Файл: Развитие конституционного права в России в дореволюционный период.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Развитие конституционного права в России в дореволюционный период
1.1 История развития идеи конституционализма в России в первой половине 19 века
Глава 2. Конституционное развитие России в советском периоде и на современном этапе.
2.1 Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1977 годов: основные черты и особенности
Введение
Россия как единое государство имеет давнюю историю, тогда как понятие конституционализма представляется сравнительно новым для государственного устройства нашей страны. При этом, не смотря на то, что первые конституционные институты начали формироваться лишь в период первой русской революции 1905 - 1907 годов, отечественные ученые все же высказывают идея о том, что конституционное развитие России началось гораздо раньше этого срока. В этом отношении под конституционализмом, как правило, понимается специфическое представление о модели справедливого устройства государства и общества, которое с развитием каждого государства меняется и дополняется. Конституционное развитие России не завершилось принятием ныне действующей Конституции от 12 декабря 1993 года.
В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций — 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г..
Принятие каждой Конституции обозначало, как правило, существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.
Конституция Российской Федерации - нормативно-правовой акт Российской Федерации, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации. Посредством Конституции народ путем Референдума в 1993 году учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Сущностью конституции является- баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.
Степень разработанности проблемы. Современное состояние научных исследований по проблематике конституционализма характеризуется отсутствием комплексного монографического исследования современного российского конституционализма при фрагментарном изучении отдельных институтов, принципов и составляющих элементов содержания конституционализма (в частности, Конституции, конституционного законодательства, конституционных правоотношений, конституционной правосознания, конституционного правопорядка). При этом установлено, что актуальной научной проблемой является формулировка правовой категории конституционализма.
Актуальностью данной темы выступает роль развития конституционализма на всех промежутках времени развития Российского государства. Конституция - основной закон государства, который наиболее всего связан с другими правовыми нормами, субъектами и объектами правовой системы. Знания отличительных особенностей Конституций на различных этапах времени необходимы для дальнейшего познания права.
Предметом исследования работы являются основные этапы развития российского конституционализма.
Объектом исследования данной работы является конституционализм - как учение о конституции.
Целью работы является проанализировать развитие российского конституционализма и на основе анализа выявить проблемы правового развития современной России.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
- изучение конституционализма в дореволюционный период
- история её развития в 19-20 вв
- разбор всех разработанных ранее конституций и их анализ
- Общая характеристика Конституции 1993г
- Проблемы реализации конституционного развития в современное время
В ходе исследования данной курсовой работы, все цели были достигнуты.
Среди источников литературы, которые я проанализировала, была использована учебная литература, так же Конституционное право РФ (Смоленский М.Б., 2007), "Конституционное развитие в современном мире" Р.В. Енгибаряна и "Российский конституционализм" О.Е. Кутафина.
За основные источники я брала конституционные акты, которые принимались в России в разные ее этапы развития.
В ходе выполнения данной работы применялись следующие методы:
группировки и систематизации исходных данных об объектах исследования; метод сравнения; метод изучения документов, метод анализа и синтеза.
Глава 1. Развитие конституционного права в России в дореволюционный период
1.1 История развития идеи конституционализма в России в первой половине 19 века
Многогранное понятие конституционализма включает в себя конституционные проекты, конституционный строй, конституционное законодательство, конституционную практику.
В XVIII веке были заложены основы двух направлений в развитии конституционализма, ими являлись: дворянский и просветительский, которые оказывали влияние на формирование и развитие общественного мнения, повышение его роли в жизни общества на протяжении длительного исторического периода.
В конце 18 _ начале 19 вв. в России становятся все более популярными идеи конституционной монархии, ограниченной парламентом, отмены крепостного права, развития местного самоуправления и другие. Здесь условно можно выделить следующие направления: радикально-демократическое, либеральное и консервативное.
Значительное явление в развитии конституционализма первой четверти 19 века _ конституционный проект 1820 года «Государственная уставная грамота Российской империи», в разработке которого, кроме Н.Н. Новосильцева, принимали участие еще князь П.А. Вяземский и французский юрист А. Дешан. Текст этой Грамоты включал в себя 191 статью, сгруппированных в шесть глав.
По нему царь был единственным источником всех в империи властей: гражданских, политических, законодательных, военных. Носителем исполнительной власти выступал Государственный совет, состоящий из Общего Собрания и Правительственного совета (Комитета министров) Государственный совет, в котором председательствовал император, имел совещательный голос. Предусматривалось образование 10 министерств.
Провозглашалось народное представительство, органом которого объявлялся Государственный сейм (Государственная дума), включающий в свой состав императора и две палаты: Сенат (верхняя палата) и Посольская палата (нижняя палата). Он должен был созываться на 5-летний срок и был призван рассматривать законопроекты, вносимые от имени императора через Государственный совет, бюджет и налоги. Состав Сената был пожизненный, Посольская палата назначалась императором из кандидатов, избранных посольскими палатами наместничеств.
В качестве основной государственно-территориальной единицы предусматривались наместничества, каждое из которых включало несколько губерний.
Административная власть отделялась от судебной. Судьи должны были руководствоваться в своих действиях только законом.
Подданным империи предоставлялись определенные права. Провозглашался принцип, согласно которому закон в равной мере оказывает покровительство всем. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, постановленного и обнародованного до совершения преступления, и по приговору того суда, которому он подсуден.
В 80-е годы 19 века М. Т. Лорисом-Меликовым при активном и непосредственном участии Великого Князя Константина Николаевича был разработан проект, который известен как «конституция Лорис-Меликова». В нем предусматривалось создание представительных учреждений, допущение представителей общественности в законодательном процессе. Он был положительно оценен Александром II 17 февраля 1881 года с поправками даже утвержден. Но он все же не был принят. 1 марта 1881 года Александр II был убит. А его преемник Александр III отклонил этот проект.[1]
1.2 Конституционное развитие России во второй половине 19 и начале 20 века
В конце XIX — начале XX века в России сохранялась самодержавная форма правления.
Образовалась пропасть между идейными стремлениями различных слоев общества и внешними формами его жизни.
Россия переросла форму существовавшего строя.
Выход был один — конституционная реформа строя, которую правительство и начало осуществлять.
С восстания декабристов слово «конституция» ни в какой форме правительством не принималось, но в ходе реформ, проводимых правительством в царствование Александра II (т.е. в 60-70 гг. XIX в.), неоднократно выдвигалась идея представительства, причем не только либеральными, но и консервативными кругами.
17 октября 1905 г. Николаем II был обнародован Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».
В нем указывалось: 1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь уже к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку. 3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению неслыханной смуты и напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».
В соответствии с этим Манифестом Государственная Дума получила законодательные права.
Общее руководство деятельностью Государственной Думы осуществляли председатель и его товарищи. Они избирались из числа членов Госдумы закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться.
Председатель Государственной Думы имел право всеподданнейшего доклада императору «О занятиях Государственной Думы».
Для предварительного рассмотрения законодательных проектов и вопросов текущей деятельности избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, редакционная и т.д.
Избирались также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов.
Выборы в первую Государственную Думу проходили в феврале — марте 1906 г., наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия
Таким образом, страна эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа, с учетом, конечно, особенностей национального характера.
Постепенно от самодержавного понимания развития России приходило понимание парламентаризма, в практику и правосознание внедрялись идеи независимого правосудия и вообще правового государства.
Император Николай II отрекся от престола, и Государственная дума сформировала Временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гражданские права и свободы.
Правительство созывало Учредительное собрание. 1 сентября 1917г. Россия провозглашается Республикой.
Государственная дума сложила свои полномочия.
Временное правительство готовило конституционную реформу.
В начале 20 века произошло оформление российского конституционализма как политического течения. Наиболее прогрессивными и последовательными представителями российского конституционализма были конституционные демократы (кадеты), относившиеся к левому крылу либерализма. Под влиянием государственной школы русской юриспруденции 19 века (А.Д. Градовского, К.Д. Кавелина), а также старых либералов (Б.Н. Чичерина), они восприняли идею о государстве как главном орудии общественного прогресса в России. Именно государство в России должно было обеспечить проведение необходимых конституционных и социальных преобразований в связи с тем, что буржуазия была слабым и зависимым от власти социальным слоем. По своим убеждениям, приемам политической борьбы и содержанию партийной программы кадеты были конституционалистами, выдвигавшими требование установить в России систему парламентаризма, при которой правительство должно было формироваться из членов партии парламентского большинства и нести перед ним политическую ответственность.