Файл: Методичка по истории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2025

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время наиболее перспективная тенденция познания истории России связана с отношением к отечественной истории как к неотъемлемой части мирового исторического процесса с учетом особенностей российского варианта развития человеческой цивилизации.

Изучение истории любого народа и государства, в том числе и России, возможно только на основе учета как объективных, так и субъективных факторов развития.

К объективным факторам относятся:

– среда обитания (размеры территории и ее природные ресурсы, природно-климатические условия, коммуникационные особенности);

– геополитические условия (соседние народы и пограничные государства, взаимоотношения с ними, место в мировом разделении труда и роль в мировом сообществе);

– демографические процессы (численность, плотность населения, темпы его роста);

Субъективными факторами считаются:

– этнические, социокультурные, психологические особенности жизнедеятельности народа в конкретный исторический период;

– господствующие религиозные и идеологические представления, нравственные нормы и ценности;

– деятельность политических лидеров, исторических личностей, политических партий;

– научно-технические достижения и степень их овладения обществом и т.д.

Исследование всей совокупности данных факторов на основе принципов объективности (критическое осмысление всей совокупности фактов) и историзма (рассмотрение исторических явлений в развитии, в сопоставлении с другими явлениями и их оценка, исходя из конкретных условий конкретного времени) дает возможность получить научно взвешенную и достоверную картину исторического процесса.

Контрольные вопросы и задания.

1.Что такое «история»? Каковы социальные, познавательные и воспитательные функции истории как науки?

2.Какие цели имеет преподавание отечественной истории в высшем учебном заведении?

3.Какие периоды выделяются в отечественной истории? Является ли история России составной частью мирового исторического процесса?

4.С какой областью исторических знаний связано источниковедение? Какие типы и виды исторических источников Вы знает? Приведите примеры различных исторических источников.

5.Назовите вспомогательные отрасли исторических знаний.

6.Что входит в компетенцию историографии? Проанализируйте основные этапы развития отечественной историографии .


7.Какие составляющие необходимы для получения научной картины исторического прошлого России?

8.Как происходило формирование исторических знаний о Древней Руси в летописный период?

9. Дайте характеристику «Повести временных лет» по следующему плану:

-время появления (определите киевских князей, при которых создавалась летопись)

-цель написания «Повести временных лет»

-круг источников летописи

-библейские сюжеты , предания и факты гражданской истории, которые нашли отражение в «Повести временных лет»

-деяния древнерусских князей, запечатленные в летописи

-значение «Повести временных лет»

10.Составте биографическую справку об авторе «Повести временных лет».?

11.Какие новые исторические сочинения появились в XVI в.?

12.В чем значение творчества А. Лызлова?

13.Дайте характеристику творчества В.Н.Татищева. Почему, по Вашему мнению, В.Н.Татищева называют «отцом русской историографии»?

14.Заполните таблицу «Историки России XIX в.»

Н.М.

Карамзин

М.П. Погодин

К.Д. Кавелина

С.М. Соловьев

В.О. Ключевский

-годы жизни

-место рождения

-образование

-педагогическая деятельность

-основные труды

-концептуальные взгляды

15.Подготовьте историографическую справку об одном из представителей официальной советской исторической науки и эмигрантской исторической мысли XX в.

16.Сравните формационный и цивилизационный подходы в изучении исторического процесса и истории России. Как Вы считаете, почему сторонники цивилизационного подхода отличаются разнообразием своих позиций в определении цивилизационного статуса России?

17.Приведите примеры объективных и субъективных факторов истории России.

18.Выделите ведущие идеи евразийской теории. С каким течением общественной мысли XIX в. они были связаны? Как Вы считаете, что, по мнению евразийцев, имело решаюшее значение для развития России - западное (европейское) или восточное(азиатское) начало?


19.В чем Л.Н.Гумилев был продолжателем взглядов евразийства?

20.Дайте характеристику основных фаз развития этноса по-Гумилеву. Как Вы считаете, почему идеи Л.Н.Гумилева пользуются большой популярностью?

Темы творческих заданий (рефератов).

  1. «Повесть временных лет» об истоках древнерусской истории.

  2. Значение летописей в изучении Древней Руси.

  3. «Синопсис» И. Гизеля – первый учебник по истории России.

  4. В.Н. Татищев – «отец русской историографии».

  5. Н.М.Карамзин – создатель «Истории государства Российского».

  6. М.П.Погодин - историк: носитель охранительных взглядов или сторонник политического согласия в России.

  7. К.Д.Кавелин и государственная школа российской историографии.

  8. Научная биография С.М.Соловьева.

  9. В.О.Ключевский и его «Исторические портреты».

  10. Советский этап историографии отечественной истории.

  11. Российская историческая наука в эмиграции.

  12. Евразийство о месте и роли России в мировой истории.

  13. Л.Н.Гумилев и поиск новых подходов осмысления истории России.

  14. Цивилизационный подход в изучении истории России: истоки и ведущие концепции.

  15. Археологические открытия российской истории.

Литература


1.Учебная литература

1.Отечественная история IX- начала XXI века: курс лекций. / Под ред.Смирновой М.И. Рекомендовано НМС по истории Министерства образования и науки России в качестве учебного пособия по дисциплине «Отечественная история» для студентов высших заведений неисторических специальностей. М.: Издательский дом МЭИ. 2007.

2.История России / Под ред. Зуева М.Н. и Чернобаева А.А. Изд. 2-ое М. 2004.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. М. 2003.

2. Труды классиков отечественной историографии

1.Карамзин Н.М. История государства Российского. Любое издание.

2.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Любое издание.

3.Ключевский В.О. Исторические портреты. М. 1992.

4.Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1-5. Любое издание.

5.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главней­ших деятелей. Любое издание.

6.Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Любое изд.

3. Учебно-методическая литература

1.Краснова Л.И., Смирнова М.И. История России с древнейших времен до конца XX века. Материалы к практическим занятиям. Методическое пособие по курсу «Отечественной истории» для студентов всех институтов и факультетов МЭИ (ТУ).М. : Издательский дом МЭИ.2006

2.Хрестоматия по Отечественной истории с древнейших времен до начала XXI в. Учебное пособие .М.: Издательский дом МЭИ.2007.

3.Смирнова М.И.Политические партии России. История и современность. Методическое пособие по курсу «Отечественной истории» для студентов всех факультетов МЭИ. М.: Издательство МЭИ.2001

4. Дмитриева И.А., Смирнова М.И. Современное прочтение сталинизма. Методическое пособие по курсу «Отечественной истории» для студентов, обучающихся по всем направлениям МЭИ. М.: Издательство МЭИ. 2004.

4.Дополнительная литература

1.Историография истории России до 1917 года / Под ред. Лачаевой М.Ю.

В 2-х т. М.2003.

2.История Отечества с древнейших времен до наших дней: Энциклопедический словарь. М.,1999.

3.История России в лицах с древности до наших дней: Биографиче­ский словарь. М.1997.

4.История России с древнейших времен до конца XX века/ Отв.ред. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. В 3-х т. Изд. 3-ое. М. 2006.

5.Политические партии России: история и современность. / Под ред. Зевелева А.И., Свириденко Ю.П., Шелохаева В.В. М. 2000.


Содержание стр.

Раздел I.Понятие истории. Основные отрасли исторических знаний 3

Раздел II. Традиции отечественной историографии истории России 8

Раздел III. Ведущие направления современной исторической мысли 37

Учебное издание

Марина Ивановна Смирнова.

Ведение в курс «Отечественная история»

Методическое пособие по курсу «Отечественная история»

для студентов МЭИ (ТУ),

обучающихся по все направлениям подготовки

.

Редактор издательства

ЛР № 020528 от 05.06.97

Темплан издания МЭИ 2008, учебн. Формат 60х84/16

Подписано в печать

Печ. Л. 3,0 Тираж 1000 Изд.№ Заказ

Издательство МЭИ, 111250, Москва, Красноказарменная ул., д. 14.

Отпечатано в типографии ЦНИИ «Электроника», 117415, Москва,

Просп. Вернадского, д. 39