ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2025

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Метод фокус группы. Дельфи-метод

  • Метод фокус группы

Выделяют пять главных целей применений данного метода:

  1. Генерация идей и изучение разговорного словаря потребителя.

  2. Ознакомление с запросами потребителей, их восприятием, мотивами и с их отношением к изучаемому продукту, его марке, методам продвижения. Изучение эмоциональной и поведенческой реакции на определенные виды реклам.

  3. Лучшее понимание данных, собранных при количественных исследованиях.

Работы групп записывают с помощью аудио- и видеотехнических средств, а результаты явл. основанием для проведения количественных исследований. Оптимальный размер – 8-12 человек. При меньшем кол-ве человек не создается необходимая динамика для продуктивной работы группы и ведущему приходится прикладывать максимум усилий для активизации. При большем кол-ве трудно завязать продуктивные дискуссии. Группа может разбиться на подгруппы, где ведутся разговоры на отвлеченные темы.

Достоинства:

  1. Возможность четко и свободно излагать свои мнения, генерировать свежие идеи.

  2. Возможность для заказчика принимать участие в формировании целей и задач дискуссии, наблюдать за работой группы, что вызывает достаточно высокое доверие к результатам его работы.

  3. Разнообразие направлений использования данного метода.

  4. Возможность изучать респондентов, которые в более формальных структурных ситуациях не поддаются изучению.

Недостатки: возможная репрезентативность; субъективная интерпретация полученных результатов; высокая стоимость на одного участника группы.

  • Дельфи-метод.

От античного города Дельфи. Цель метода состоит в том, чтобы разработать тщательно спроектированную программу последовательных индивидуальных вопросов, дополняемых обратной связью в виде информации, полученной путем обработки согласованной с точки зрения эксперта по более ранним частям программы. Процедуры, используемые в методе Дельфи имеют следующие отличительные черты:

- Анонимность – опрос и контакт аналитиков с экспертами на основе использования компьютеров.

- Регулируемая обратная связь - за счет проведения несколько туров опроса. Причем результаты каждого тура обрабатывается с помощью статистических методов и сообщается экспертам.


- Ответ является групповым, т. к. все эксперты отвечают на одни и те же вопросы, а специальные методы обработки позволяют сформировать обобщенный ответ.

Групповой ответ может быть представлен в виде:

  1. Медианы (значение ответа эксперта, приходящееся на середину ранжированной совокупности).

  2. Двух квартилей (варианты, которые по величине оценок отделяют слева и справа по ¼ совокупности)

В основу метода Дельфи положены следующие принципы и предпосылки:

  1. Вопросы в анкетах должны обеспечить возможность выражения ответа в виде числа.

  2. Опрос проводится в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы все более уточняются.

  3. Эксперты после каждого тура знакомятся с результатами опроса.

  4. Эксперты должны обосновать свои оценки и суждения, отличающиеся от мнения большинства.

  5. Статист. обработка ответов - последовательно от тура к туру с целью получения обобщ. характ-к.

Метод Дельфи проходит в несколько туров:

  1. Первая анкета может допускать любые ответы. Цель – составление перечня событий для прогноза в определенной области. Полученные ответы обобщаются организаторами опроса: одинаковые события объединяются, второстепенные - с точки зрения организаторы исключаются, и составляется окончательный перечень событий в точных терминах.

  2. Экспертам направляют сводный перечень событий и просят оценить даты, когда может произойти реализация этих событий, и привести соображения, по которым они считают свои оценки правильными. Получив результаты опроса второго тура, аналитики проводят статистическую обработку полученных оценок. Она состоит в нахождении таких характеристик как мода, медиана, квартиль. Полученные показатели принимаются за характеристики распределения оценок: медиана служит характеристикой группового ответа, предпочтительный интервал квартилей – показателем разброса индивид. оценок.

Каждому эксперту сообщается значение этих характеристик. Эксперты, чьи оценки оказались в крайних квартилях (ниже Q1 и выше Q3) просят их обосновать причины расхождения с групповым мнением. Эксперты могут пересмотреть свои мнения и при желании исправить свои оценки. С полученными обоснованиями знакомят остальных экспертов, не указывая при этом чьи они.

  1. Анкета состоит из перечня событий, моды, дат наступления событий, верхнего и нижнего квартилей, а также данных о причинах сравнительно ранних или поздних оценок. Экспертов просят рассмотреть аргументы и сформулировать новые оценки. После того, как пересмотрены оценки и новые аргументы вернулись к организаторам, необходимо опять суммировать оценки, рассчитать новые моды и квартили.

  2. Эксперты получают анкеты с анализом результата предыдущего этапа. Они должны принять во внимание все аргументы, критику и составить новый прогноз. Полученные анкеты аналитики обрабатывают и составляют окончательный вариант прогноза. Сам прогноз состоит из перечня событий, моды и квартилей.


2. Метод опроса

Опрос – заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношения к продукту, предпочтений и покупательского поведения.

Опрос м.б. структуризированный и неструктуризированный. В 1-ом случае опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы. Во 2-ом – интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.

При приведении опроса, группы опрашиваемых могут подвергаться или однократному, или многократным обслуживанием. Т.к. в 1-м случае используются выборки больших размеров, то эти исследования обычно называют выборочными опросами. Во 2-ом случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода времени. В этом случае используется панельный метод опроса.

Преимущества опроса:

  1. Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них.

  2. Легкость реализации. Заключается в том, что респондентов необязательно посещать лично (почта, телефон), не нужно использовать технические средства и привлекать высококвалифицир. специалистов.

  3. Возможность проведения глубокого анализа (задание последовательных уточняющих вопросов).

  4. Возможность табулирования и проведение статистического анализа.

  5. Возможность анализировать полученные результаты применительно к конкретным рыночным сегментам, обусловленная возможностью подразделить общую выборку на отдельные подвыборки в соответствии с демографическими и другими критериями.

Информация от респондентов собирается тремя способами:

  1. Путем задания вопросов респондентам интервьюерами, ответы на которые интервьюер фиксирует.

  2. Путем задания вопросов с помощью компьютера.

  3. Путем самостоятельного заполнения анкет респондентами.

Первый способ обладает следующими достоинствами:

  • наличие обратной связи с респондентами, которая дает возможность управлять процессом опроса.

  • возможность установить доверие между респондентом и интервьюером еще в начале опроса.

  • возможность учета при проведении опроса особенностей и уровня образованности опрашиваемых.


Недостатки первого метода составляют достоинства второго метода:

  • высокая скорость реализации данного подхода. Компьютер может быстро задавать вопросы, адаптированные к предыдущему ответу.

  • отсутствие ошибок интервьюера.

  • использование картинок, графиков, видео материалов, интегрированных в вопросах, появляющихся на экране монитора.

  • обработка данных в реальном масштабе времени. Полученная информация непосредственно направляется в базу данных и является доступной для анализа в любое время.

  • субъективные качества интервьюера не влияют на получаемые ответы. Особенно это касается персональных вопросов, т. е. респонденты не стараются дать такие ответы, которые не понравятся интервьюеру.

Недостаток второго способа – высокая стоимость.

Главной специфической чертой третьего метода является то, что респондент отвечает на вопросы переданной или посланной ему анкеты самостоятельно, без участия интервьюера или использования компьютера.

Достоинства третьего метода:

  • относительно низкая стоимость.

  • самостоятельная организация ответов на вопросы со стороны респондентов, которые сами выбирают время и скорость ответов на вопросы, создают для себя наиболее комфортные условия ответов на вопросы.

  • отсутствие определенного влияния со стороны интервьюера или компьютера.

Недостатки третьего метода:

  • поскольку респондент самостоятельно контролирует ответы на вопросы анкеты, то его ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствия должного внимания, быть неполными.

  • сроки могут нарушаться или анкеты вообще могут не возвратиться.

  1. Метод глубинного интервью и анализа протокола, ассоциативные методы при проведении маркетинговых исследований

Глубинное интервью. Заключается в последовательном задании квалифицированным интервьюером респонденту группы зондирующих вопросов в целях понимания, почему члены группы ведут себя определенным образом, или что они думают об определенной проблеме. Респонденту задаются вопросы по исследуемой теме, на которые он отвечает в произвольной форме. При этом задаются вопросы типа: ''Почему Вы ответили подобным образом'', ''Можете ли Вы обосновать Вашу точку зрения'', ''Можете ли Вы привести специальные аргументы''. Ответы на подобные вопросы помогают интервьюеру разобраться в процессах, происходящих в голове потребителя. Данный метод применяется для сбора информации о новых концепциях, дизайне, рекламе и других методах продвижения продукта. Он помогает лучше разобраться в поведении потребителей, принятии решений на индивидуальном уровне, чтобы получить данные об использовании определенных продуктов. Поэтому, прежде всего, необходимо добиться благожелательной атмосферы при общении с опрашиваемыми, для этого необходимо, чтобы:


  1. Интервьюер слушал опрашиваемого терпеливо и дружески, но был критически настроен.

  2. Интервьюер не оказывал давления на опрашиваемого.

  3. Интервьюер не дискутировал с опрашиваемым.

Интервьюер может говорить и спрашивать лишь при определенных условиях:

  1. Чтобы помочь опрашиваемому высказаться.

  2. Чтобы рассеять его беспокойство, которое может помешать установлению контакта между интервьюером и опрашиваемым.

  3. Чтобы вернуть беседу к пропущенному или недостаточно освещенному вопросу.

Метод анализа протокола. Заключается в помещении респондента в определенную ситуацию по принятию решений. При этом он должен описать словесно все факторы и аргументы, которыми он руководствовался при принятии решения. Данный метод используется при анализе решений, принятие которых распределено во времени. В этом случае исследователь собирает в единое целое отдельные решения, принимаемые на его отдельных этапах. Кроме этого, данный метод используется при анализе решения, процесс принятия которых очень короток. В этом случае метод анализа протокола как бы замедляет скорость принятия решения.

Ассоциативные методы. Они делятся на ассоциативные беседы и ассоциативное испытание слов. В процессе ассоциативной беседы респондента ориентируют вопросами типа: ''О чем Вас заставляет думать то или это'', ''Какие мысли у Вас возникают в связи с тем или этим''. Этот метод позволяет опрашиваемому говорить все, что ему приходит в голову. В этом случае, когда некоторые респонденты испытывают трудности желая уточнить уровень своих предпочтений хотя бы из-за недостаточного запаса слов, то их ограничивают несколькими вариантами ответов. Ассоциативное испытание слов заключается в прочтении респонденту слов, который в ответ должен произнести первое пришедшее ему на ум слово. При этом фиксируется время задержки ответа. Имея в виду, что большая задержка ответа означает отсутствие четко выраженной ассоциации испытываемого слова с какими-то другими словами.