепостнических порядков,усиление позиций дворянства. Эти тенденции необходимопроиллюстрировать, используя материал учебника.


3.По третьему вопросу следует акцентировать роль гуманитарного знания в формировании человека нового времени – в утверждении его достоинства, в высвобождении его от духовной деспотии церкви, в раскрепощении его социальной инициативы и предприимчивости. Именно этот новый тип личности становился активным участником важнейших событий и процессов XVIII века – социальных революций (во Франции, Новом Свете), промышленного переворота. Охарактеризовав основные идеи просветительского движения (естественные права человека,общественный договор, разделение ветвей власти, равенство перед законом, критика церкви, просветительство и др.), следует также раскрыть сущность политики «просвещенного абсолютизма». Воспользуйтесь знанием признаков политики «просвещенного абсолютизма» (ослабление сословных перегородок; масштабные законодательные инициативы; реформы государственного аппарата с целью повышения его эффективности; ослабление позиций церкви; поощрение буржуазного развития; развитие образования, распространение идей Просвещения) и проиллюстрируйте их фактами, относящимися к периоду правления Екатерины II.