Файл: со страницы 216 ответ на 5 задачу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2025

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Электронный учебно-методический комплекс

Тепломассообмен

Учебная программа дисциплины Курс лекций

Учебное пособие к практическим занятиям Методические указания по лабораторным работам Методические указания по самостоятельной работе Банк тестовых заданий в системе UniTest

Красноярск ИПК СФУ

2009

УДК 621.3.036(075) ББК 31.12я73

Т34

Авторы:

М. С. Лобасова, К. А. Финников, Т. А. Миловидова, А. А. Дектерев, Д. С. Серебренников, А. В. Минаков, И. А. Кузоватов, В. В. Васильев

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Тепломассообмен» подготовлен в рамках реализации Программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ) на 2007–2010 гг.

Рецензенты:

Красноярский краевой фонд науки; Экспертная комиссия СФУ по подготовке учебно-методических комплексов дисциплин

Т34 Тепломассообмен [Электронный ресурс] : курс лекций / М. С. Лобасова, К. А. Финников, Т. А. Миловидова и др. – Электрон. дан. (4 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – (Тепломассообмен : УМКД № 1536–2008 / рук. творч. коллектива М. С. Лобасова). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования : Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти ; 50 Мб свободного дискового пространства ; при-

вод DVD ; операционная система Microsoft Windows XP SP 2 / Vista (32 бит) ;

Adobe Reader 7.0 (или аналогичный продукт для чтения файлов формата pdf). ISBN 978-5-7638-1689-1 (комплекса)

ISBN 978-5-7638-1756-0 (курса лекций)

Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320902508 (комплекса)

Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Тепломассообмен», включающего учебную программу дисциплины, учебное пособие к практическим занятиям, методические указания по лабораторным работам, методические указания к самостоятельной работе, контрольноизмерительные материалы «Тепломассообмен. Банк тестовых заданий», наглядное пособие «Тепломассообмен. Презентационные материалы».

Рассмотрена стационарная и нестационарная теплопроводность, изложены вопросы конвективного теплообмена при вынужденном и свободном движении жидкости, теплообмена при фазовых превращениях, лучистого теплообмена, а также основы массопереноса.

Предназначен для студентов направления подготовки бакалавров 221000.62 «Техническая физика» укрупненной группы 220000 «Автоматизация и управление».

© Сибирский федеральный университет, 2009 Рекомендовано к изданию Инновационно-методическим управлением СФУ

Редактор Л. Ф. Калашник

Разработка и оформление электронного образовательного ресурса: Центр технологий электронного обучения Информационно-телекоммуникационного комплекса СФУ; лаборатория по разработке мультимедийных электронных образовательных ресурсов при КрЦНИТ

Содержимое ресурса охраняется законом об авторском праве. Несанкционированное копирование и использование данного продукта запрещается. Встречающиеся названия программного обеспечения, изделий, устройств или систем могут являться зарегистрированными товарными знаками тех или иных фирм.

Подп. к использованию 30.11.2009 Объем 4 Мб

Красноярск: СФУ, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79


Оглавление

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ..........................................................

5

ВВЕДЕНИЕ..................................................................

6

МОДУЛЬ 1. ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ.........................

10

Лекция1. Стационарнаятеплопроводность. Основныеположения

теплопроводности......................................................................................

10

Лекция2. Теплопроводностьплоскойстенкибезвнутренних

 

источниковтепла........................................................................................

19

Лекция3. Теплопроводностьплоскойстенкиприналичии

 

внутреннихисточниковтепла..................................................................

28

Лекция4. Теплопроводностьцилиндрическойстенки

 

безвнутреннихисточниковтепла...........................................................

35

Лекция5. Теплопроводностьцилиндрическойстенки

 

приналичиивнутреннихисточниковтепла...........................................

46

Лекция6. Интенсификациятеплопередачи...........................................

53

Лекция7. Нестационарнаятеплопроводность. Аналитическое

 

описаниезадачтеплопроводности. Бесконечнаятонкаяпластина. 63

Лекция8. Бесконечныйцилиндр, шар. Определениеколичества

 

теплотытелаконечныхразмеров..........................................................

74

Лекция9. Регулярныйрежимохлаждениятел.....................................

85

МОДУЛЬ 2. КОНВЕКТИВНЫЙ ТЕПЛООБМЕН В

 

ОДНОФАЗНОЙ СРЕДЕ..............................................

94

Лекция10. Дифференциальныеуравненияконвективного

 

теплообмена................................................................................................

94

Лекция11. подобиеимоделированиепроцессовконвективного

 

теплообмена..............................................................................................

103

Лекция12. Теплообменприсвободнойконвекциивбольшом

 

объемеоколовертикальныхповерхностей.......................................

113

Лекция13. Свободнаяконвекцияокологоризонтальных

 

поверхностей. Свободнаяконвекциявограниченном

 

пространстве.............................................................................................

119

Лекция14. Теплоотдачапривынужденномпродольномомывании

плоскойповерхности...............................................................................

125

Лекция15. Теплоотдачапривынужденномпоперечномомывании

трубипучковтруб....................................................................................

133

Тепломассообмен. Курс лекций

3


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Лекция16. Описаниепроцессавынужденноготеченияжидкости

 

втрубах......................................................................................................

143

Лекция17. Определениекоэффициентовтеплоотдачи

 

привынужденномтечениижидкостивтрубах...................................

155

Лекция18. Отдельныезадачиконвективноготеплообмена

 

воднофазнойсреде.................................................................................

162

МОДУЛЬ 3. ТЕПЛООБМЕН ПРИ ФАЗОВЫХ

 

ПРЕВРАЩЕНИЯХ....................................................

168

Лекция19. Описаниепроцессаконденсациипара.............................

168

Лекция20. Теплоотдачаприконденсациинеподвижногопара.......

173

Лекция21. Теплоотдачаприконденсациидвижущегосяпара.........

179

Лекция22. Описаниепроцессакипенияжидкости.............................

185

Лекция23. Определениекоэффициентовтеплоотдачи

 

прикипенииоднокомпонентныхжидкостей.......................................

193

Лекция24. Кризисыкипения..................................................................

197

МОДУЛЬ 4. ТЕПЛООБМЕН ИЗЛУЧЕНИЕМ ............

201

Лекция25. Основныеположениятеплообменаизлучением...........

201

Лекция26. Законытепловогоизлучения.............................................

207

Лекция27. Теплообменизлучениеммеждутвердымителами,

 

разделеннымипрозрачной(диатермичной) средой.

 

Теласплоскопараллельнымиповерхностями..................................

212

Лекция28. Телособолочкойипроизвольнорасположенныетела221

Лекция29. Излучениегазовипаров.....................................................

232

Лекция30. Лучистыйтеплообменмеждугазомиоболочкой.

 

Примерыпрактическихзадач................................................................

238

МОДУЛЬ 5. МАССООТДАЧА ..................................

246

Лекция31. Теплоимассообменвдвухкомпонентныхсредах.

 

Основныеположениятеплоимассообмена.....................................

246

Лекция32. Теплоимассоотдачавдвухкомпонентныхсредах......

253

Лекция33. Тройнаяаналогия.................................................................

259

Аналогияпереносаимпульса, энергии имассыкомпонента

 

(тройнаяаналогия) ...................................................................................

259

Лекция34. Теплоимассоотдачапри испарениижидкости

 

впарогазовуюсреду. Испарениеводыввоздух...............................

264

Лекция35. Стационарноеиспарениекапли.........................................

272

Лекция36. Теплоимассообменприхимическихпревращениях...

278

ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................

289

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................

292

Тепломассообмен. Курс лекций

4


ПРЕДИСЛОВИЕ

Всвязи с быстрым развитием науки и техники все большее значение приобретают процессы тепло- и массообмена. Эффективность и надежность работы перспективных тепловых двигателей (ракетных, атомных, плазменных, МГД-генераторов и т. д.) существенным, а иногда и решающим образом зависит от того, насколько правильно организована система охлаждения проточной части двигателя, что в конечном счете определяется надежностью инженерных методов расчета теплообмена. Решение многих задач космической техники (проблема тепловой защиты, система жизнеобеспечения), авиационной техники (проблема теплового барьера при гиперзвуковых скоростях полета), большой энергетики (создание тепловых электростанций) неразрывно связано с успехами теории тепломассообмена.

Тепломассообмен является специальной дисциплиной подготовки бакалавров по направлению «Техническая физика», а также представляет собой один из важных разделов технической физики. Объем и уровень курса должны быть достаточны для усвоения ряда специальных дисциплин, решения основных практических задач, возникающих при выполнении и защите курсовых и дипломных работ. Курс базируется на изучении таких дисциплин, как физика, математика, вычислительная математика, информатика, термодинамика, механика жидкости и газа, и является базой для изучения профильных дисциплин подготовки магистров по направлению «Техническая физика», изучающих магистерскую программу «Теплофизика и молекулярная физика».

Врезультате изучения курса «Тепломассообмен» студенты должны овладеть не только теорией, но и методами расчета основных процессов переноса тепла и массы. Для инженерных расчетов традиционных задач имеется значительное количество расчетных формул, методика применения которых будет изучена в предлагаемом курсе. В то же время новая техника непрестанно выдвигает перед учением о тепломассообмене новые и разнообразные задачи, требуя от специалиста умения самостоятельно и творчески использовать его основные законы и методы, поэтому значительное внимание уделено раскрытию физических особенностей рассматриваемых процессов.

Тепломассообмен. Курс лекций

5

ВВЕДЕНИЕ

При наличии в некоторой среде неоднородного поля температур в ней неизбежно происходит процесс переноса тепла. В соответствии со вторым началом термодинамики этот перенос осуществляется в направлении уменьшения температуры (из области с большей температурой в область с меньшей). Точно так же при наличии в среде неоднородного поля концентраций некоторого i-го компонента смеси происходит процесс переноса массы этой примеси. Этот перенос также происходит в направлении уменьшения концентрации примеси. Процессы переноса тепла и массы (тепло- и массообмен) могут осуществляться за счет различных механизмов. За счет хаотического теплового движения или тепловых колебаний микрочастиц (молекул, атомов, ионов) осуществляется молекулярный (микроскопический) перенос тепла (теплопроводность) или массы (молекулярная диффузия). В движущейся жидкости или газе за счет перемещения объемов среды из области с одной температурой или концентрацией в область с другой происходит конвективный (макроскопический) перенос тепла или массы, который всегда сопровождается процессом молекулярного переноса.

При турбулентном движении жидкости или газа процессы конвективного переноса тепла и массы приобретают настолько специфический характер, что их можно выделить в самостоятельный вид переноса. Этот перенос, обусловленный пульсационным характером турбулентного движения, осуществляется за счет поперечного перемещения турбулентных молей и называется турбулентной или молярной теплопроводностью (диффузией).

Существует еще один механизм переноса теплоты, не имеющий соответствующего аналога в процессах массообмена, – излучение, которое осуществляется в результате испускания, распространения и поглощения электромагнитных волн в определенном диапазоне частот.

Процессы тепло- и массообмена, протекающие в двухфазной системе на границе раздела фаз, например, тепло- и массообмен между жидкостью (газом) и твердой поверхностью, называются, соответственно, теплоотдачей

имассоотдачей.

Впрактике встречаются случаи, когда процессы тепло- и массообмена происходят параллельно, одновременно, например испарение вещества с поверхности при одновременной теплоотдаче к этой поверхности или от нее. В этих случаях отмечается взаимное влияние процессов тепло- и массообмена. Например, при наличии в бинарной (двухкомпонентной) смеси градиентов температуры происходит разделение компонентов по молекулярной массе (термодиффузия или эффект Соре). В то же время при наличии массообмена вследствие различия теплоемкостей компонентов смеси возникает диффузионный поток тепла (эффект Дюфо). Кроме того, наличие массообмена на поверхности изменяет граничные условия процесса теплоотдачи. Однако во

Тепломассообмен. Курс лекций

6


ВВЕДЕНИЕ

многих случаях, встречающихся в практике, роль взаимного влияния процессов тепло- и массообмена невелика и им можно пренебречь. Если процессы тепло- и массопереноса протекают независимо один от другого, то описание этих процессов оказывается аналогичным. В дальнейшем мы будем рассматривать их отдельно.

Из курса общей физики известно существование трех видов молекулярного переноса: перенос импульса (трение в ламинарном потоке), перенос тепла (теплопроводность) и перенос массы примеси (концентрационная диффузия). Аналогия между этими процессами заключается в единообразии математической формулировки соответствующих законов: Ньютона для вязкого трения, Фурье для теплопроводности и Фика для концентрационной диффузии.

Закономерности всех трех процессов переноса могут быть обобщены и сформулированы следующим образом: поток субстанции пропорционален движущей силе, а коэффициентом пропорциональности является коэффициент переноса. Движущей силой в каждом случае является градиент объемной плотности соответствующей субстанции. В этой формулировке отражено существо известного в термодинамике необратимых процессов принципа линейности Онзагера, являющегося одним из общих принципов процессов переноса.

Аналогия процессов молекулярного переноса импульса, тепла и массы при определенных условиях приводит к тождественности соответствующих дифференциальных уравнений и позволяет создать общую теорию процессов переноса.

Необходимо отметить, что процессы переноса тепла и массы аналогичны только при отсутствии вторичных эффектов, обусловленных их взаимным влиянием, т. е. термодиффузии и диффузионного переноса теплоты. Практически это означает, что для получения указанной аналогии роль вторичных эффектов тепло- и массообмена должна быть невелика.

Таким образом, если математическая формулировка процессов переноса массы и тепла будет одинаковой, то решение задачи, полученное для одного из процессов (например, теплоотдача при ламинарном обтекании плоской поверхности), может быть использовано для исследования аналогичного процесса (массоотдачи при ламинарном обтекании плоской поверхности). В связи с этим в первую очередь нами будут рассмотрены процессы переноса тепла.

Теплопередача является частью общего учения о теплоте, основы которого были заложены еще М. В. Ломоносовым в середине XVIII в., создавшим механическую теорию теплоты и основы сохранения и превращения материи и энергии. С развитием техники и ростом мощности устройств и машин роль процессов переноса тепла в различных теплообменных аппаратах значительно возросла. Окончательное учение о теплоте – теория тепломассообмена сформировалось в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XX в. Значительный вклад в ее формирование внесли русские ученые М. В. Кирпичев, А. А. Гухман и советские Г. М. Кондратьев, М. А. Михеев, С. С. Кутателадзе. Большое развитие в нашей стране получила теория подо-

Тепломассообмен. Курс лекций

7