ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2025
Просмотров: 206
Скачиваний: 0
митинг - массовое собрание граждан для публичного обсуждения и выражения их отношения к действиям лиц и организаций событиям общественно-политической жизни, а также решения вопросов, затрагивающих их интересы;
уличное шествие организованное массовое движение граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических, религиозных настроений либо протеста
демонстрация - организованное массовое движение граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара проспекта, площади с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно- политических, религиозных настроений либо протеста с использованием плакатов. транспарантов и иных средств;
ПИКЕТИРОВАНИЕ - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов или протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов, иных средств.
Согласно закону организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие 18 лет и обладающие избирательным правом.
Заявление о проведении мероприятия подается в письменной форме не позднее чем за пятнадцать дней до намеченной даты проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования.
Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязан рассмотреть заявление и не позднее чем за 5 дней до даты проведения мероприятия в письменной форме сообщить организатору о принятом решении.
Решение руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о запрещении собрания может быть обжаловано в суде.
Собрания, митинги, уличные шествия, пикетирования могут проводиться в пригодных для этих целей местах, за исключением мест, использование которых запрещено решениями местных исполнительных и распорядительных органов принимаемыми в соответствии с настоящим Законом.
вблизи зданий резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, телерадиоцентра могут проводиться на расстоянии не менее 200 метров.
вблизи зданий республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры - на расстоянии не менее 50 метров.
Не допускается на объектах метрополитена. железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также на расстоянии не менее 50 метров от территории предприятий, учреждений, организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться с 8 до 22 часов.
Местными исполнительными и распорядительными органами могут быть определены постоянные места для проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, а также места, где проведение указанных мероприятий не допускается.
№ 25. Правовое регулирование деятельности полит. партий в РБ
Важную роль в политической системе страны играют политические партии. Правовое положение политических партий в Республике Беларусь регулируется Законом от 5 октября 1994 г. № 3266-XII «О политических партиях» в редакции Закона от 19 июля 2005 г. с изменениями и дополнениями.
Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели
содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Союзом политических партий является добровольное объединение политических партий
Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
Учредители - 18 лет и обладающие избирательным правом. Для создания и деятельности политической партии' необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей и Минска
Для создания и деятельности союза необходимо не менее двух политических партии, выступающих в качестве его учредителей
Политическая партия строится исключительно по территориальному принципу и должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь
Учредители союза созывают учредителей съезд или конференцию, или иное учредительное собрание на
котором принимают решение о создании союза утверждают его название и устав, избирают органы союза и
заключают учредительный договор.
В названии политической партии, ее организационных
структур, союза не допускается использование:• слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный** официальных названий (как полных, так и сокращенных) иностранных государств либо ранее существовавших государств;— имени гражданина — указания на превосходство какой-либо расы, национальности, религии или социальной группы.
Название и символики политической партии, союза не должны служить цели осуществления пропаганды войны или экстремистской деятельности.
Политические партии имеют фиксированное членство.
Членами партий – дееспособные, 18 лет. Каждый – член только одной партии.
Не могут быть членами политических партий: -судьи; - прокурорские работники; сотрудники органов внутренних дел*сотрудники комитета гос контроля — сотрудники органов безопасности - военнослужащие.
Приостанавливают членство в политических партиях на весь срок своих полномочий Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.
Государственная регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь
Политические партии преследуют целью - борьбы за власть или участия в ней. Они достигают своих целей и задач посредством разработки и пропаганды политических программ, обращений и заявлений; проведения съездов, конференций и иных собраний; участия в выборах; активизации участия граждан в управлении государственными и
общественными делами, в формировании представительных органов и др.
Ликвидация политической партии, союза осуществляется:
1) по решению высшего органа политической партии, союза;
2) по решению Верховного Суда Республики Беларусь
Заявление о ликвидации политической партии, союза подается в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции или Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.
В настоящее время в Республике Беларусь действует 15 политических партий (по состоянию на 1 января 2009 г.),
№ 26. Сравнительно-правовая характеристика правового регулирования деятельности общественных объединений и республиканских государственно-общественных объединений в РБ
|
ОО Критерий |
Общественные объединения |
Республиканские государственно-общественные объединения |
|
Определение |
Добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. |
Основанная на членстве коммерческая организация, создаваемая с целю выполнения возложенных на нее государственно значимых задач. |
|
Цель создания |
Выражение социально-культурных интересов |
Выполнение государственно значимых задач |
|
Условия членства |
С 16 лет, есть исключения, фиксированное членство, возможно членство иностранцев, лиц без гражданства, если это предусмотрено уставом. Нет юридических лиц |
Физ, юр лица. Фиксированное членство. |
|
Учредители |
18 лет, граждане, иностранные граждане
|
Физ, юр лица, РБ в лице действующих от ее имени гос. органов и юр лиц |
|
Условия создания |
Для международного – 10 от РБ, по 3 от иностранных гос-в. Для республиканского – по 10 от большинства областей и Минска. |
|
|
Учредительный документ |
Устав |
Устав |
|
Высший орган |
Съезд/конференция/ Общее собрание |
|
|
Порядок Регистрации |
Министерство юстиции, в течение 1 месяца
|
Министерство юстиции, после одобрения Президентом, 10 дней.
|
|
Реорганизация, ликвидация |
Высшим органом ОО или по решению верховного суда. Местные – областного суда. |
Реорганизация, ликвидация осуществляются в соответствии с их уставами с согласия президента РБ |
|
Права |
СМИ, защищать права, подготовка выборов |
Имеет право заниматься предпринимательской деятельностью |
|
Финансы |
Лекции, семинары, не могут участвовать в предпринимательской деятельности, сборы, пожертвования, не финансируется государством. |
Могут иметь имущество, предпринимательство, могут получать от государства во временное пользование оружие |
|
Контроль |
Генеральная Прокуратура |
Министерство юстиции РБ, Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры |
|
Ответственность |
|
По решению президента или суда <<< этого там не было, я так сама думаю! |
№ 27. Правовое регулирования чрезвычайного положения в Республике Беларусь.
Осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и в пределах, определенных Конституцией и законом (ст. 63 Конституции Республики Беларусь).
При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не подлежат ограничению:
1) право на жизнь (ст. 24 Конституции Республики Беларусь);
2) право на неприкосновенность и достоинство личности («Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам» - ч. 3 ст. 25 Конституции Республики Беларусь);
3) презумпция невиновности (ст. 26 Конституции Республики Беларусь);
4) свобода совести и вероисповедания (ст. 31 Конституции Республики Беларусь).
Закон от 24 июня 2002 г. № 117-3 «О чрезвычайном положении» с изменениями и дополнениями установил, что в указе Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения должен содержаться исчерпывающий перечень временных ограничений (приостановления) прав и свобод граждан. В Законе приводится перечень возможных чрезвычайных мер и временных ограничений (приостановления) прав и свобод граждан (ст. 11 указанного Закона):
- установление ограничений на свободу передвижения, введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее;
- запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования со стороны групп и организаций, в результате действий которых введено чрезвычайное положение;
~ отложение проведения забастовок или приостановление их на территории, на которой введено чрезвычайное положение, но не более чем на 3-месячный срок;
~ ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.
При введении чрезвычайного положения при наличии беспорядков предусмотрено также:
- введение комендантского часа;
- ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры, а также временное изъятие или арест печатной продукции;
- приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
- проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств граждан.
На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего срока действия чрезвычайного положения (ст. 14 указанного Закона).
№ 28. Право убежища в РБ. Субъекты права убежища.
Право на убежище зафиксировано в ст. 12 Конституции Республики Беларусь. « РБ может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность» Правовой статус беженцев регулируется Законом «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь».
В Республике Беларусь статус беженца предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, который не может или не желает в силу таки опасений пользоваться зашитой этого государства или лицу без гражданства, находящемуся на территории РБ вследствие указанных опасений, которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.
Статус беженца предоставляется иностранцу на срок сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства оснований, по которым ему предоставлен статус беженца.
Ст. 10 Закона закрепляет, что органом, проводящим единую государственную политику в области вынужденной миграции, является Мин вн дел РБ. Департамент по гражданству и миграции Министерства вн дел РБ и его подчиненные подразделения по гражданству и миграции играют ключевую роль в реализации процедуры признания иностранцев беженцами.
Иностранец, которому предоставлен статус беженца, имеет право на:
- получение информации о своих правах и обязанностях;
- получение удостоверения беженца;
- получение разрешения на временное проживание в Республике Беларусь на срок не более одного года для получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;
- самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь
- проживание в месте временного но не более одного года;
~ получение денежной помощи;
~ содействие Департамента в получении сведений о близких родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного местожительства;