ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2025

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Понятие и предмет информатики

Информатика — область научных знаний, изучающих природу, структуру и свойства информации, а также методы и средства сбора, обработки, хранения передачи, обмена, защиты и использования информации с целью удовлетворения информационных потребностей.

Предмет информатики включает несколько областей информационных знаний.

Первую предметную группу информатики составляют знания о природе информации, ее свойствах и структуре. Природа информации определяется предельной сущностью и ее свойствами (признаками). Структура информации состоит из элементов, предопределяемых ее сущностью.

Вторую предметную группу информатики составляют знания о методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи, обмена, защиты, использования информации.

2 Эволюция информатики

Первый этап развития информатики. 1.Изобретение письменности. Начало истории информации, история развития способов ее обработки, хранения и передачи.

2. Изобретение книгопечатного станка. Возможность выпуска многотиражных книг. Создание первых поисковых систем на алфавитной основе.

2.1. Первые механические вычислительные средства выполнения арифметических действий (калькуляторы). (1642 г. Блез Паскаль)

Второй этап научно-технической революции: изобретение телеграфа (1774 г.); фотографии (1826 г.); телефона (1876 год); радио (1895 год); кинематографа (1895 год); телевидения (1923 г.)

3.1. Развитие кибернетики и, на ее основе, информатики.

Третий этап развития информатики. Создание компьютера и связанных с ним технических средств высокоскоростной обработки и использования информации.

4.1. Массовая информатизация и формирование информационной инфраструктуры.

Таким образом, создание персонального компьютера и цифровых технологий передачи информации, изменение технологической основы сети Интернет, а также изменение социально-экономических условий в общественном развитии обусловили формирование глобальной информатизации.

Четвертый этап развития информатики. В нашей стране этот этап связан с массовым процессом информатизации во всех сферах человеческой деятельности и формированием государственной политики в информационной области человеческой деятельности.

Процесс массовой информатизации обычно связывают с внедрением и развитием компьютеризации, под которой понимается не только массовое внедрение средств вычислительной техники во все сферы жизни, но и формирование индустрии всей системы информационной инфраструктуры.


3 Место информатики в системе знаний

Физико-математические науки формируют теоретико- методологическую основу информатики. К ним относятся, прежде всего, статистическая теория информации (она определяет количественные закономерности природы информации как меры снижения неопределенности), теории алгоритмов и языков программирования, теория искусственного интеллекта, теория связи и др. Теоретические основы информатики определяют природу информации и информационных процессов в вычислительных системах, они формируют технологическую основу информационной человеческой деятельности.

Технические науки формируют принципы создания и методы функционирования вычислительной техники и средств телекоммуникаций, методы и системы защиты информации, основы информационной безопасности, создания прикладных информационных технологий и др.

Биологические науки формируют общие закономерности информационных процессов в живых организмах и растениях, основы когнитологии (науки о мышлении), а на стыке с физико-математическими науками — основы математической биологии, биоинформатики, нейрофизических и биохимических процессов и др. Знания в области физиологии позволяют глубже познать природу информации и определить ее значение для формирования основных параметров информационной человеческой деятельности. Кроме того, знания в области когнитологии, нейрофизиологии и биоинформатики, биометрических процессов позволяют конструировать технологические системы экспертной и аналитической деятельности в социальных сферах управления.

Гуманитарные науки, прежде всего языкознание, формируют теорию языка, семантические (смысловые) и семиотические (знаковые) аспекты информационных процессов, прикладную и математическую лингвистику и др. Лингвистика используется в том числе в области познания информационного взаимодействия и информационных процессов в общественных системах.

В составе общественных наук наиболее важное значение для развития информатики имеют философские, социальные и экономические науки. Философия и методология определяют прежде всего мировоззренческие и онтологические основы информатики, основы теории познания и информационного взаимодействия, основы логики и общей терминологии, основы философии науки и техники и др.

Экономические науки формируют основы экономической теории в области информационной деятельности и мировой экономики, экономики и управления народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе управлении предприятием, экономики знаний, инновациями, региональной экономикой, маркетингом др.).


Социологические науки формируют основы политической социологии, социальной структуры общества, демографии, социальных институтов и процессов социологии культуры и управления обществом. Экономические и социологические науки формируют основные подходы массовой информатизации и информационной профессиональной деятельности, информационного взаимодействия при формировании информационного общества. Необходимость формирования таких подходов весьма актуальна, например, в период информатизации субъектов РФ, судебных и правоохранительных органов, при автоматизации публичных услуг и т.д.

Как подчеркивалось выше, знания в области информатики формируют основы теоретических информационных знаний в отраслевых науках, а также прикладных знаний в различных отраслях информационной профессиональной деятельности.

4 . Информатика как наука и учебная дисциплина

Главный критерий заключается в характере предмета информатики как науки и учебной дисциплины.

  • Наука – проблемы и вопросы, решение которых является задачами исследования ученого.

  • Учебная дисциплина – элементарный уровень знаний о наиболее общих положениях информатики, необходимый студенту для профессиональной деятельности

Второй критерий разграничения заключается в характере цели и задач изучения знаний в области информатики.

  • Наука: цель – поиск истины, а задача – производство новых знаний.

  • Учебная дисциплина: цель – получение профессиональных знаний, итог образовательного процесса – получение диплома о высшем профессиональном образовании.

Третьим критерием является содержание самой деятельности (научной или образовательной) в области информатики.

  • Наука – исследовательский характер.

  • Учебная дисциплина – изучение общих знаний в форме лекционного материала, учебных изданий, обобщения практики, практических занятий.

5 Сущность и значение информации

  • Лингвистический подход: информация – сведения, сообщения, осведомляющие о положении дел или о чьей-либо деятельности.

  • Физико-математические науки: информация – количественная мера снижения неопределенности (энтропии) (понимание количественной и качественной характеристик информации).

  • Философское восприятие природы информации: информация - результат процесса отражения (отображаемый образ) и его материальный носитель (символ, знак, код). Информация - образ существующей действительности, отраженный в сознании человека, выраженный в символьной форме с целью ориентации и адаптации в жизни.


сущность информации определяется как образ существующей действительности, отраженный в сознании человека и выраженный в символической форме с целью ориентации и адаптации в жизни.

Свойства информации:

  • Транспарентность. свободный информационный обмен, свободное отражение действительности в сознании человека.

  • Вторичность по отношению к отражаемым объектам и явлениям существующей действительности.

  • Объективность. Независимость процесса информационного взаимодействия от субъекта, который получает информацию.

  • Неуничтожаемость как идеального образа и уничтожаемость (возможность физического уничтожения) знаков или символов, составляющих материальную основу информации.

  • Копируемость. Возможность создания большого числа копий на материальных носителях.

  • Полезность и ценность. Мера допустимости для принятия решения в конкретной жизненной ситуации.

6 Электронная информация и ее виды

Электронная (компьютерная) информация — это образ существующей действительности, созданный и представленный в символьной (двоичной) форме с помощью специально созданного искусственного языка в виде последовательной записи на электронно-вычислительной машине.

«документированная информация (документ)» — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

электронное сообщение» — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети

электронный документ — это совокупность последовательных записей, сделанная с помощью искусственного языка с использованием электронной цифровой подписи.

Электронное учебное издание (ЭУИ) — учебный материал в форме базы данных, имеющий необходимые массивы знаний, встроенный интерфейс, обеспечивающий удовлетворение образовательных потребностей и соответствующий государственному образовательному стандарту.

База данных — представленная в объективной форме совокупность самостоятельных информационных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных информационных элементов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть созданы, найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).


Современная компьютерная техника и компьютерные технологии позволяют создать электронные библиотечные ресурсы, которые по своим параметрам ничем не уступают своим бумажным аналогам. Базовым условием развития современной образовательной и научной среды является формирование собственной защищенной электронной информационной ресурсной системы библиотек любого вуза и научной организации.

Такая система включает в себя создание:

• учебных электронных изданий (курсов лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов, программ, практикумов и др.);

• научных электронных изданий (монографий, сборников статей, материалов научных конференций, научных журналов и др.);

• мультимедийных электронных изданий (электронных изданий, в которых информация различной природы обеспечена соответствующими программными средствами и присутствует равноправно и взаимосвязано);

• изобразительных и звуковых электронных изданий (электронных изданий, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленных в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение).

7 Понятие и характеристика информационной сферы

Информационная сфера – это:

  1. пространственно-временная область человеческой деятельности, связанная с поиском, обработкой, хранением, защитой, передачей и использованием информации.

  2. Доктрина информационной безопасности РФ: совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Предметные области.

  1. Реализация конституционного права на поиск, получение, передачу и применение информации.

  2. Производства, передача и распространение исходной и производной информации.

  3. Формирование информационных ресурсов, подготовка информационных продуктов, предоставление информационных услуг.

  4. Создание и применение информационных систем других информационно-телекоммуникационных технологий.

  5. Создание и применение средств и механизмов информационной безопасности.

8. Понятие и значение информационных ресурсов

Выделяются отдельные содержательные свойства и признаки ИР.