ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2025
Просмотров: 207
Скачиваний: 0
№ 18. Право на жизнь. Правовое регулирование смертной казни.
Право на жизнь. Основным правом человека является право на жизнь, (ст. 24): «каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мер наказания и только согласно приговору суда».
Включает право на здоровую окружающую среду, недопустимость эко катастроф. С этим связана проблема абортов, эвтаназии, качества жизни и тд. РБ – 75-е место в мире по продолжительности жизни мужчин, 57-е по продолжительности жизни женщин
Конституция не запрещает смертной казни. Во-первых, она возможна лишь за особо тяжкие преступления, во-вторых, носит исключительный характер, подчеркивает вынужденность ее применения, в –третьих, допускается лишь по приговору суда. Не может быть назначена – 1)лицам, до 18 лет 2) женщинам 3) мужчинам, кот есть 65 лет.
Смертная казнь – 1) мера наказания 2) мера устрашения.
Альтернатива – пожизненное заключение.
Все страны делятся на 1) где нет смертной кази вообще( их 30, Дания, Норвегия) 2) допустима в исключительных случаях, например, в военное время( 20, Великобритания, испания) 3) есть, но не применяется долгое время( 20, Бельгия, Греция) 4) применяется – США, рб, азиатские и африканские страны.
Референдум 24.11. 1996 – сохранение смертной казни, нет перспективы отменены.
Все лица, приговоренные, имеют право на помилование Президентом. Он рассматривает все дела.
В странах членах совета Европы – не применяется. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод НЕ подписана рб, но ориентир развития законодательства.
№ 19. Право на неприкосновенность и достоинство личности
Свобода, неприкосновенность и достоинство личности. ст. 25 Конституции РБ. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.
Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности задержания, ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жесткому и бесчеловечному, унижающему достоинство обращению, наказанию, а также без согласия подвергаться опытам.
Свобода – право физ.лица делать то, что не запрещено законом. Юр лица, органы гос власти могут осуществлять лишь те полномочия, которые определены в законодательстве.
Конституция закрепляет право каждого человека на свободу и неприкосновенность.
В целях пресечения административных правонарушений допускаются задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов.
По просьбе задержанного лица, о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетних родители уведомляются ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Задержание может проводится только 1) органами вн дел( милиция) 2) пограничными войсками 3) старшим на месте охраняемого объекта 4) должностным лицом военной автомобильной инспекции 5) должностынм лицом таможенных органов 6) органами гос.безопасности
Срок административного задержания исчисляется с момента доставления для составления протокола, а лица в сост. Опьянения – с момента отрезвления. Задержание – не более 3 часов.
Адм.задержание может быть обжаловано в вышестоящий орган прокурору или в суд.
Преступление – общественно опасное деяние, запрещенное под угрозой наказания. Задержанный может быть освобожден если 1) не подтвердилось подозрение 2) отпали основания для дальнейшего задердания 3) задержвние было совершено с нарушением требований 4) истек срок задержания
№ 20. Право на неприкосновенность жилища и иных законных владений
«Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет право без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли» (ст.29 Конституции РБ).
Неприкосновенность жилища – это гарантия человека на его личную, частную жизнь. Личная жизнь граждан, тайна охраняются законом.
Обыск, выемка, наложение ареста могут производиться только при наличии оснований, в порядке, установленном законодательством. Обыск производится по мотивированному постановлению следователя, только с санкции прокурора или его заместителя. В случаях, не терпящих отлагательств, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в течение 24 часов.
В случае необходимости изъятия определенных документов и предметов, причем точно известно, где они находятся, следователь производит ВЫЕМКУ. Производится по мотивированному постановлению следователя.
При обыске и выемке обязательно присутствие понятых.При обыске и выемке должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск(выемка), либо совершеннолетних членов его семьи. Им должно быть разъяснено их право присутствовать при всех действиях и делать заявления, которые будут занесены в протокол.
№ 21 Право на свободу передвижения и выбор места жительства в республике Беларусь.
«Граждане РБ имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах РБ, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно» (ст.30 Конституции РБ).
Без свободы передвижения не может быть свободы личности. В данном случае идет речь о свободе передвижения граждан РБ, иностранцы и лица без гр ограничены в праве на иммиграцию в рб.
Согласно статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах( ратифицированного рб), каждому, кто находится на территории госва, принадлежит право передвижения и выбора места жительства. Каждый имеет право покидать страну, в том числе и собственную. Никто не может быть лишен права на въезд в собственную страну.
Граждане РБ вправе приобретать квартиры и дома в любых населенных пунктах РБ, независимо от постоянного места жительства. Аналогичное право имеют иностранцы и лица без гр, постоянно проживающие в РБ и имеющие законный источник к существованию. Иностранцы, не проживающие, реализуют это право в соответствии с международными договорами. Граждане Рос. Фед. Вправе приобретать собственность наравне с гражданами РБ.
У нанимателя есть право приема на работу граждан РБ независимо от места жительства.
Гражданин не может быть лишен права на выезд из РБ. Это право в соответствии с законом ( о порядке выезда в РБ и въезда в РБ граждан РБ) может лишь быть временно ограничено.
1) если он владеет сведениями, составляющими гос тайну
2) против него возбуждено уголовное дело
3) осужден за совершение преступления
4) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом
5) к нему предъявлен иск
6) сообщил ложные сведения при оформлении документов
7) приписан к призывному участку и подлежит призыву на срочную военную службу
Граждане, признанные судом недееспособными могут выезжать только в сопровождении законных представителей.
Ограничение свободы передвижения может быть обусловлено целями, указанными в ст 27 конституции, предотвращение беспорядков, эпидемии, защитой подростков от безнадзорности и предотвращении уголовно-наказуемых деяний.
№ 22. Правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в Республике Беларусь
ст.31 каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов.
Каждый человек имеет право принимать религию или убеждение по своему выбору; исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща; отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с убеждениями.
Согласно ст 16 религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных, государственных традиций белорусского народа.
Запрещается деятельность религиозных организаций, деятельность которых направлена против суверенитета РБ, ее конституционного строя и гражданского согласия, либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их гос, общ, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
Свобода совести, религии- важнейшее, фундаментальное право человека. Его содержание раскрывается в ряде международных документов.
Свобода совести и религии исключает какие-либо ограничения, которые могут налагаться на человека в связи с его отношением к религии.
Помимо Конституции, отношения регулируются Законом « о свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Согласно закону граждане РБ равны перед законом во всех областях гражданской, полит, экнономич, соц, культ жизни, независимо от принадлежности к религии. Указание в офиц.документах на отношение чела к религии не допускается, за исключением случаев, когда гражданин сам того пожелает.
№ 23. Право на сохранение национальной принадлежности. Правовой статус национальных меньшинств в РБ.
В соответствии со ст.50 Конституции РБ каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения
Под национальностью понимается принадлежность лица к какой-либо нации или народности.
Право сохранять свою нац. Принадлежность имеют как граждане РБ, так и иностранцы, лица без гражданства.
Конституция запрещает какую-либо дискриминацию, в том числе и по нац. признаку. Оскорбление нац. достоинства преследуется согласно закону.
Установлен конституционный запрет на создание и деятельность политических партий, других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной вражды. Государство регулирует отношения между нац. и иными общностями на основе приципов равенства, уважения прав и интересов. В качестве конституционной закреплена обязанность каждого чела беречь историко-культурное, духовное наследие, другие нац. Ценности.
Закон « О национальных меньшиствах в РБ» от 1993 создает правовую основу в сфере международных отношений РБ, гарантирует свободное развитие нац. Меньшинств в РБ, основывается на принципах межд. права в области прав человека и нац. меньшинств.
Лица, принадлежащие к нац.меньшинствам – лица, постоянно проживающие на территории РБ, имеющие гражданство РБ, которые по своему происхождению, языку, культуре, отличаются от основного населения республики. Нац меньшинства должны – соблюдать Конституцию, - содействовать сохранению суверенитета и территориальной целостности – уважать традиции граждан всех национальностей, населяющих республику.
Не допускаются прямое и косвенное ограничение прав и свобод нац меньшинств, попытки ассимиляции против их воли ( ст 4 Закона)
Права –
-
На получение помощи со строны госва на развитие нац культуры и образования
-
Право пользования родным языком
-
Право на учреждение СМИ
-
Право на установление связей с соотечественниками за пределами РБ
-
Право исповедовать любую религию или не исп никакой
-
На сохранение ист-культ наследия
-
На создание обществ объединений
-
Свободно избирать и быть избранным
-
Право равного доступа к любым должностям ( ст 6 Закона )
При местных советах депутатов могут создаваться совещательные органы из представителей нац меньшинств.
Граждане РБ независимо от национальности пользуются защитой государства на равных основаниях.
Любые действия, направленные на дискриминацию по нац признакам, создание препятствий в реализации нац меньшинствами своих прав, разжигание межнациональной вражды, влекут ответственность в соответствии с законодательством РБ.
№24. Правовое регулирование собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом (ст. 35 Конституции).
В настоящее время порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования установлен законом "О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании" от 30 декабря 1977 г. Законом установлен разрешительный ,а не уведомительный порядок проведения массовых мероприятий. Однако гарантированная Конституцией свобода их проведения может быть ограничена лишь в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. В законе даны определения публичных мероприятий: СОБРАНИЕ - совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и выражения их отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также решения вопросов, затрагивающих их интересы