Файл: Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования (Теоретические аспекты молодежной политики в органах власти).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты молодежной политики в органах власти
1.1 Государственная молодежная политика: понятие, особенности
Глава по 2. по Органы по власти по и по молодежные по организации в по Краснодарском по крае
2.1 по Взаимодействие по органов по государственной по власти и по молодежных по организаций
Введение
В политической жизни общества важное место принадлежит молодежи, ее общественной деятельности, молодежным организациям. Государство и общество заинтересовано в молодежи как в активной социальной силе, как в таком поколении, которое, включаясь в общественную жизнь, является участником общественного прогресса.
Роль молодежи в современной России возрастает, а в некоторых областях, прежде всего в экономической сфере, велика (малое предпринимательство, новые технологии, банковские структуры).
Вместе с тем, в условиях модернизации российского общества и в сложившейся социально-экономической обстановке именно молодежь является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстремистским идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия государства на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида, вовлечения молодежи в политическую и общественную деятельность, поддержке таких молодежных организаций, которые направляют свою деятельность в интересах России. Вышеизложенное и обуславливает актуальность выбранной темы.
Выдвигая на каждой ступени исторического развития определенные требования к подрастающему поколению, общество создает условия для интеграции молодежи в социальную структуру. Это осуществляется через государственную молодежную политику.
Объектом курсовой работы являются молодежные политические объединения в сфере гражданско-патриотического воспитания, Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Краснодарском крае.
Предмет курсовой работы - определение основных мер по становлению и совершенствованию взаимодействия государства и молодежных организаций в современной России.
государственная власть молодежная организация
Цель данной работы - дать представление о государственной молодежной политике, молодежи и молодежных организаций, показать взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций, разработка мероприятий по повышению их эффективности на примере Краснодарском крае.
Для достижения этих целей были поставлены задачи:
изучить положения современной российской молодежи, ее жизненных позиций, стереотипов поведения, причин, влияющих на ее участие в той или иной организации (объединении)
анализ молодежной политики Краснодарском крае
выявить проблемы и определить направления по повышению эффективности взаимодействия молодежных организаций с органами государственной власти Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников.
Глава 1. Теоретические аспекты молодежной политики в органах власти
1.1 Государственная молодежная политика: понятие, особенности
Государство занимает особое место в политической системе общества, которая представляет собой совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.
Особое внимание государства уделяется молодым гражданам и молодежным объединениям. Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодежи. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН).
В 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята "Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами". [1]
В 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир"; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 г. была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам. [2]
Государственная молодежная политика является системой мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных, организационных условий для успешной реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества с учетом возрастных особенностей. [3]
Представляется, что реализация эффективной молодежной политики в государстве невозможна без четкого уяснения, прежде всего субъектами реализации, самого понятия "молодежная политика". Само понятие "политика" в переводе с греческого означает "государственные дела", "искусство управления государством".
Таким образом, понятие "политика" является родовым по отношению к понятию "молодежная политика". В свою очередь молодежная политика - это сложная, многогранная система отношений. Возникает еще один вопрос, касающийся понятия "молодежи".
В настоящее время понятие "молодежь", используемое в зарубежных странах, определяется, исходя из различных компонентов и подходов, не только возрастных рамок, но и характерных черт (ресурс или проблема). Современные возрастные границы понятия "молодежь", принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяются в интервале от 13-14 до 29-30 лет. [4]
Согласно федеральному закону "О государственной молодежной политике в Российской Федерации", молодежь - это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно. [5]
Нижняя возрастная граница определяется, тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.
При этом следует отметить, что молодежь - это не только социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет. Молодежь - это объект национально-государственных интересов, поскольку она является стратегическим ресурсом развития страны.
Государственная молодежная политика России имеет существенный ряд отличительных особенностей по сравнению с зарубежным опытом в данной области.
Молодежная политика в нашей стране насчитывает уже несколько десятков лет. Однако ранее она не была оформлена, вся работа с молодежью проводилась в рамках идеологии и реализовалась партией через все ее механизмы (прежде всего посредством воспитания). В связи с этим, появление понятия "молодежная политика" многие ученые связывают с распадом Советского союза.
Основными направлениями молодежной политики современной России являются: духовно-нравственное воспитание (в частности через развитие чувства патриотизма) и информирование молодежи о потенциальных возможностях развития.
Следует отметить, что такой подход к молодежной политике не охватывает все 100% молодого поколения страны. Он нацелен лишь на ее малую часть - наиболее активную и дееспособную, а также ограниченную возрастными рамками (в отличие от европейской молодежной политики, которая базируется на вовлечении молодежи с малых лет). Фактически незащищенные слои молодого поколения (лица с ограниченными возможностями), а также менее активные на своем этапе развития молодые люди - остаются в стороне, пополняя ряды маргинальных элементов.
Сложившаяся крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда) и даже гибели людей, как показывают беспорядки, произошедшие в Москве в 2017 году на Манежной площади. И как показывают проводимые соцопросы в обеих российских столицах и многих городах-миллионниках до 76% молодежи поддерживают в той или иной степени действия участников данных акций. [6]
Поэтому опыт западных стран показывает, что необходимо смягчать социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей всех представителей данной части населения (по крайней мере, ее подавляющего большинства).
Отличительной особенностью молодежной политики западных стран является ее строение по отдельным направлениям (спорт, образование, здравоохранение и т.д.). Однако для России наилучшим вариантом действий в сложившихся условиях является комплексность проводимых действий. Государственная молодежная политика должна охватывать одновременно все возможные направления, посредством которых возможно влияние на молодежные структуры страны.
1.2 Молодежные организации в современной России: формирование и становление
Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Вместе с тем, при определенных условиях и влиянии политических сил он может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную, в ущерб государству и обществу, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности при формировании ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.
В тоже время следует отметить устойчивые взгляды на молодежь, как социально пассивную, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу, потребителя социальных услуг, различных видов безвозмездной помощи, поддержки со стороны государства, замкнутую в системе своих внутренних, подчас сугубо экономических, интересов и потребностей. [7]
С периода распада СССР и до недавнего времени со стороны государства и основных политических партий отсутствовал запрос на систематическое гражданско-политическое воспитание подрастающего поколения, формирование преемственности носителей определенной системы ценностей.
Следствием социально-экономической нестабильности и неопределенности 1990-х гг. стало дистанцирование части молодежи от политической жизни, рост аполитичности. Нынешнее молодое российское поколение очень неоднородно. Исследователи отмечают, что сложно выделить группу, ценности и практики которой являлись бы доминирующими.
Вместе с тем, специалисты считают, что можно выделить следующие условные "идеальные типы" жизненных стратегий молодежи, наиболее четко отраженные сегодня в СМИ, литературе, кинематографе - те, на которые реально молодежь ориентируется. Это три типа жизненных стратегий:
- стратегии, ориентированные на достижение успеха в рамках социальных норм;
- "размытые" стратегии;
- протестные стратегии. [8]
Рассмотрим по эти по типы.
К по первому по специалисты по относят по следующие по группы: по
"молодые по профессионалы" по - по высокооплачиваемые по наемные по специалисты по крупных по российских по и по международных по компаний, а по также по молодые по владельцы по бизнеса, по которые по радикально по отличаются по от по своих по предшественников по 1990-х по годов;
"молодые по бюрократы" по - по государственные по и по муниципальные по служащие и по участники по молодежных по политических по организаций, по ориентирующихся по на по власть; по
"золотая" по ("гламурная") по молодежь" - по стандарт по задают по дети по представителей по предпринимательских по кругов, по шоу-бизнеса, по политиков, по крупных по чиновников, по вошедших по в по элиту по и по сформировавших по свои по состояния по в по 1990-е по гг. [9]
Если по говорить по о по формировании по объединений или по организаций по из по числа по молодых по людей, по представляющих по данные по группы, то по следует по выделить по вторую по группу - по "молодые по бюрократы", по поскольку по жизненная по стратегия по первой и по третьей по групп, по по нашему по мнению, по менее по подвержена к по формальным по объединениям в по силу, по в по основном, по занятости в по бизнесе по и по безразличия по к по политике. по Эксперты по считают, по что по можно по выявить по несколько по важных по мотиваторов. по [10]
Во-первых, по это по ориентация на по индивидуальный по успех - по карьерный по рост, по обучение, по доступ к по материальным по благам, по самореализацию по (движение по своими по задачами по ставит по "модернизацию по правящей по элиты", по "смену по у по руля по управления по страной по поколения по пораженцев по новым по поколением по лидеров").