ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2025

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Основные понятия экономики: категории, законы и показатели

Экономическая категория – это понятие, которое отражает наиболее существенные свойства экономических явлений, их отношение друг к другу. Примерами являются товар, собственность, себестоимость, кривая спроса и предложения, прибыль, познание которых предполагает научное знание.

Экономический закон – это выражение существенных, постоянно повторяющихся причинно-следственных связей между экономическими явлениями в системе экономических отношений.

Различают две группы экономических законов. Первая группа составляет объективные экономические законы, действующие на протяжении истории развития человечества: закон стоимости, закон повышающейся производительности труда, закон убывающей отдачи, закон спроса, закон предложения и др.

Закон стоимости объективно требует, чтобы продукция реализовывалась по стоимости в соответствии с затраченным на ее производство общественно необходимым трудом. А в реальной жизни люди имеют дело не с самой стоимостью, а с формой ее проявления – ценой. Цена – объективная экономическая категория, форма практического использования закона стоимости.

Закон роста производительности труда требует, чтобы происходил опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. Его нарушение приведет к нарушению денежного обращения, появлению в обращении так называемых «лишних денег», что порождает дефицит многих видов продукции и другие негативные явления.

Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном качестве). Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены наоборот снижается.

Закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения) характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке.

Закон конкуренции – закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.

Ко второй группе относятся правовые законы, регламентирующие деятельность механизма экономических отношений. К ним относятся законы: о хозяйственных обществах, о налогообложении, об антимонопольной политике и др.

Экономический показатель характеризует состояние экономики, ее объектов и протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и в будущем. Он включает наименование, числовое значение и единицу измерения. Благодаря такому сочетанию, в экономических показателях объединяются словесное и числовое описание объектов, явлений, что делает такие показатели универсальным средством языка экономики.


В соответствии с делением экономической науки на макро- и микроэкономику принято выделять обобщенные макроэкономические показатели, характеризующие экономику в целом, и микроэкономические показатели, относящиеся в основном к организациям.

Абсолютные показатели характеризуют объемные показатели, которые делятся на натуральные и стоимостные. Натуральные показатели выражаются в физическом измерении (в единицах массы, в штуках). Стоимостные показатели выражаются в денежных единицах, т.е. рублях, евро, долларах и т.п.

Относительные показатели представляют отношение двух показателей одинаковой или разной размерности. В первом случае это безразмерные показатели, характеризующие соотношение однородных экономических величин. Во втором случае это размерные показатели, характеризующие использование экономических ресурсов.

Показатели роста представляют отношение количества продукции, произведенного или потребленного в данном периоде к аналогичному показателю в предшествующем периоде. Показатели роста часто в статистике называют индексами. Индекс представляет отношение показателя в данный момент к его базисному значению. Широко распространены индексы цен, доходов и др.

Показатели прироста представляют отношение приращения (увеличения или уменьшения) количества произведенного, проданного, потребленного продукта в данном периоде к количеству этого же показателя в предыдущем, базисном периоде. Приростные показатели, как и показатели роста, измеряются в долях или в процентном выражении. Они рассматриваются за месячный, квартальный и годовой период.

  1. Сущность реструктуризации, ее задачи и необходимость проведения

Реструктуризация – это комплекс мероприятий по совершенствованию организационной, управленческой, имущественной, финансовой деятельности предприятия в целях обеспечения эффективного ведения производства и повышения конкурентоспособности.

Реструктуризация должна проводиться, когда ее необходимость вызвана объективными обстоятельствами. Главная особенность в том, что она не является частью повседневного делового цикла предприятия. Можно выделить два направления реструктуризации:

1) корпоративная стратегическая реструктуризация предприятия. Она направлена на повышение эффективности функционирования и связана с развитием действующего предприятия, включая увеличение стоимости собственного капитала, повышение конкурентоспособности, завоевание новых или расширение имеющихся рынков, оптимизацию организационной структуры, диверсификацию деятельности и др.;


2) реструктуризация предприятия в кризисных условиях. Кризисные ситуации включают несколько видов– от снижения эффективности производства и сбыта, ухудшения финансово-экономического состояния, не сказывающегося на расчетах с кредиторами, до ситуации, характеризующейся несвоевременным или неполным удовлетворением требований кредиторов.

Реструктуризация проводится при проведения реформирования, реорганизации и приватизации.

Реформирование – изменение принципов действия предприятия, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.

Реорганизация – это изменение организационно-правовой формы предприятия на основе приватизации имущества. Цель реорганизации - получение суммарного эффекта от изменения структуры капитала, снижения издержек при увеличении объема производства и устранения дублирования функции управления.

Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. Ее основная задача – повысить эффективность использования имущества. Исходя из этого, ежегодно в республике формируется перечень объектов, подлежащих преобразованиям.

В рамках реструктуризации организации должны решить три основные задачи: модернизацию, замену или сокращение излишков существующей производственно-технологической базы предприятия; изменение системы управления человеческими ресурсами; качественное изменение взаимоотношений с потребителями.

Для эффективного проведения реструктуризации необходима разработка комплексной программы реструктуризации предприятия. Она призвана синтезировать результаты аналитической работы и на их основе четко определить задачи, пути, способы, условия достижения поставленных целей, предстоящие мероприятия, ресурсы и их источники. Задачи реструктуризации представлены в таблице.

Направление

Содержание

Диагностика

Стратегический анализ (миссия, цели, стратегии); ситуационный анализ (клиенты, конкуренты, партнеры, рынок); организационно-управленческий анализ (структура, функции, процессы, методы управления, информационные потоки); финансовый анализ (движение денежных средств, структура капитала); производственно-хозяйственный анализ (использование производственного потенциала)

Проект реструктуризации

Анализ результатов диагностики; проект изменений; проект развития; расчет затрат; график проекта; расчет эффективности; оценка риска

Реализация проекта реструктуризации

Совершенствование структуры и функций управления; изменение стратегий; реинжиниринг бизнеса; логистика; менеджмент качества; информатизация

Развитие методов управления

Снабжение и сбыт; ценовая политика; финансовая отчетность и политика; инвестиционная политика; кадровая политика


Общими чертами кризиса для большинства предприятий АПК являются:

1) отсутствие необходимого количества денежных ресурсов для организации нормального процесса хозяйственной деятельности – вследствие большого количества взаимных неплатежей, падения прибыльности, увеличение срока оборачиваемости используемого капитала;

2) снижение ликвидности предприятий АПК, потеря доверия поставщиков, банков, ухудшение условий получения кредитов;

3) сокращение объемов производства и сбыта, скопление готовой продукции на складах предприятий;

4) снижение реальной заработной платы у работников предприятий АПК, задержка ее выплаты, ухудшение морального климата в трудовых коллективах.

На процесс реструктуризации АПК влияют следующие факторы: размер и структура предприятия, уровень развития материально-технической базы, количество и уровень подготовки работников аппарата управления, территориальная расположенность производственных подразделений, формы и методы государственного регулирования, наличие необходимой законодательной базы.

Р-ия пред-ий АПК требует привлечения инвестиций, для чего необходимо искать собственные источники: продавать ненужное в ближ. перспективе имущество, увел-ть долю участия др. субъектов хоз-ия.

Основными закономерностями развития предприятий перерабатывающей промышленности являются: структурные преобразования перерабатывающих и смежных отраслей АПК, интеграция партнеров по производству, переработке и сбыту продукции, концентрация производства продукции на эффективно функционирующих предприятиях. Данные закономерности являются первым этапом реструктуризации организационно-правовой структуры предприятий АПК.

Одной из наиболее важных проблем реструктуризации АПК на современном этапе является изменение организационно-правовой структуры предприятий, создание ряда самостоятельных или соподчиненных предприятий за счет имущества действующего комплекса, выделение структурных подразделений.

  1. Организационно-правовые формы предприятий и порядок создания организации

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделением вкладов в уставный фонд на доли. Имущество, созданное за счет вкладов участников и приобретенное в процессе деятельности товарищества, принадлежит ему на праве собственности. Товарищества создаются в форме полного и коммандитного. Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются ПД и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Коммандитным признается товарищество, в котором наряду с участниками имеется один или несколько вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении ПД.


Хозяйственные общества – это коммерческие организации с разделением на доли учредителей уставного фонда. Они создаются в форме ООО, ОДО и АО.

ООО признается утвержденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

ОДО признается утвержденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определенных учредительными документами.

Акционерным признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Существуют два типа АО: закрытые и открытые. Закрытым признается такое общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

АО открытого типа – это организации, капитал которых формируется в результате продажи акций по открытой подписке. Купить акции и стать акционером может любой человек. В качестве компенсации за вложенный капитал акционер получает дивиденды. Они представляют собой часть прибыли АО и выплачиваются пропорционально стоимости принадлежащих акций.

Производственным кооперативом признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный вклад, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в равных долях, но не меньше величины полученного годового дохода в производстве кооператива. Учредительный документ - устав, утвержденный общим собранием его членов. Число членов не должно быть менее 3-х. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

Унитарное предприятие  коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым, не может быть распределено по вкладам между работниками предприятия.