ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2025
Просмотров: 343
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Драма жизни, или сумбурные записки о драматическом
Сюжет что служит исходным материалом. Для сюжета?
Изумление и напряженное ожидание
Чем было вызвано предубеждение?
Характер что служит исходным материалом для характера?
От факта жизни к художественному вымыслу
Современная психологическая драма
Превыше типичного и индивидуального
Вещество, из которого созданы сны
Диалог как нам нравится говорить!
Драматург как любитель поговорить
Сценическое воплощение спор литературы с театром
Исполнение роли - быть зрителем и показывать себя
Великое актерское исполнение в мелодраме
Игра, игра-действо, лицедейство
Мелодрама дурная репутация мелодрамы
Похвальное слово жалости к себе
По образу и подобию обезьяньему
Трагедия и комедия - некоторые общие соображения
Трагикомедия трагедия предотвращенная и трагедия преодолеваемая

ERIC BENTLEY
THE LIFE OF THE DRAMA
ATHENEUM.
NEW YORK.
1967
ЭРИК БЕНТАИ
ЖИЗНЬ ДРАМЫ
OCR: Александр Свечников

Перевод с английского В. Воронина
МОСКВА
АЙРИС £д ПРЕСС 2004
УДК 821.0 ББК 83/85.334 Б46
Серийное оформление А. М. Драгового
Бентли Э.
Б46 Жизнь драмы / Перевод с англ. В. Воронина; Предисловие И. В. Минакова. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 416 с. — (Библиотека истории и культуры).
ISBN 5-8112-0818-9
Книга известного литературоведа, критика и исследователя драматического искусства Эрика Бентли посвящена наиболее актуальным проблемам драматургии и театра.
«Жизнь драмы» — труд воистину всеобъемлющий. Начиная с первой части, с самого «простого» — сюжета пьесы, автор постепенно подводит читателя к ее высшему назначению — сценическому воплощению. Таким же образом построена и вторая часть, которая обзорно знакомит со всеми видами пьес: от мелодрамы до трагикомедии, включая такой ныне популярный в России жанр, как мюзикл. Автор анализирует лучшие образцы драматургии от античности вплоть до середины XX века.
Книга предназначена студентам творческих вузов, где в популярной форме излагаются основы драматургии, и всем тем, кого интересует искусство театра.
ББК 83/85.334 УДК 821.0
ISBN 5-8112-0818-9
© Предисловие, оформление, указатель, Айрис-пресс, 2004
СОДЕРЖАНИЕ:
ДРАМА ЖИЗНИ, ИЛИ СУМБУРНЫЕ ЗАПИСКИ О ДРАМАТИЧЕСКОМ 5
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. АСПЕКТЫ ПЬЕСЫ 13
СЮЖЕТ 13
ЧТО СЛУЖИТ ИСХОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ДЛЯ СЮЖЕТА? 13
ПОДРАЖАНИЕ ЖИЗНИ 17
ИЗУМЛЕНИЕ И НАПРЯЖЕННОЕ ОЖИДАНИЕ 18
ПОДРАЖАНИЕ ДЕЙСТВИЮ 19
ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ ПРОТИВ СЮЖЕТА 21
ЧЕМ БЫЛО ВЫЗВАНО ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ? 22
ШЕКСПИР 25
СЮЖЕТ - ЭТО ЕЩЕ НЕ ПЬЕСА 28
ХАРАКТЕР 30
ЧТО СЛУЖИТ ИСХОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ХАРАКТЕРА? 30
ОТ ФАКТА ЖИЗНИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВЫМЫСЛУ 31
В ПОХВАЛУ ТИПАМ 33
ТИП И АРХЕТИП 36
ТИПОЛОГИЯ И МИФОЛОГИЯ 39
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА 41
ПРЕВЫШЕ ТИПИЧНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО 43
ВЕЩЕСТВО, ИЗ КОТОРОГО СОЗДАНЫ СНЫ 48
ДИАЛОГ 50
КАК НАМ НРАВИТСЯ ГОВОРИТЬ! 50
ДРАМАТУРГ КАК ЛЮБИТЕЛЬ ПОГОВОРИТЬ 52
КРАСНОРЕЧИЕ В ДИАЛОГЕ 54
НАТУРАЛИЗМ 55
РИТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА 58
РИТОРИЧЕСКИЙ СТИХ 60
ПОЭЗИЯ 61
АНТИПОЭЗИЯ 64
АНТИПЬЕСЫ 66
МЫСЛЬ 68
МЫСЛЬ И ЧУВСТВО 68
ПАФОС МЫСЛИ 69
ПЛОХИЕ ИДЕИ 71
ПРОПАГАНДА 72
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ ПЬЕСЫ 73
ИСПАНСКАЯ ДРАМА 76
НЕМЕЦКАЯ ДРАМА 78
ШОУ 81
ПИРАНДЕЛЛО 84
БРЕХТ 86
«ДОСТОИНСТВО ОСМЫСЛЕННОСТИ» 89
СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ 93
СПОР ЛИТЕРАТУРЫ С ТЕАТРОМ 93
ИСПОЛНЕНИЕ РОЛИ - БЫТЬ ЗРИТЕЛЕМ И ПОКАЗЫВАТЬ СЕБЯ 94
ПОДСТАНОВКИ 98
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ 99
ЭМПАТИЯ И ОЧ\ЖДЕНИЕ 100
ВЗРОСЛОЕ И ИНФАНТИЛЬНОЕ 100
ЮНОСТЬ И ТЕАТР 101
ЧТО ДАЕТ ДРАМАТУРГ АКТЕР 103
ЧТО ДАЕТ АКТЕРУ ДРАМАТУРГ 105
ВЕЛИКОЕ АКТЕРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В МЕЛОДРАМЕ 106
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ТЕАТРЕ 109
ИГРА, ИГРА-ДЕЙСТВО, ЛИЦЕДЕЙСТВО 111
ПСИХОДРАМА 113
IL GIUOCO DELLE PARTI 115
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВИДЫ ПЬЕС 118
МЕЛОДРАМА 118
ДУРНАЯ РЕПУТАЦИЯ МЕЛОДРАМЫ 118
ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЖАЛОСТИ К СЕБЕ 119
ЖАЛОСТЬ И СТРАХ 120
ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ 122
ЯЗЫК 124
ЗОЛЯ И ДРАМАТУРГИЯ ПОСЛЕ НЕГО 126
КВИНТЭССЕНЦИЯ ДРАМАТУРГИИ 129
ФАРС 131
НАСИЛИЕ 131
ОСМЕЯНИЕ СУПРУЖЕСТВА 134
КАТАРСИС В КОМЕДИИ 136
АНЕКДОТЫ И ТЕАТР 137
СЛАДОСТЬ И ГОРЕЧЬ ВЕСЕЛЬЯ 140
ДИАЛЕКТИКА ФАРСА 143
ОЗОРСТВО СУДЬБЫ ВМЕСТО РОКА 144
ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ ОБЕЗЬЯНЬЕМУ 147
КВИНТЭССЕНЦИЯ ТЕАТРА 148
«ВОЗДУХ ВООБРАЖАЕМОЙ СВОБОДЫ» 150
ТРАГЕДИЯ 152
ВЫСШИЕ ФОРМЫ 152
ХАРАКТЕР В КОМЕДИИ И ТРАГЕДИИ 155
СМЕРТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 160
«LA OSCURA RAIZ DEL GRITO» 162
БЛАГОГОВЕЙНЫЙ ТРЕПЕТ 165
СОСТРАДАНИЕ 166
ОТ ШЕКСПИРА ДО КЛЕЙСТА 168
ГНЕВ 169
ДИАЛЕКТИКА ТРАГЕДИИ 169
КОМЕДИЯ 173
«Я ЖЕ ЭТО В ШУТКУ!» 173
ТРАГЕДИЯ И КОМЕДИЯ - НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ 176
КАК ВАМ ЭТО ПОНРАВИТСЯ 181
ТРАГИКОМЕДИЯ 184
ТРАГЕДИЯ ПРЕДОТВРАЩЕННАЯ И ТРАГЕДИЯ ПРЕОДОЛЕВАЕМАЯ 184
МЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ 186
ОТЧАЯНЬЕ, НАДЕЖДА 193
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 205
Драма жизни, или сумбурные записки о драматическом
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку".
Борис Пастернак
Не будучи специалистом в драматургии, я взялся за написание этого предисловия лишь потому, что книга Эрика Бентли показалась мне шире своего непосредственного предназначения: разъяснить читателю, в чем собственно заключаются жанровые особенности искусства драмы.
Перед нами труд воистину всеобъемлющий, и чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на оглавление. Начиная в первой части с самого простого (порой настолько, что многие драматурги попросту о нем забывают) — сюжета пьесы, Бентли постепенно поднимает нас к ее высшему назначению — сценическому воплощению. Таким же образом построена и вторая часть. В ней мы знакомимся со всеми видами пьес: от мелодрамы до трагикомедии. И, тем не менее, книга Бентли не учебник драматургического искусства. Для учебника она написана слишком страстно и предвзято. Это труд человека, хорошо знающего предмет своего исследования, болеющего за него, требующего от всех, кто имеет к нему отношение (включая зрителей), — совершенства. Впрочем, автор «Жизни драмы» не догматик, понимающий совершенство лишь как следование классическим образцам. Бентли видит спасение сценического искусства в непрерывном развитии, в поиске новых форм, он верит в будущее серьезного театра, хотя и отдает должное такой его популярной и сегодня разновидности, как мелодрама.
Не только в обширности использованного материала и исследованной проблематики заслуга автора этой
5
книги. Она еще и в том, что Бентли попытался подойти к драматургическому искусству, как к проявлению общечеловеческой драмы — драмы жизни. Ведь именно из жизни черпает драматург темы и сюжеты своих произведений. А саму жизнь мы очень часто соотносим с той или иной разновидностью пьес. Если случается что-нибудь катастрофическое, мы говорим: произошла трагедия. Смешное называем комичным. В событиях печальных, но не страшных, нам видится нечто мелодраматическое. Мы постоянно ощущаем себя то зрителями, то участниками какого-нибудь политического фарса. А в общем, вся наша жизнь напоминает трагикомедию, где ужасающее и вызывающее смех так тесно переплетены, что порой невозможно отделить одно от другого.
В последнее время немало говорят и пишут о том, что передаваемые по телевидению репортажи о военных конфликтах, природных и техногенных катастрофах, а также террористических актах напоминают эпизоды из очередного голливудского блокбастера. Несколько лет назад на Западе даже вышла книга, автор которой вполне серьезно утверждал, что никакой «Бури в пустыне» (американо-иракской войны образца 1991 года) на самом деле не было. А была тщательно срежиссированная и поставленная в лучших традициях телевизионных сериалов, информационно-пропагандистская кампания. После американской трагедии 14 сентября 2001 года стало расхожим мнение, что террористы научились своему «ремеслу» у... киносценаристов. И таких примеров привнесения драматургии в жизнь немало.
На мой взгляд, при всей интригующей завлекательности подобных теорий, в них кроется один, весьма существенный, изъян. Их авторы явно путают причину со следствием. Драматурги не пишут сценариев для войн и террактов, это дело политиков и военных, но зритель, привыкший к постановочности телевизионных зрелищ (а ведь не секрет, что любая съемка должна основываться хотя бы на самом простейшем сценарии и режиссуре), волей-неволей отождествляет увиденное с драматическим действом. «Весь мир — театр. Мужчины, женщины — все актеры». Эти знаменитые, и уже давно ставшие
6
общим местом, слова Шекспира, видимо, весьма крепко засели в подсознании современного человека.
И все-таки не следует путать жизнь и театр. В драме, разыгрываемой на сцене, гораздо больше смысла и сюжетной завершенности, нежели в той, что происходит на подмостках мироздания. Даже если речь идет о театре абсурда. В драме реальность сгущена до предела. Каждая реплика, каждый жест актера подчинены определенной задаче, которую можно сформулировать как раскрытие извечной тайны человеческого бытия. Персонажи пьес живут не просто для того, чтобы есть, пить, заниматься любовью, подобно подавляющему большинству людей, они возникают из ничего, чтобы рассказать нам о нас самих. И может быть, это единственный доступный человеку способ взглянуть на себя со стороны.
Надо сказать, что театр тоже пытается посмотреть на себя со стороны. И не только глазами критиков или таких вдумчивых и дотошных исследователей, как Эрик Бентли. Жизнь театра, его собственная внутренняя драма одна из излюбленных тем живописи, кино, художественной литературы и... драматургии. Примеров множество. Приведу лишь несколько, как говорится, навскидку.
Собственно разделение художественной литературы и драмы несколько условно. Литература стоит на трех китах: прозе, поэзии и драматургии. И все эти три кита охотно меняются ролями. Инсценируются и прозаические и поэтические произведения. Иногда это делается одним и тем же автором. В результате появляются два, не очень схожих, текста. Например, пьеса «Дни Турбиных» и роман «Белая гвардия» Михаила Афанасьевича Булгакова. Честно говоря, не могу вспомнить «случаи обратного превращения», когда из пьесы делался роман, но наверняка было. А вот то, что романисты охотно обращались к теме театра, могу утверждать вполне доказательно. Достаточно вспомнить только трех авторов: упомянутого выше, Булгакова, Сомерсета Моэма и Джона Бойтона Пристли.
Тема театра, сцены, проходит, пожалуй, через все творчество Михаила Булгакова. Один из героев «Белой гвардии» Леонид Юрьевич Шервинский собирается сменить
7
карьеру военного на карьеру оперного баса. В «Мастере и Маргарите» немало комичных и драматичных событий происходит в театре варьете. О судьбе великого французского комедиографа написана книга «Жизнь господина де Мольера». Театру посвящены пьесы «Кабала святош» и «Багровый остров». Но главная «театральная» книга Булгакова это, конечно же, «Записки покойника. Театральный роман».
В этой блестящей, остроумнейшей вещи Булгаков воспел театр. Воспел, не скрывая иронического отношения к закулисной жизни, к скандальной оборотной стороне театральной действительности. Герой этого неоконченного романа литератор Максудов делает выбор в пользу театра, с отвращением вспоминая о покинутой им литературной, как сказали бы сейчас, тусовке. И дело не только в том, что в Независимом театре к Сергею Леонтьевичу отнеслись как к своему, а в литературном мире его не поняли и не приняли, но и в том, что сам Максудов превратился из романиста в драматурга, и превращение это, как мне представляется, вполне закономерно. Писатель обращается в пустоту. Он не может ощутить читательской реакции на свое сочинение непосредственно (узкий круг близких и друзей, а также критиков не в счет). Драматург же, благодаря сценическому воплощению своего детища, имеет возможность услышать живое дыхание, смех и ту напряженную тишину, которая устанавливается в зале, когда зрители глубоко сопереживают персонажам драмы.
Перу английского писателя Сомерсета Моэма принадлежит роман, под незамысловатым и недвусмысленным названием «Театр». Это книга об актерстве на сцене и в жизни, о попытке превратить свою жизнь в мелодраму с хорошим концом, тогда как конец этой драмы всегда одинаков. А игра даже самой гениальной актрисы — это искусство, которому суждено забвение. В самом деле, история театра полна именами великих актеров. Мы можем ознакомиться с их биографиями, прочесть восторженные отзывы тех, кто имел удовольствие наблюдать их игру на сцене, на саму эту игру увидеть нам не дано. Правда, эта ситуация несколько изменилась в прошедшем столетии, благодаря видеозаписи, но на пленке
8
зафиксирована лишь малая часть сыгранного на сцене даже в XX веке, что уж говорить о веках предшествующих.
Увы, искусство актерской игры самое смертное из всех искусств. Представить, что актеры прошлого вдруг оживают, говорят, чувствуют, играют перед своими потомками, можно лишь в фантастическом произведении. Как это и сделал Дж. Б. Пристли в повести «Дженни Вильерс», имеющей, кстати, подзаголовок «Роман о театре». Главный герой романа — драматург, — находясь в зените карьеры, испытал острое разочарование в собственном творчестве и современном ему театральном искусстве вообще. Кому из пишущих не знакомо это чувство, когда все сделанное прежде кажется ничтожным, а то, что сделать предстоит, — бессмысленным? Утрата вдохновения, вот как это называется. И вернуть его может порой только чудо. С героем Пристли это чудо произошло. Оставшись наедине с самим собой в одной из комнат старого театра, он стал невольным свидетелем событий, которые случились здесь сто лет назад. Всего лишь несколько эпизодов из жизни гениальной актрисы Дженни Вильерс, погибшей в ранней молодости, прошли перед взором стареющего драматурга. Ее первое появление на сцене, триумф, пылкая любовь к партнеру (разумеется, выступавшему в амплуа героя-любовника), заболевание и гибель могли бы показаться фрагментами мелодрамы, если бы не были пронизаны подлинной страстью, характером, судьбой.