ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.06.2025

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15

Развитие мирового сообщества наглядно демонстрирует, что в последнее время критически важным государственным ресурсом, оказывающим все большее влияние на национальную безопасность, становится информация, циркулирующая в автоматизированных системах управления и связи. Данные системы являются неотъемлемым компонентом структуры управления государством, экономикой, финансами и обороной. Ускоренное развитие компьютерных технологий не только в значительной мере способствовало повышению эффективности их функционирования, но и открыло дополнительные возможности для преднамеренного деструктивного воздействия на них противостоящей стороны. В сложившейся обстановке ряд развитых западных государств, и в первую очередь США, в начале 90-х годов вплотную приступили к изучению и проработке проблем, связанных с противоборством в информационной сфере, или так называемой «информационной войны». В США под этим термином понимается комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, ее политическое и военное руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для Соединенных Штатов решений, а в ходе войны полностью парализовало структуру управления противника. Одновременно с наступательным воздействием информационное противоборство предполагает обеспечение надежной защиты национальной информационной инфраструктуры США.

В настоящее время разработанная Пентагоном концепция ведения ИВ реализуется на двух уровнях: государственном и военном.

На государственном уровне цель информационного противоборства в широком смысле слова заключается в ослаблении позиций конкурирующих государств, подрыве их национально-государственных устоев, нарушении системы государственного управления за счет информационного воздействия на политическую, дипломатическую, экономическую и социальную сферы жизни общества, проведения психологических операций, подрывных и иных деморализующих пропагандистских акций.

Информационные операции на данном уровне могут решать задачи национальных интересов США, предупреждение международных конфликтов, пресечение провокационных и террористических акций, а также обеспечения безопасности национальных информационных ресурсов.


На военном уровне ИО представляют собой комплекс мероприятий, проводимых в масштабах вооруженных сил страны, их видов, объединенных командований в зонах, и являются составной частью военных кампаний (операций). Они направлены на достижение информационного превосходства над противником (в первую очередь в управлении войсками) и защиту своих систем управления. Для этого могут использоваться любые военные и технические силы и средства, имеющиеся в распоряжении, при формальном соблюдении правовых, моральных, дипломатических, политических и военных норм. Перед ВС впервые поставлена задача воздействия на противника еще в угрожаемый период (до начала активных боевых действий) с тем, чтобы обеспечить выгодную для США направленность процессов управления и принятия решений противостоящей стороной.

В декабре 1992 года основные положения концепции информационного противоборства применительно к деятельно­сти ВС были сформулированы в общем виде в директиве министра обороны США № TS 3600.1 «Информационная война». В ней ставились задачи объединенному штабу КНШ и штабам видов вооруженных сил по разработке новой концепции. Эта работа была завершена к концу 1993 года и нашла свое отражение в директиве председателя КНШ МОР № 30-93. В ней идеи информационного противоборства были трансформи­рованы для ВС в концепцию «борьбы с системами управления» (БСУ). В директиве КНШ БСУ определялась как «комплексное проведение по единому замыслу и плану психологических операций, мероприятий по оперативной маскировке, радиоэлектрон­ной борьбе и физическому уничтожению пунктов управления и систем связи с целью лишения противника информации, вывода из строя или уничтожения его систем управ­ления при одновременной защите своих от аналогичных действий».

Директива МОР № 30-93 фактически выделила борьбу с системами управления в са­мостоятельный вид оперативного обеспечения боевой деятельности войск. Теория борь­бы с системами управления получила свое дальнейшее развитие в Едином уставе КНШ 3-13.1 1995 года «Совместные действия разнородных сил по борьбе с системами уп­равления противника».

В последующем, по мере развития компьютерных технологий и в связи с наметивши­мися тенденциями к повышению роли информации во всех сферах жизни современно­го общества, в том числе и в военном деле, американское командование было вынужде­но более широко взглянуть на проблему информационного противоборства.

В основу концепции информационного противоборства заложена обоюдная зависи­мость (уязвимость) США и их потенциальных противников от информации и информа­ционных систем. В связи с этим при ее реализации рассматриваются два аспекта дея­тельности - воздействие на информационную инфраструктуру противника и защита своей собственной информационной среды. Соответственно все ИО подразделяются на наступательные и оборонительные.


Наступательные информационные операции представляют собой комплексное про­ведение по единому замыслу и плану мероприятий по оперативной маскировке4, радио­электронной борьбе, программно-математическому воздействию на ИУС, физическому уничтожению (выводу из строя) объектов информационной инфраструктуры, а также психологических и специальных ИО. В ходе таких операций принимаются меры, ока­зывающие воздействие на сознание людей и направленные на срыв процесса принятия решений, а также действия с целью нарушения работы или уничтожения элементов ин­формационной инфраструктуры. Новым элементом наступательных информационных операций в сравнении с концепцией борьбы с системами управления являются специ­альные ИО и мероприятия по программно-математическому воздействию на компью­терные сети противника.

Оборонительные информационные операции представляют собой взаимосвязанные процессы по защите информационной среды, вскрытию признаков нападения, восста­новлению боеспособности и организации ответных действий на агрессию (нападение). Их основными элементами являются: обеспечение физической безопасности информа­ционной инфраструктуры, безопасности информации и скрытности действий войск (сил); вскрытие мероприятий по оперативной маскировке противника; контрпропаганда; кон­трразведка; радиоэлектронная защита и специальные информационные операции.

Оборонительные ИО должны обеспечивать своевременность и точность передачи дач­ных, гарантированный доступ к ним пользователей в условиях информационного воз­действия противника. В ходе их предусматривается проведение мероприятий по вос­становлению боеспособности информационных систем.

Наступательные и оборонительные ИО могут проводиться по единому замыслу и плану и взаимно дополнять друг друга. Они ориентированы на одни и те же объекты воздей­ствия, в качестве которых могут выступать:

- органы управления государства и его вооруженных сил;

- ИУС гражданской инфраструктуры (телекоммуникационные, включая средства мас­совой информации, транспортные, энергетического комплекса, финансового и про­мышленного секторов);

- управляющие элементы военной инфраструктуры (системы связи, разведки, бое­вого управления, тылового обеспечения, управления оружием);

- линии, каналы связи и передачи данных;

- информация, циркулирующая или хранящаяся в системах управления;


- общество в целом (как гражданское население, так и личный состав вооруженных сил), его государственные, экономические и социальные институты;

- руководящий состав и персонал автоматизированных систем управления, участву­ющий в процессе принятия решений.

В период проведения миротворческих операций объектами воздействия могут быть также военизированные, партизанские и политические организации, религиозные и социальные группы, отдельные лица, открыто или тайно выступающие против при­сутствия вооруженных сил США или союзников и препятствующие выполнению ими своей миссии.

По оценке американских экспертов, эффект целевого информационного воздействия на противника сравним с применением ОМП и угроза подвергнуться такому воздей­ствию может стать важным фактором сдерживания потенциального агрессора. По их мнению, эффективность этой угрозы прямо пропорциональна уровню технологическо­го развития и масштабам использования компьютерной техники в системах управления государством.

Являясь по своему характеру комплексным процессом, информационная операция представляет собой интегрированное, согласованное по времени использование раз­личных средств и методов, ориентированных на достижение определенной общей цели.

При проведении наступательных информационных операций основными традицион­ными методами являются психологические операции и мероприятия по оперативной маскировке, издавна применявшиеся для оказания влияния на сознание людей в про­цессе принятия ими решений, а также такие действия, как радиоэлектронное подавле­ние и использование средств физического уничтожения, направленные на нарушение функционирования или уничтожение элементов информационной инфраструктуры. К достаточно новым методам в данном случае можно отнести программно-математичес­кое воздействие на компьютерные сети противника и специальные информационные операции. Существует также множество других способов и действий, которые могут интегрироваться при проведении различного рода операций. Некоторые из них носят наступательный характер, другие - оборонительный. По мнению американских специ­алистов, их совместное использование крайне важно для достижения успеха в ходе про­ведения как оборонительных, так и наступательных операций.

Психологические операции представляют собой мероприятия по распространению специально подготовленной информации с целью оказания воздействия на эмоцио­нальное состояние, мотивацию и аргументацию действий, принимаемые решения и поведение отдельных руководителей, организаций, социальных или национальных групп и отдельных личностей иностранных государств в благоприятном для США и их союзников направлении. Они могут быть стратегическими, оперативными и такти­ческими по своим масштабам и их проведение может обеспечиваться мероприятиями оперативной маскировки.


На стратегическом уровне психологические операции могут проводится в форме про­паганды определенных политических или дипломатических позиций, официальных за­явлений либо сообщений руководителей государства.

На оперативном уровне такие операции могут проводиться в виде распространения листовок, с помощью радио- и телевещания, вещания с использованием средств гром­коговорящей связи, а также других средств для передачи информации, содержащей при­зывы, побуждающие личный состав вооруженных сил противника к массовому сабота­жу, дезертирству, бегству или капитуляции.

На тактическом уровне проведение психологических операций предполагает исполь­зование громкоговорящей связи и других средств для нагнетания страха, разжигания разногласий и роста неповиновения в рядах противника.

Воздействие на политических и военных лидеров, а также на руководителей (наиболее заметных представителей) СМИ, культуры и искусства противостоящей стороны являет­ся важным аспектом информационного противоборства в целом и психологических опе­раций в частности. В этой связи в США особое внимание уделяется созданию коллективных и индивидуальных моделей поведения представителей высшего и среднего звена го­сударственного и военного руководства, в частности составление психологических порт­ретов на руководителей (в войсках - до командира соединения включительно).

Для изучения военачальников потенциального противника и составления их психоло­гических портретов широко используются открытые источники, агентурные данные, а также мероприятия в рамках военного обмена, масштаб которого военно-политическое руководство США настойчиво стремится расширить.

Мероприятия по оперативной маскировке проводятся под руководством командую­щих объединенными группировками войск (сил). Их содержанием является оказание воздействия на органы принятия решений противника через его системы сбора, анали­за и распределения информации путем предоставления им заведомо ложной информа­ции и скрытия признаков реальной деятельности войск (сил). Цель этих мероприятий состоит в том, чтобы запутать, дезинформировать разведывательные органы противни­ка, заставить их делать неправильные выводы и, как следствие, добиться от военного руководства противника неверных действий. Эти мероприятия позволяют также опере­дить противника в принятии решения, что является ключом к успеху любой операции.