Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие функций менеджмента и их характеристика).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
Каждая функция управленческого цикла руководителя (Ц, П, О, М, Р,
Ко, К) (субъект управления) воздействует на соответствующие ей функции индивидуального цикла управления людьми (объект управления), обеспечивая необходимую ориентацию на достижение общей цели (целей) предприятия. В результате личные цели и действия объекта управления отчуждаются от него и принадлежат предприятию. Функции управленческого цикла в реальности не существуют в отдельности друг от друга. Каждая из этих функций - это элемент управленческого процесса в целом применительно к реализуемой цели. Управление должно быть непрерывным, что теоретически означает, что каждый элемент (функция) этого цикла одновременно с другими совершает свой собственный управленческий цикл. В каждом управленческом цикле, например, в целевом цикле Ц...(П – О – М – Р – Ко - К)... Ц функции управления, расположенные в скобках, - это средства достижения цели (Ц), которые метут содействовать, препятствовать осуществлению цели (Ц), а в пределе делать невозможным ее достижение[22]. Отсюда управленческая цель функции руководства - обеспечение результативности и эффективности протекания функций управленческого цикла по иерархической цепочке подчиненности относительно требований главной цели предприятия в деятельности производственных и функциональных подразделений предприятия их сотрудников[23].
Таким образом, для деятельности руководителя характерен свой специфический управленческий цикл, основу которого составляет единство циклов управления людьми и цикла управления (руководства) основными функциональными сферами предприятия. Содержание управленческого цикла руководителя - обеспечение деятельности основных функциональных сфер предприятия, структурных подразделений и их сотрудников на достижение общей цели (целей) предприятия[24].
Приведенная классификация управленческих функций руководителя в единстве с функциями управления людьми наглядно показывает «механизм» взаимного проникновения функций. Например, необходимо рассматривать контроль деятельности по целеполаганию, контроль деятельности по планированию, контроль деятельности по организации, контроль деятельности по мотивированию, контроль деятельности по координации и регулированию, контроль деятельности по самому контролю[25]. Эти рассуждения справедливы по отношению к каждой функции управленческого цикла руководителя. Контроль, как и любая функция управленческого цикла руководителя, в развитой системе управления организационно обособляется в виде специального подразделения, непосредственно подчиненного руководителю предприятия. Каждая функция управленческого цикла руководителя (Ц - П - О - М - Р - Ко - К) привносит во все соответствующие ей функции цикла управления людьми необходимую ориентацию на достижение цели (целей) предприятия в целом[26].
Каждый из управленческих циклов (Ц...Ц, П...П, О...О, М...М, Р...Р, Ко - Ко, К...К) непрерывно воспроизводит свойства, связи, отношения, состояние устойчивости, характерное именно для данной формы цикла. У каждой формы управленческого цикла есть своя собственная функциональная управленческая локальная цель, но эта цель не должна (как это бывает в реальности) носить самодовлеющий характер, но обслуживать, обеспечивать своими средствами эффективное достижение главной цели управления - цели целевого цикла[27]. Возникает проблема (несовместимости, взаимного усиления (ослабления) функций управленческого цикла в процессе управления достижением главной цели предприятия. Формы управленческого цикла протекают одновременно одна рядом с другой и опосредствуют друг друга. Каждой форме управленческий цикл соответствует свой тип руководства[28].
1.2.Проектирование функций менеджмента
При описании функций управления, анализе структурных звеньев и должностей на предприятиях уточняется подчиненность исполнительных звеньев и наименования должностей, выявляется дублирование функций управления, а также функции, не обеспеченные исполнителями[29]. Так, например, на некоторых предприятиях используется должность заместителя директора по экономике и финансам, а не должность заместителя директора по экономике и персоналу, установленная в Квалификационном справочнике. Вместо должности агента торгового используется должность агента по сбыту, а вместо двух должностей заведующего складом материальных ресурсов и заведующего складом готовой продукции используется одна должность заведующего складом[30].
Для устранения дублирования функций некоторые должности не следует включать в структуру управления при условии обеспечения соответствующих функций другими должностными лицами (например, инженер по нормированию труда не включается при наличии экономиста по труду). Вместе с тем в структуру управления включаются должности специалистов, требующие установления «хозяина» тех или иных функций управления (инженер по стандартизации, инженер по организации управления)[31].
Методической основой проектирования структуры управления является метод инвентаризации (описания) направлений деятельности предприятий, функций и исполнительных звеньев и метод организационных проекций (распределения направлений, функций обеспечения производственной деятельности и функций менеджмента между исполнителями). Реализация этих методов осуществляется первоначально в текстовом виде на бумаге[32]. Сначала формируются согласованные между собой иерархически упорядоченные перечни направлений деятельности и услуг, функций обеспечения деятельности предприятия, функций менеджмента и исполнительных звеньев. Затем производится процедура соотнесения направлений деятельности, функций обеспечения производственной деятельности и функций менеджмента с организационными звеньями (рис. 1).
Рисунок 1 – Модель установления организационных проекций[33]
Упорядоченная совокупность направлений деятельности, функций управления и исполнительных звеньев размещается по строчкам и столбцам матриц (таблиц) таким образом, что каждая строка отводится одному исполнительному звену, а каждый столбец — одной функции (подфункции) [34].
Выводы
Управление - это единство стадий: 1) управленческое решение по целям деятельности в целом и путям их достижения, 2) обеспечение реализуемости принятого решения, 3) реализация решения, 4) исследование и совершенствование управления по результатам управленческого цикла. На каждой из этих стадий соответствующие функции управления характеризуются своим специфическим циклом: цель - ситуация - проблема - решение.
Функции менеджмента – это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Общие функции управления присущи всем организациям, а конкретные или специальные обусловлены спецификой конкретной деятельности управляемого объекта.
К общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, контроль. Функция планирования состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия. Функция организации включает такие основные элементы как формирование организационной структуры, определение организационных полномочий и организация эффективного взаимодействия всех уровней и субъектов управления. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Контроль - это процесс обеспечения фактического достижения организацией намеченных результатов путем установления стандартов, измерения фактических результатов и сопоставления их со стандартами, и, если расхождение существенно, анализа ситуации и принятия решений о корректирующих действиях.
Конкретные функции управления определяются применением общих функций менеджмента к конкретным объектам управления.
Глава 2. Анализ функций управления в ООО «Правит»
2.1. Краткая характеристика ООО «Правит»
ООО «Правит» образовано в 2012 г. ООО «Правит» имеет сеть магазинов самообслуживания розничной торговли продуктами питания и хозтоварами (около 90 объектов), центральный склад, собственный транспорт для доставки товара от поставщиков на склад и дальнейший развоз по магазинам, в соответствии с заявками каждой розничной точки по графику.
Каждый магазин в зависимости от торговой площади и торговой выручки имеет следующий кадровый состав: директор, заведующая - 2 чел., кассир-продавец – 6-8 чел., грузчик – 1-2 чел., охранник – 1-2 чел.
Структура управления магазином представлена на рисунке 2. Директор магазина выполняет работы по планированию деятельности магазина на каждый календарный месяц, а также составляет перспективные ежеквартальные и годовые планы. Также на директора возлагаются следующие полномочия: составление плана завоза товаров в разрезе товарных групп; утверждение ежемесячных планов денежных поступлений по каждой товарной группе; осуществление контроля за выполнением заведующими своих обязательств, утвержденных ежемесячными планами и должностными инструкциями.
Директор
Заведующий
(2 работника)
Охранники
Грузчики
Кассир-продавец
Рисунок 2 - Структура управления предприятием
Заведующие магазинами осуществляют следующие основные функции: осуществляют учет движения товаров и товарных групп; осуществляют постоянный контроль над оборачиваемостью товаров соответствующей товарной группы; обеспечивают сбор и обработку информации от продавцов о конкретных товарах и товарных группах; планируют и осуществляют ассортиментную и ценовую политику по закрепленным за ними товарам и товарным группам; осуществляют работы по расширению и поддержанию ассортимента; осуществляют контроль за качеством поступающих товаров; осуществляют контроль за работой вверенных им товарных групп; другие функции в соответствии с должностной инструкцией.
Динамика основных технико-экономических показателей деятельности магазина за 2014-2016 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика основных технико-экономических показателей
за 2014-2016 гг.
Показатели |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Темпы роста, % |
||
2015 год к 2014 году |
2016 год к 2015 году |
2016 год к 2014 году |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Товарооборот, всего |
Тыс. руб. |
385800 |
399600 |
402600 |
103,58 |
100,75 |
104,35 |
Валовый доход |
Тыс. руб. |
104640 |
109920 |
112740 |
105,05 |
102,57 |
107,74 |
В % в товарообороту |
% |
27,5 |
27,5 |
28,0 |
- |
- |
- |
Издержки обращения |
Тыс. руб. |
76080 |
79920 |
76500 |
105,05 |
95,72 |
100,55 |
В % к товарообороту |
% |
20,0 |
20,0 |
19,0 |
- |
- |
- |
Прибыль от реализации |
Тыс. руб. |
28560 |
30000 |
36240 |
105,04 |
120,80 |
126,89 |
В % к товарообороту |
% |
7,51 |
7,51 |
9,00 |
- |
- |
- |
Прочие доходы |
Тыс. руб. |
1200 |
- |
900 |
- |
- |
75,00 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Прочие расходы |
Тыс. руб. |
2700 |
3900 |
4920 |
144,44 |
126,15 |
182,22 |
Балансовая прибыль |
Тыс. руб. |
27060 |
26100 |
32220 |
96,45 |
123,45 |
119,07 |
В % к товарообороту |
% |
7,01 |
6,53 |
8,00 |
- |
- |
- |