Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретический анализ проблемы исследования индивидуального стиля руководства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ проблемы исследования индивидуального стиля руководства
1.1. Содержание понятия «стиль управленческой деятельности»
2. Особенности стиля управления на предприятии «Новосибирск Марриотт отель»
1.2. Общая характеристика предприятия «Новосибирск Марриотт Отель»
2.2. Организация и основные положения исследования управленческого стиля на предприятии
Анализ экономических показателей свидетельствует о стабильном положении предприятии на рынке гостиничных услуг. За анализируемый период выручка от реализации услуг гостиничного предприятия увеличилась на 2280 тыс. руб. или на 8,72% в основном за счет роста выручки от реализации основных услуг - услуг проживания. Темп роста выручки от реализации дополнительных услуг составил 104,79%.
Себестоимость продукции увеличилась на 1840 тыс. руб. или на 108,73%, при этом сохранилась соотношение выручка-затраты. Валовая прибыль увеличилась на 320 тыс. руб. (на 8,67%).
Число работников за исследуемый период постоянно увеличивается, что связано с ростом количества клиентов и оказываемых услуг. Годовой фонд оплаты труда увеличился на 2%. Производительность труда на предприятии увеличилась на 8,72%.
Рентабельность продаж в 2018 г. находилась на уровне 7%, рентабельность основной деятельности - на уровне 8%. Резкого колебания данных показателей не наблюдается. Деятельность отеля можно охарактеризовать как стабильную.
Рассматриваемое предприятие развивается стабильно, задолженность гостиницы постепенно сокращается. Стратегической целью является создание эффективного и высокодоходного бизнеса за счет оказания высококачественных гостиничных услуг и сервиса гостям и жителям г. Новосибирска.
2.2. Организация и основные положения исследования управленческого стиля на предприятии
Деятельность руководства рассматриваемой организации состоит в организации механизма, основанного на личном интересе работников, экономических стимулах.
При первоначальном анализе предприятия мы установили, что сколько-нибудь значимого профессионального отбора в гостинице не проводится. На те должности, на которые не требуется узкопрофильных знаний могут приниматься специалисты с учетом их психологических особенностей (взаимодействие с посетителями, стрессоустойчивость, выносливость). При этом предприятие не ориентировано на профессиональный рост своих работников, не готово предоставлять им свободное время для получения образования (сотрудники должны сами найти, кто их сможет заменить на требуемый период времени).
Руководству отеля «Новосибирск Марриотт» следует принять меры по совершенствованию системы социально-психологических методов мотивации и оплаты труда персонала.
В результате теоретического анализа методов диагностики стиля управленческой деятельности, мы отобрали следующие методики, позволяющий оценить особенности стиля управленческой деятельности руководителя предприятия:
1. Метод наблюдения (исследование внешних проявлений управленческих качеств руководителя).
2. Диагностика проявления коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС-2).
3. Проведение самооценки руководителем собственного стиля управления, тест В.М. Шепеля «Оценка имиджа».
4. Методика Айзенка EPQ.
5. Опрос и анкетирование педагогического коллектива.
Руководителю необходимо видеть, какие качества и особенности его поведения коллектив ценит в нем больше всего, а какие - меньше. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает возможность для успешного общения с окружающими, позволяет не только избежать собственных ошибок в отношениях с людьми, но и исключить проблему непонимания со стороны других участников делового и личностного общения. Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными компетенциями, но и его личностными качествами, способными налаживать контакты и взаимоотношения с подчиненными.
3. Анализ проблем в управлении предприятием и поиск путей их решения
3.1. Исследование индивидуального стиля управленческой деятельности руководителя предприятия
Перед тем, как осуществить проведение методик, мы тщательно с помощью метода наблюдения решили исследовать внешние проявления стиля управления руководителя.
Руководитель предприятия «Новосибирск Марриотт отель» Тони Тошев аккуратно и со вкусом одет, внешне подтянута. Заботится о своем внешнем виде, опрятности и чистоте, считая, что неряшливость, небрежность и невнимание к себе - это форма неуважения к другим людям, пренебрежения к их мнению. В то же время, он не привлекает к себе внимания экстравагантностью внешнего вида. В одежде отражаются его индивидуальный стиль и личный характер. Его одежда - преимущественно консервативного или делового стиля, который придает авторитет и подчеркивает компетентность. Такой стиль вызывает уважение и немного держит дистанцию.
Все названные элементы были чрезвычайно важными при формировании профессионального стиля взаимодействия с коллективом и могли иметь решающее значение в ситуации, когда человек оценивался с первого взгляда. Однако понятно, что выводы о некоторых особенностях личности руководителя, согласно его внешнего вида, не могут дать полного представления о нем.
Эта первичная информация при ее толковании сравнивалась с другими показателями.
Известно, что стиль управления человека составляет впечатление о вещах, которыми она себя окружает, о ее доме, рабочем месте и т. п. Знакомство с кабинетом заведующего дало возможность увидеть следующее: деловая обстановка в кабинете, упорядоченный и систематизированный материал, без нагромождений бумаг. Документы, требующие проработки, поделены на две части: те, что требуют немедленного исполнения и такие, что позволяют оттянуть его на определенный период времени. В то же время, в кабинете много комнатных растений, российская атрибутика, картины, книги, которые придают ощущение уюта.
Общение и взаимодействие с коллегами. Важнейший показатель состояния директора на работе - его душевный комфорт, в создании которого заметное место занимает культура служебных отношений в системе «подчиненный-директор».
Общение с руководителем позволило выделить ряд признаков, которые позволяют ему создавать доброжелательную атмосферу в коллективе единомышленников. Прежде всего, это глубокое уважение к другому человеку, отношение к нему как к личности. Кроме того, он - достаточно коммуникабельный человек, легко сходится с другими. Эмпатийность позволяет ему сопереживать, сочувствовать, проникаться чувствами и переживаниями других, совершать поступки, которые требуют поддержки или содействия.
Часто можно было наблюдать, как он создает благоприятные условия для положительного эмоционального состояния и жизнедеятельности того, кто нуждается в поддержке: вежливым разговором, советом, реальной помощью в решении проблемы. В разговоре терпеливо выслушивает того, кто говорит, не перебивает и проявляет интерес к его мнению.
Он имеет чувство меры, позволяет проявить уважение к достоинству другого человека и вместе с тем сохраняет собственное достоинство. Руководитель предприятия терпелив к другим мнениям, вкусам, не допускает унижения человеческого достоинства того, чьи вкусы не соответствуют его личным.
В беседе (с кем бы он не разговаривал) искренне и заинтересованно слушает собеседника. И при этом остается самим собой: естественным, вежливым без формализма. Уважает своего собеседника, вежлив, дружески настроен, тактичен и дипломатичен.
Вопросы, требования, аргументы, альтернативные решения формулирует так, чтобы побудить участников к разбору проблемы и поисков путей ее решения. Корректно прерывает те выступления, которые повторяют в общих чертах уже изложенные факты, носят нерациональный, пространный, противоречивый и поверхностный характер или лишены конкретности. Обобщает результаты в заключении совещания, указывает лиц, ответственных за выполнение задач, благодарит сотрудников за участие в работе совещания.
При этом руководитель старается поддерживать высокий уровень активности всех членов коллектива; сопоставляя разные мнения, выделяет противоречия, спорные вопросы; формулирует противоречия как проблему; поддерживает деловую атмосферу, не допуская личной конфронтации участников; препятствует некорректным действиям, помогает коллегам прийти к согласованной мысли.
Уделяя внимание каждому участнику; активизирует пассивных; подчеркивает вклад каждого в общий итог, благодарит всех членов группы за участие в обсуждении проблемы.
Для сохранения единства участников обсуждения проблемы он не становится на чью-то сторону до окончательного подведения итогов; не выражает первым свою точку зрения; поддерживает молодых специалистов. Создавая условия для творческой работы; не использует и не позволяет другим оперировать деструктивной критикой и критиканством, не оставляет без внимания даже самые незначительные предложения.
Для активизации обсуждения предложений задает вопросы, выражает одобрение тем участникам совещания, кто вносит конструктивные предложения; побуждает возникновение альтернативных точек зрения.
Стиль управления руководителя предприятия «Новосибирск Марриотт отель», по нашему убеждению, стал сильным мотиватором для его коллег.
Наблюдения за выступлениями руководителя рассматриваемого предприятия перед коллективом дало возможность установить:
- владение ораторским искусством;
- наличие умения оперировать фактами;
- чувство юмора, которое позволяет достаточно часто избегать конфликтов, умение шуткой, веселой фразой разрядить любую критическую ситуацию;
- эмоциональность, которая никого не оставляет в стороне, решение самых разных проблем и задач.
Как руководитель, директор школы не может обойтись без поощрений и наказаний. Однако на предприятии «Новосибирск Марриотт отель» руководитель не критикует личные качества сотрудников. Он позволяет себе лишь критику выполнения коллегой его тех или иных профессиональных обязанностей, всегда аргументирует свою точку зрения, предлагает альтернативные решения и действия.
2. Проведение методики КОС-2
После этого мы провели диагностику коммуникативных и организаторских склонностей. Согласно результатам проведенной методики был показан высокий результат (таб. 2).
Таблица 2. Результаты методики КОС-2
Тип способностей |
Баллы |
Уровень |
Коммуникативные |
15 |
Высокий |
склонности: |
||
Организаторские |
18 |
Высший |
склонности: |
Так по показателю коммуникативные склонности - показан высокий результат, это характеризует руководителя как инициативного в общении, располагающего к себе подчиненных, желающего быстро находить друзей.
Организаторские способности у Тони Ташева находятся на высшем уровне, что свидетельствует о сформированной потребности в организаторской деятельности. Подобные люди быстро ориентируются в трудных ситуациях, инициативны. Часто принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
3. Самооценка собственного стиля управления, тест В.М. Шепеля «Оценка имиджа»
Руководитель заполнил таблицу самооценки собственного стиля управления.
Таблица 3. Самооценка собственного стиля управления
Качества, которыми я сейчас обладаю |
Качества, которые я хотела бы иметь |
Способы достижения цели (кратко) |
Отзывчивость, общительность, настойчивость, эмпатия, оптимизм, доброта |
Более жесткие лидерские качества |
Возможно, курсы, тренинги развития лидерских способностей |
Итак, мы видим, что руководитель стремится развивать лидерские способности своей личности, вполне понятно, поскольку управление большим педагогическим коллективом требует быть хорошим лидером.
Следующая методика, которая была проведена - это тест В.М. Шепеля «Оценка имиджа». Он основан на методе самооценки респондента своего имиджа, который является одним из элементов, характеризующих стиль управления.
Испытуемому руководителю предлагается оценить степень удовлетворенности такими компонентами, как: данные голоса, коммуникабельность, физические данные, ухоженность, умение одеваться, прическа, тип внешности, обувь, ароматические средства, аксессуары самопрезентация, манеры, осанка (таб. 4).
Таблица 4. Ответы на тест В.М. Шепеля «Оценка имиджа»
Компоненты имиджа |
«Низкая» степень удовлетворён ности |
«Средняя» степень удовлетворённости |
«Высокая» степень удовлетворенности |
Данные голоса |
|||
Коммуникабельность (письменная и устная) |
Да |
||
Самопрезентация |
|||
Нормы общегражданского этикета (изысканные манеры) |
Да |
||
Искусство визуального контакта |
Да |
||
Осанка |
Да |
||
Физические данные |
Да |
||
Ухоженность (волосы, кожа, руки и т-д-) |
Да |
||
Умение одеваться (индивидуальный стиль) |
Да |
||
Причёска |
Да |
||
Цветовой тип внешности |
|||
Обувь |
Да |
||
Ароматические средства |
Да |
||
Аксессуары |
Да |