ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2025
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
Классы точности Таблица 5
Примечания: 1)Для приборов с линейной или параболической шкалой;
2)Для приборов с гиперболической или
логарифмической шкалой;
3) См.текст
Пределы дополнительных погрешностей и другие характеристики средств измерений, влияющие на точность результатов измерений, указываются в технических описаниях или частных стандартах на отдельные виды средств измерений.
Дадим дополнительные пояснения по табл. 5.
Абсолютная погрешность определяется, строго говоря, как разность между измеренным значением и истинным значением физической величины. Получение истинного значения реальными средствами недостижимо, поэтому в каждом конкретном измерительном эксперименте оно заменяется действительным значением, измеренным средством измерения, обеспечивающим проведение измерения той же величины с погрешностью в 3 – 5 раз меньшей, чем при исходном измерении.
Для случаев, когда классы точности устанавливаются по приведенным погрешностям, в качестве нормирующего значения принимается конечное значение для приборов с диапазоном измерений от нуля до конечного значения или полная длина шкалы в миллиметрах.
Сопротивление амперметра (RА) определяется между входными зажимами прибора. Влияние входной емкости амперметра в большинстве случаев не учитывается.
Входное сопротивление и входная емкость (при измерении переменных напряжений) являются важными характеристиками вольтметров. При необходимости учитывается также емкость входного кабеля.
Сопротивление изоляции между входными зажимами омметров иногда указывается в описании или косвенно определяется погрешностями прибора при измерении соответствующих значений сопротивлений.
Частотный диапазон приборов при измерении синусоидальных токов и напряжений задается нормальной и рабочими областями частот. При измерении сигналов, частота которых соответствует рабочей области, рассчитываются дополнительные погрешности.
4. РАСЧЕТ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ,
ТОКОВ И СОПРОТИВЛЕНИЙ
Как отмечалось выше, суммарная погрешность измерения находится как сумма всех возможных составляющих инструментальной и методической погрешностей и погрешности отсчитывания [2].
Таким образом, при измерении неизменных во времени физических величин (не учитывается динамическая погрешность) пределы суммарной погрешности (рассматривается случай предельного суммирования, когда доверительная вероятность равна единице) определяются следующими выражениями
(8)
+
вп.отс.
+ вп.мет,
НП,
= нп,
осн.++
нп.отс.
+ нп.мет,
где ВП, и НП, - верхние и нижние пределы суммарной погрешности;
вп, осн и нп, осн - верхние и нижние пределы основной погрешности;
и
-
сумма верхних и нижних пределов
дополнительных погрешностей при
отклонении влияющих величин от нормальных
условий;
вп.отс и нп.отс - верхние и нижние пределы погрешности отсчитывания;
вп.мет и нп.мет - верхние и нижние пределы методической погрешности.
Пределы основной погрешности рассчитываются в соответствии с классом точности прибора.
Пределы дополнитель
ных погрешностей рассчитываются с учетом значений влияющих величин и нормированием пределов дополнительных погрешностей.
Пределы погрешности отсчитывания, обусловленной неправильным оцениванием на глаз доли деления шкалы, соответствующей положению указателя, и округления при интерполяции внутри деления (например, округление до половины деления или до одной десятой деления). Для аналоговых вольтметров погрешностью отсчитывания в большинстве случаев можно пренебречь по сравнению с инструментальной, если производить отсчет с округлением до 0,1- 0,2 доли деления
п.отс = 0,2дел.Сдел,
где Сдел = ХN /шк - цена деления шкалы;
шк– число делений шкалы, соответствующее нормирующему значению ХN;
[Сдел]= [Х]/дел – размерность Сдел.
Для цифровых приборов отс = 0.
Методическая погрешность при измерении напряжений возникает из-за конечности значений выходного сопротивления источника измеряемого напряжения (ИИН) и входного сопротивления и входной емкости вольтметра. Обычно эту погрешность называют погрешностью взаимодействия.
Для нахождения погрешности взаимодействия рассмотрим сначала случай, когда измеряется постоянное напряжение. Эквивалентная схема ИИН всегда сводится к двухполюснику, содержащему ЭДС Е и выходное сопротивление Rвых (рис. 8,а). Подключение вольтметра с входным сопротивлением Rвх к источнику напряжения уменьшает напряжение на зажимах источника (UV <E).
Погрешность взаимодействия определяется как
вз = UV - E = - UV Rвых /Rвх . (9)
На рис. 8,б показана эквивалентная схема, справедливая для случая, когда выходное сопротивление источника можно считать чисто активным, а входную цепь вольтметра представить параллельным соединением входного сопротивления (Rвх) и входной емкости (Свх).
Можно показать (см. приложение 1), что для этой схемы в соответствии с (П.1) и (П.2) имеем
вз=,
(10)
вз–UV(Rвых/Rвх)–0,5UV2.
(11)
Большей частью неизвестны точные значения Rвых, Rвх, Cвх, входящие в (10) - (11). Тогда, задаваясь крайними возможными значениями этих величин и пользуясь соответствующими комбинациями при вычислениях, можно оценить верхние и нижние пределы погрешности взаимодействия.
Методическая погрешность при измерении тока также обусловлена взаимодействием амперметра со схемой, в одну из ветвей которой включается прибор. В этом случае
вз = - IARА /Rвых. (12)
Методическая погрешность при измерении сопротивлений обусловлена влиянием сопротивления соединительных проводов (линии связи) rлс и сопротивлением изоляции между входными клеммами омметра () Rиз (рис.8,в), Поэтому
мет = Rизм - Rxд = rлс – R2 xд /Rиз . (13)
В двух последних случаях предельные значения методических погрешностей оцениваются аналогичным образом.
Правила округления чисел при записи результата измерения:
Допускается округление значений погрешностей на ±5%. Обычно
значения ВП, и НП, округляют до двух значащих цифр, например, +1,1 В или –1,3 В. Округление до двух значащих цифр нужно производить после выполнения всех вычислений; по крайней мере один, два лишних знака надо при вычислениях сохранять.
Число, выражающее результат измерения, т. е. Xизм, должно оканчиваться цифрой того же разряда, что и значения ВП, и НП,, например, 120,0 В при ВП, = +1,1 В и НП,= –1,3 В. Округление чисел, выражающих Xизм и ВП, и НП,, производится по обычному правилу.
ЗАДАНИЕ
Ознакомиться с вольтметрами, имеющимися на лабораторном стенде. Внести в отчет их названия, обозначения типов, символические обозначения механизмов и основные характеристики.
Определить влияние частоты сигнала на показания всех используемых в работе вольтметров. Значения частот 50, 500, 5000 и 10000 Гц при измерении напряжения 15 В.
Выбрать вольтметр и измерить им среднее значение напряжения на зажимах 3—0. По полученным данным рассчитать среднеквадратическое значение напряжения U на зажимах 3—0, считая, что отношение периода Т к длительности импульса tи равно 1,5.
На зажимах, указанных преподавателем, измерить напряжение вольтметром, обеспечивающим наименьшую погрешность измерения. Записать результат и рассчитать погрешности измерения.
Между зажимами, указанными преподавателем, измерить ток. Записать результат и рассчитать погрешности измерения.
Измерить сопротивление, указанное преподавателем, омметрами, входящими в состав стенда. Записать результат с указанием погрешности измерения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Общие указания.
1. Более подробные схемы, характеристики и указания по применению используемых приборов приведены в наглядных материалах, расположенных на стенде, а также в факультативном дополнении к лабораторной работе №1, размещенном на сайте кафедры.
2. Ориентировочные данные источников сигналов, присоединенных изнутри стенда к зажимам 1—0; 2—0; ... , приведены на лабораторном стенде около этих зажимов. Эти данные необходимы для правильного выбора прибора и для расчета погрешности измерения.
3. Необходимо помнить, что при неправильном выборе исправный и точный прибор может дать показание, весьма далекое от истины (например, когда прибором измеряется сигнал такого вида, для которого он не предназначен; или, когда частота измеряемого сигнала находится за пределами рабочего частотного диапазона прибора; или, когда соотношение входного сопротивления прибора и выходного сопротивления источника сигнала таково, что подключение прибора существенно изменяет измеряемую величину на зажимах источника и т. п.).
4. При использовании многопредельных приборов обязательным является правильный выбор пределов измерения с желательным отсчетом результата измерения во второй части шкалы.
5. При расчете погрешностей измерения следует пользоваться материалами раздела 4, а также примерами расчета, приведенными в приложениях.
Указания по выполнению пунктов задания.
1. Перед выполнением п.1 по классам точности вольтметров рассчитать погрешность измерения напряжения 15 В; с учетом заданного частотного диапазона выбрать наиболее точный прибор. Все вольтметры подключаются параллельно к зажимам двух параллельных шин при этом общие точки электронных приборов должны быть подключены к одной шине, которая в свою очередь соединяется с зажимом «0» из пары 1- 0.
2. Для выполнения п. 2 задания нужно установить связь между среднеквадратическим и средним значениями импульсного напряжения. Для этого нужно применить общую формулу (5) и получить частную формулу, подобно тому, как из общей формулы (1) была получена частная формула (2).
3. При выполнении п. 3 задания нужно иметь в виду, что если для измерения данного напряжения в принципе подходят несколько вольтметров, то критерием для оптимального выбора одного из них должен быть минимум суммарной погрешности измерения, а не погрешности вольтметра (см. раздел 4). Следует также выполнять п.п. 2,3,4 общих указаний.