ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2025
Просмотров: 210
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)
3. Между востоком и западом: россия на перепутьях истории*
4. Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
1. История России /Под ред. А.А. Радугина. – м.: Библионика, 2004. – c.23–44.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
2 Задание для письменного ответа
Россия в XVIII веке – шаг навстречу европейской цивилизации.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Реформы и контрреформы в России во второй половине xiXвека.
Исторический эксперимент социалистического строительства
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
2 Подготовка к итоговому тестированию
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Цель семинара– проследив процесс создания «государственного социализма» в СССР, показать историческую обусловленность преобразований в экономической, политической и идеологической сферах.
1– 2. При рассмотрении вопросов № 1 и № 2 необходимо охарактеризовать две принципиально различные модели социалистического строительства, одна из которых базировалась на применении экономических методов (НЭП), а другая на внеэкономическом принуждении и административно–командных методах, проанализировать объективные и субъективные причины, по которым предпочтение было отдано последней. Раскрыв термин «тоталитаризм», выделите основные черты тоталитарного государства (наличие единственной партии, лидер которой является и лидером государства;
сращивание партийного и государственного аппаратов; господство единой общеобязательной идеологии; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация общественной жизни; централизованное плановое хозяйство; всесторонний контроль за жизнью общества) и докажите их наличие в СССР в 30–х – нач. 50–х гг.
3. Вопрос №3 предполагает анализ попыток смягчитьадминистративно–командную систему, не меняя ее принципиально,расширить хозяйственную самостоятельность предприятий, демократизировать внутриполитическую жизнь. Особое внимание следует уделить содержанию хозяйственной реформы 1965 г., разработанной под руководством А.Н. Косыгина.
4. Рассматривая последний вопрос, следует показать нарастание консервативных тенденций в идеологии; и в политике правящей партии, формирование механизма торможения в экономической сфере, распространение кризисных явлений на духовно–нравственную сферу:
упадок этики, снижение моральных критериев, массовое воровство;
неуважение к честному труду и агрессивная зависть к любым повышенным трудовым доходам;
неверие в провозглашаемые цели и намерения, апатия и безразличие;
паразитическая уверенность в гарантированной работе и социальной безопасности;
физическая и духовная деградация части нации на почве пьянства и безделья.
Смена политического курса в этих условиях становилась необходимой и неизбежной.
2 Тема эссе
Великая Отечественная война в истории нашей семьи.
Семинар №9
От СССР к России
1. Основные этапы преобразований в СССР:
а) попытка «ускорения» развития социализма (1985–1986);
б) попытка «перестройки» социализма (1987–1991); путч в августе 1991 г. и его провал.
Начало радикальной социально–экономической модернизации России.
Политический кризис осенью 1993 г. и его разрешение.
Термины
Стагнация, перестройка, новое политическое мышление, путч, Конституция, санкции, интеграция,сепаратизм, постиндустриальное общество.
Темы докладов
1. Перестройка и причины крушения СССР.
2. Конституционные основы современной России.
3. Постсоветская Россия в современном геополитическом пространстве.
Литература основная
Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5–е изд., перераб. И доп. 2009. – Гл.14, §2,3,4 .
Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10–е изд., 2009. – Тема 11.
– Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб: Питер , 2013. – 810 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1
Литература дополнительная
Чз – Геллер М., Некрич А. История России. 1917–1995. В 4–х т. – М.: Мик, Агар, 1996. – Т.3,4.
Чз – Конституция РФ. (Любое издание).
Чзп – Медушевский А.Н. Перестройка и причины крушения СССР с позиций аналитической истории//Российская история.2011.№6.– С. 3-30.
Чзп –Согрин В.В. 1985–1995: реалии и утопии новой России //Отечественная история. 1995. №2. – С. 3–16.
Чзп –Согрин В.В. Уроки российской истории и современные реформы //Вопросы философии. 2002. №11. – С. 3–23.
Чзп – Согрин В.В. Второе пришествие либерализма в Россию (опыт историко–политологического анализа) // Отечественнаяистория. 1997. №1. – С. 105–117.
–Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно–методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1
–История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3е изд., перераб. И доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Цель занятия– проанализировать основные этапы преобразований в СССР, а затем – в России, начиная с 1985 г.; рассмотреть итоги этихпреобразований.
Раскрывая первый вопрос, следует обратить внимание:
на факторы, за счет которых новое политическое руководство странынамеревалось ускорить развитие социализма (ускоренное развитиемашиностроения, школьная реформа и др.);
на содержание политической реформы, получившей отражение в Законеоб изменениях и дополнениях к Конституции СССР;
на различные проявления политического радикализма, предшествовавшиепопытке государственного переворота в августе 1991 г.
2. Второй вопрос предполагает характеристику либеральных экономических реформ, начавшихся в 1992 г., их последствий. Следует показать обострение политической обстановки в России, вылившееся в вооруженное противостояние Верховного Совета и Президента в октябре 1993 г., и последовавшую за этим «десоветизацию» страны.
3.При подготовке ответа на третий вопрос, следует познакомиться, помимо обязательной литературы, с работами В.В. Согрина (см. список дополнительной литературы), который убедительно показывает, что вместо обещанной радикалами «вестернизации» России произошла ее «латиноамериканизация».
2 Подготовка к итоговому тестированию
Подготовка к тестированию осуществляется по сборнику тестовых заданий по истории России, подготовленному на кафедре гуманитарных наук.
Итоговое тестирование проводится в специализированном компьютерном классе по завершении учебных занятий по дисциплине. Результаты тестирования учитываются при выставлении студенту итоговой оценки по дисциплине.
6 Приложения
Приложение 1
Методические рекомендации по оформлению доклада
Объем доклада составляет 5–10 печатных листов, из них первый лист является титульным, второй отводится для плана, последний лист предназначен для списка литературы и иных источников информации. Доклад должен быть отпечатан. Доклад не засчитывается в случае механического переписывания статей или глав из учебника, а также в случае распечатки чужой работы из Интернета.
Доклад состоит из следующих частей (все части должны быть выделены в тексте):
План.
Введение.
Основная часть (название может соответствовать теме доклада).
Заключение.
Список использованных источников информации.
Во введении дается краткое обоснование выбора темы, демонстрируется ее актуальность и важность, освещаются взгляды и мнения, споры и дискуссии по данной проблеме, приводится краткая характеристика источников информации, используемых для подготовки к докладу, при необходимости приводится краткая характеристика исторической эпохи. Объем введения составляет около одного листа.
Основная часть состоит из двух–трех вопросов, в которых раскрывается данная тема. При написании доклада должно быть использовано не менее трех источников информации. Это могут быть монографии, учебные пособия, энциклопедические издания, журнальные или газетные статьи. Смысл содержания передается своими словами.
В заключении подводится итог работы. Формулируются выводы автора, оцениваются итоги рассматриваемого события, процесса и его последствия. Объем заключения составляет не более одного листа.
Список литературы дается в алфавитном порядке с обязательным соблюдением необходимых знаков препинания.
На устное изложение доклада на занятии (доклад не зачитывается, а излагается) отводится 10–12 минут.
Приложение 2
Реферативная форма работы
Реферативная форма работы осуществляется под руководством преподавателя. В ходе работы над рефератом студент обязательно отчитывается о проделанной работе перед преподавателем во время консультаций на 6–ой и 12–ой учебных неделях. Окончательный вариант реферата должен быть сдан не позднее, чем за 10 дней до начала зачетной недели.
Темы рефератов
(темы рефератов регулярно изменяются)
Русские мыслители о России и русском народе.
Норманизм и «антинорманизм» вчера и сегодня.
Долговременные факторы в Российской истории.
Альтернативные варианты политического развития: Великий Новгород и Владимиро–Суздальское княжество.
Другая Русь: Великое княжество Литовское и Русское в XIII–XVIвв.
Осада Смоленска в русско–польской войне 1609–1618 гг.
Церковный раскол: сущность, итоги, последствия.
Эпоха дворцовых переворотов.
Роль Смоленского сражения в Отечественной войне 1812 г.
Западники и славянофилы о путях модернизации России.
Русская культура первой половины XIX в. И её вклад в мировую культуру.
Общественная мысль и особенности общественного движения в России во второй половине XIX в.
Общественное движение в России на рубеже XIX–XX вв.
Русская культура второй половины XIX в. И её вклад в мировую культуру.
Государственные Думы в России в 1906–1917 гг.: опыт российского парламентаризма.
Альтернативы политического развития России в 1917 году.
Политическая борьба в СССР в 20–30–х гг. и её результаты.
Индустриализация и коллективизация в СССР: формирование централизованной экономики.
Культурная революция в СССР: успехи и потери.
Смоленское сражение и Вяземский «котёл» 1941 г.
НТР и её влияние на ход общественного развития.
Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950–70–х гг.
СССР в сер. 60 – сер.80–х гг.: нарастание кризисных явлений.
Радикальные реформы в России в 90–х годах. Современная Россия и перспективы её развития.
Внешняя и внутренняя политика России в условиях новой геополитической ситуации (2000 – 2014 гг.)