Файл: Понятие и признаки государства (Понятие признаков государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политикоправовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.[9]
За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политикопрактического значения.
Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько- нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.
Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.
В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.
Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения. Теоретические конструкции "государство ничто без права" или "праве ничто без государства" крайне упрощенно толкуют проблему. Все-таки государство и право - не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия - в своем содержании, организации, историческом движении, формах - достаточно самостоятельные явления. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют собою признак друг для друга. Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства.
Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.
В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы.
Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).
Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют "государством в государстве". Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.
Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.[10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате рассмотрения темы «Понятие и признаки государства» можно сделать следующие выводы.
Вопрос о понятии государства возник много столетий назад, однако и сейчас он является одним из самых дискутируемых. Существует множество определений данного понятия. Это вызвано тем, что, во-первых, государство — сложное и многогранное явление.[11]
Во-вторых, термином «государство» часто обозначаются самые разнообразные предметы и явления: общество в целом, или особые формы общества, или какие-либо органы общества, или территория, на которой проживает население страны, ит. п. Наконец, в-третьих, субъективность восприятия государства различными авторами на определенных этапах развития общества обусловила возникновение значительного количества определений государства.
Еще в глубокой древности величайший мыслитель античности Аристотель определял государство как «самодавлеющее общение граждан...». Древнеримский философ и оратор Цицерон рассматривал государство как «общий правопорядок». Яркий представитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли утверждал, что государство — «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов». Для английского философа Т. Гоббса государство — единое лицо, суверен, который может использовать силы и способности всякого для общего мира и защиты. Родоначальник либерализма Дж. Локк определял государство как совокупность людей, соединившихся в единое целое под началом ими же установленного закона.
В более поздний период широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти (Л. Дюги, Р. Моль, Н. Аретин, Г. Ф. Шершеневич и др.) К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали государство как политическую организацию экономически господствующего класса. Государство, по К. Марксу, есть машина угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.
По-разному определяли государство российские юристы, философы, социологи. Так, И. Ильин указывал, что государство — «организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью...». Сточки зрения Е. Трубецкого, государство представляет собою, объединение людей, «властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». После революции 1917 г. в работах В. И. Ленина государство трактуется как «особая организация силы», «организация насилия для подавления какого-либо класса».
Австрийский правовед X. Кельзен представлял государство как правовую организацию политической власти, которая наиболее эффективна на данной территории, как правовой порядок, установленный в масштабах страны. Российский ученый- юрист А Б. Венгеров анализирует государство как политическую, структурную и территориальную организацию.
Наиболее типичным определением государства является следующее: государство есть форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом, осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие.[12]
Многообразие представлений о государстве дает возможность не только создать комплексное представление о нем, но и проникнуть в его сущность, т. е. раскрыть наиболее важные и устойчивые внутренние свойства государства, определяющие его природу, содержание, цели функционирования, социальное назначение. Без глубокого и разностороннего понимания сущности государства невозможно грамотное и эффективное управление им.
В объяснении сущности государства в отечественной науке долгое время доминировала его марксистская трактовка как орудие подавления одного класса другим. Преобладание классового начала в деятельности государства вызвано общественным разделением труда, появлением разных форм социального неравенства, расколом общества на классы с противоположными интересами. Государство создается для того, чтобы урегулировать взаимоотношения между разнородными группами, слоями. Это делается в интересах экономически господствующего класса, который овладевает государственной властью и устана- ливает свою диктатуру, т. е. не ограниченную законом и опирающуюся на силу, принуждение и власть.
Подобный подход содержал упрощенное, одностороннее представление о сущности и назначении государства. Дело втом, что подавляя сопротивление угнетаемых классов, осуществляя управление обществом в интересах привилегированного меньшинства, государство в то же время стремилось удержать классы от взаимного уничтожения, примирить их и согласовать интересы, сохранить целостность общества. Таким образом, государство является не только машиной подавления угнетенного класса. Оно одновременно выполняет определенные функции в интересах всего общества, выступает инструментом поддержания общественного порядка, выполнения общих задач, достижения социального компромисса. Это указывает на то, что сущность государства заключается в единстве двух его тесно взаимосвязанных сторон — классовой и общесоциальной.
Соотношение между классовым и общесоциальным в государстве в разные периоды развития общества неодинаково. В современных развитых странах приоритет принадлежит обще- социальной стороне сущности государства. Такое государство ориентировано на сохранение единства общества, достижение «общего блага», согласия и сотрудничесва различных слоев населения и общественных сил, на обеспечение законности и правопорядка, управление делами общества в целом.[13]
Список используемой литературы
- Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
- А.В.Якушев Теория государства и права( конспект лекций).М.: «Издательство ПРИОР»,2002.стр.10
- Бабурин С. Н. Территория государства. М., Проспект. 2000
- Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др.. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.:, под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г,с.55-56
- Двигалева А.А.Теория государства и права.(Курс лекций).Спб.Из-во «Виктория плюс, 2002г
Гимплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 47.
Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и развитие общества. М.; .Л., 193). С. 86
Колюшкина JI. Ю., Лавриненко Н. И., Смоленский М. Б.. Теория государства и права: 100 экзаменационных ответов. Экс- пресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 3-е, перераб. и доп. — Москва: И КЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ». - 304 с.. 2004,с.29-30
- Комаров С.А.Общая теория государства и права:Учебник.-4изд.переработанное, М.Юрайт,1998г.с.42-43
- Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014,с..45-46
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: УЧЕБНИК" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004),с.28-29
- Теория государства и права: учебник; под ред. А.Г. Хабибулина, В.В. Лазарева. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009,
- Хропанюк В.Н.: Теория государства и права. Учебник/Под. Ред. Стрекозова В.Г.- М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008г.
-
См. А.В.Якушев Теория государства и права( конспект лекций).М.: «Издательство ПРИОР»,2002.стр.10 ↑
-
Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. ↑
-
Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014,с..45-46
-
"ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: УЧЕБНИК" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004),с.28-29 ↑
-
Бабурин С. Н. Территория государства. М., Проспект. 2000 ↑
-
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 4-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Юрайт, 1998. ,с.42-43 ↑
-
Гимплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 47. ↑
-
Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и развитие общества. М.; .Л., 193). С. 86 ↑
-
Двигалева А.А.Теория государства и права.(Курс лекций).Спб.Из-во «Виктория плюс, 2002г ↑
-
Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др.. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.:, под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г,с.55-56
-
Колюшкина JI. Ю., Лавриненко Н. И., Смоленский М. Б.. Теория государства и права: 100 экзаменационных ответов. Экс- пресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 3-е, перераб. и доп. — Москва: И КЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ». - 304 с.. 2004,с.29-30
-
Теория государства и права: учебник; под ред. А.Г. Хабибулина, В.В. Лазарева. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009, ↑
-
Хропанюк В.Н.: Теория государства и права. Учебник/Под. Ред. Стрекозова В.Г.- М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008 ↑