Файл: Вопросы по истории.docx

Добавлен: 17.02.2019

Просмотров: 3813

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Живопись.
    В живописи в начале века сменяется стиль: от классицизма к романтизму. Портреты О. Кипренского и В. Тропинина,  некоторые произведения К. Брюллова относят как раз к романтическому творчеству. Огромный труд также вложен в картину А. Иванова «Явление Христа народу». В творчестве А. Венецианова начало получает бытовой жанр, который находит своё продолжение в картинах П. Фёдорова, но больше в сатирической форме.
    В следующую половину века главным становится обличительное изображение действительности. Такая тема показана в картинах В. Перова. Он был ещё и замечательным портретистом. В это же время происходит отделение ряда художников от академического искусства, и в 1870 г. появляется Товарищество передвижных художественных выставок. В него входили И. Репин, В. Васнецов, И. Айвазовский, А. Саврасов, И. Левитан, В. Суриков, И. Шишкин, и другие гениальные творцы. Руководителем объединения считался И. Крамской.


Театр и музыка.
    Главными драматическими театрами того времени считались Александринский в Санкт-Петербурге и Малый в Москве. Великими актёрами, блиставшими на их сценах, были П. Мочалов, М. Щепкин, М. Ермолова, П. Стрепетова. В 1898 году начинает работу Московский Художественный театр (создатели К. Станиславский и В. Немирович-Данченко).
    В музыке блестящее наследие оставил после себя М. Глинка – оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Традиции, заложенные им, развивались дальше композиторами, которые в 1862 г. организовали «Могучую кучку». Это были М, Балакирев, М.Мусоргский, А. Бородин, Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков. Во второй половине 19 в. творил П. Чайковский. Наверняка, этого композитора знают многие, хотя бы за его балет «Лебединое озеро».


Образование и наука.
    По реформе 1803 -1804 гг. на территории империи было выделено 6 учебных округов, центрами которых стали университеты, причём часть из них только ещё открыли свои двери. В правление же Николая II в образовании проводилась строго консервативная политика. Так, в 1835 году университеты были лишены автономии. С Александром II всё изменилось в противоположную сторону. Было объявлено о бессословности образования, наряду с государственными, частными и церковными появились земские школы. Грамотность резко возросла. Увеличивалось число учебных заведений. С восхождением на престол Александра III вновь возобладал консервативный курс.
    Огромного подъёма в 19 веке добилась наука. Н. Лобачевский, Н.Зинин, Б. Якоби, Н. Пирогов, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев, Н. Карамзин – видные учёные и исследователи первой половины столетия (далеко не все). Затем больших успехов добились Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Мечников, К. Тимирязев, П. Яблочков, Н. Жуковский, В. Ключевский и другие. Фамилии, которые каждый может услышать на уроках в школе.
    Как можно видеть, наследие чрезвычайно огромно. Как можно было заметить, между искусством и политической жизнью государства существует неразрывная связь, которая способствовала небывалому взлёту культуры России в 19 веке, наконец, занявшей достойно высокое место в мире.



27.Россия и мир в начале XX века.

В начале 20 века в России происходят изменения в сферах, что в конечном итоге приводит к первой русской революции 1905г.

Причины революции:

- не решенность крестьянского вопроса

- пережитки крепостничества (отношение к деревне)

- не решенность национального вопроса

- тяжелое положение рабочих

- необходимость реформирования всей политической системы по образцу ведущих буржуазных стран

По характеру первая русская революция была буржуазно-демократической, потому что была поддержана практически всей Россией и проходила под лозунгами осуществления буржуазных реформ. Поводом к революции стали 9 января 1905.

В ответ – всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 года вышел Манифест о предоставлении прав и свобод населению России.

Пик революции приходится на октябрь – ноябрь 1905 г. Это были свобода совести, слова, собраний и союзов. Отныне существовавшие политические партии могли выйти из подполья и появилась возможность для создания новых. Старейшей партией являются социал-революционеры = эсеры. Можно было печатать партийные программы и уставы.



27 апреля 1906 года начала работу законодательная Госдума. Всего было 4 созыва. В первых двух Думах баланс сил был таким, что партии не могли прийти к консенсусу ни по одному вопросу. Работа правительства саботировалась. Полностью проработала только 3-я (в ней большинство получили октябристы (проправительственная партия), эта Дума приняла несколько десятков законов). Пиком вооруженного противостояния стало Московское вооруженное восстание в декабре 1905 года. После этого революционное движение пошло на спад.

3 июня 1907 года досрочно распускается вторая госдума. Это событие принято называть третьеиюньским переворотом. Николай II не имел права распускать думу законодательным путем, потому что таким образом он нарушил свой собственный манифест от 17 октября 1905 года, в котором было написано, что ни один царский указ не имел законодательной силы не имел силы без одобрения госдумы.


28.Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

Причины возникновения такой сложной ситуации — борьба за сферы влияния, за передел мира и обострив­шиеся противоречия между двумя военно-политиче­скими блоками: Антантой (Россия, Англия, Франция) и Трой­ственным союзом (Австро-Венгрия, Германия, Италия).

Характер войны захватнический империалистический. Рос­сия хотела закрепиться на Балканах, завладеть Черноморски­ми проливами и захватить польские земли Австрии и Германии.

Поводом послужило убийство 28 июня 1914 г. в Сараево сербским националистом наследника австрийского престо­ла эрцгерцога Франца-Фердинанда. Это событие резко обо­стрило отношения между Австро-Венгрией и Сербией.

Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум. Она при­няла все требования за исключением ввода ограниченного контингента войск на территорию Сербии. Россия потребо­вала от Австро-Венгрии продлить срок ультиматума. Но эти шаги не увенчались успехом, и 28 июля 1914 г. Австрия объ­явила войну Сербии.


Германия, видя, что Россия не ответила на их ультиматум о прекращении всеобщей мобилизации, объявила ей войну 1 августа 1914 г.

С самого начала войны в Европе образовалось два фронта — Западный (в Бельгии и Франции) и Восточ­ный (против России).

 В ноябре 1914 г. в войну про­тив России вступила Турция. Образовался Кавказский фронт.

Перед Россией стоял выбор: либо провести реформы и выйти из войны, либо была возможна угроза революции.

В октябре 1917 г. Временное правительство было устра­нено, а власть перешла к большевикам.

3 марта 1918 г. был подписан Брестский мирный до­говор, по которому Россия теряла значительную часть своей территории, отошедшей к Германии.

В результате революции в Австрии и Венгрии на раз­валинах империи образовались новые государства: Чехословакия (Чехия и Словакия объединились) и Королевство хорватов, сербов и словенцев (в дальнейшем

Югославия).

Итогом войны стало образование в ходе революций новых государств, распад Российской, Австро-Вен­герской, Германской и Османской империй. В войне участвовало всего 33 государства. На фронте погибло свы­ше 10 млн человек, ранено около 20 млн человек. Было раз­рушено большое количество городов, железные дороги, мо­сты. Миллионы людей утратили гражданство.


29.Капиталистический мир в период между двумя мировыми войнами.Альтернативные пути выхода из кризиса.

Развитие ведущих мировых держав пошло в межвоенный период по трём основным направлениям. Первое направление составили главные победители — США, Англия и Франция. Как показало дальнейшее развитие событий, это направление оказалось наиболее перспективным и исторически прогрессивным.

Во-первых, в межвоенный период, в значительной мере — под воздействием уроков Мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг., сформировалось магистральное направление социально-экономического развития, в становлении которого ключевую роль сыграл так называемый Новый курс президента США Ф. Рузвельта. Суть Нового курса и связанного с ним направления социально-экономического составляет социально ориентированная рыночная экономика, когда государство активно участвует в регулировании отношений между предпринимателями и рабочими путём перераспределения доходов в пользу последних.

Во-вторых, в межвоенный период показала свою эффективность и политическая система названных государств — парламентская демократия, основанная на многопартийной системе. Новым явлением в политической жизни Англии и Франции межвоенного времени стало превращение рабочих и социал-демократических партий во влиятельную силу, оказывавшую заметное воздействие на формирование политического курса.

Во второй группе мировых держав (Германия, Италия, Япония) сформировались так называемые тоталитарные режимы. Причиной их становления стали огромные трудности экономического развития, с которыми столкнулись эти страны в 1920-е — 1930-е годы, а также слабость демократических традиций.


Для тоталитарных режимов было характерно установление полного контроля не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, подавление любых проявлений инакомыслия. Их относительная устойчивость объясняется тем, что тоталитарные режимы обеспечили резкое снижение уровня уголовной преступности и относительно высокий уровень доходов трудящихся за счёт установления жёсткого контроля за хозяйственной деятельностью частных предпринимателей. Важнейшим стержнем их идеологии являлся воинствующий шовинизм, который в германском фашизме приобрёл форму расизма.

Тоталитарные режимы провозгласили войну в качестве главного средства укрепления национального величия. Поэтому именно от них стала исходить угроза развязывания новой мировой войны. Первый очаг международной напряжённости возник в 1931 году на Дальнем Востоке, после того как Япония напала на Китай. Придя в 1933 году к власти в Германии, фашисты вышли из Лиги наций и, нарушая условия Версальской системы, приступили к перевооружению и многократному численному увеличению армии, не скрывая своих агрессивных намерений не только по отношению к ближайшим соседям, но и ко всему миру.





Третий вариант развития представлял образованный вокруг Советской России в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик. Политическое руководство СССР провозгласило курс на построение социализма, в порядке осуществления которого была создана своеобразная модель экономического и политического строя. Её подробный анализ целесообразно осуществить в рамках курса отечественной истории. СССР до середины 1930-х годов оставался за рамками сложившейся в межвоенный период системы международных отношений. Его взаимоотношения с другими странами регулировались двусторонними соглашениями. Основанием для непризнания СССР в качестве полноправного государства являлось прежде всего то обстоятельство, что в официальной идеологии видное место продолжала сохранять идея мировой пролетарской революции.

Однако в реальной международной политике правительство СССР проводило последовательную линию на поддержание мира. В сложившейся после прихода к власти в Германии фашистов ситуации СССР предпринял ряд шагов, направленных на предотвращение агрессии и создание в Европе системы коллективной безопасности. В 1934 году наша страна была принята в Лигу наций, а в 1935 году было заключено трёхстороннее соглашение между СССР, Францией и Чехословакией о взаимной помощи в случае нападения на одного из участников соглашения Германии.




Однако политика стран западной демократии в условиях назревавшей мировой войны была недостаточно последовательной. Их правительства, с одной стороны, надеялись удовлетворить аппетиты стран-агрессоров за счёт частичных уступок (так называемая политика умиротворения агрессора), с другой стороны, рассчитывали подтолкнуть начало конфликта фашистской Германии с СССР и в этом случае оказаться в роли «третьего, радующегося».


Своей кульминации политика умиротворения агрессора достигла в конце сентября 1938 года, когда в Мюнхене было заключено соглашение, вошедшее в историю под названием «мюнхенский сговор». Главы правительств четырёх стран — Германии, Италии, Англии и Франции — приняли грубо попиравшее принципы международного права решение об отторжении от суверенной Чехословацкой республики части её территории — так называемой Судетской области — в пользу Германии.

Весной 1939 года немецко-фашистские войска, уже без всяких предварительных соглашений, перешли границу Чехословакии и оккупировали её территорию, причём президент Чехословакии Э. Бенеш отверг предложение СССР об оказании военной помощи, ссылаясь на текст договора 1935 года, предполагавший одновременные действия Чехословакии, Франции и Советского Союза. В апреле 1939 года Италия оккупировала территорию Албании.

В этой ситуации СССР выступил с предложением о создании в Европе системы коллективной безопасности. Летом 1939 г. в Москве проходили переговоры представителей Англии, Франции и СССР о мерах по её обеспечению, однако они оказались безрезультатными.

23 августа 1939 г. СССР заключил пакт о ненападении с фашистской Германией, к которому прилагался секретный протокол о разделе сфер влияния в Европе. Это была вынужденная мера советской дипломатии в условиях исключительно сложного сплетения международных противоречий и взаимного недоверия между великими державами.

30.Революция 1917г. В России.Гражданская война

Поражения России на фронтах Первой мировой войны и ухудшение положения народа, вызванное экономическим кризисом 1915 - 1916 гг. привели к массовому недовольству.

Усилилась политическая нестабильность, которая проявлялась в раздорах среди министров и их частой смене ("министерская чехарда"). Николай II катастрофически терял авторитет в обществе из-за "распутинщины", вмешательства царицы Александры Федоровны в государственные дела и своих неумелых действий в качестве Верховного главнокомандующего.

Начало революции положила политическая демонстрация рабочих Петербурга 23 февраля 1917 г. 25 февраля она переросла во всеобщую забастовку в столице. 27 февраля массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими Арсенала и Петропавловской крепости ознаменовали победу революции. Начались аресты царских министров и образование новых органов власти: Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Временного правительства во главе с князем Г. Е. Львовым. 2 марта Николай II отрекся от престола.

Эсеро-меньшевистское руководство Петросовета считало февральскую революцию буржуазной, поэтому не стремилось взять всю полноту власти, а поддерживало Временное правительство. В России образовалось двоевластие.

Победа революции не предотвратила углубления кризиса в стране. Экономическая разруха усилилась. Политика Временного правительства оказалась непоследовательной и противоречивой. Правительство заявило о решимости России довести войну до победы. Решения аграрного, рабочего и национального вопросов откладывалось до окончания войны. Такая политика вызвала правительственные кризисы в апреле, июне и июле 1917 г. Июльский кризис привел к установлению единовластия Временного правительства.