Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины (Теория государства и права как наука).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теория государства и права как наука
1.1. Возникновение теории государства и права как науки
1.2. Предмет и методология теории государства и права
2. Общая теория государства и права как учебная дисциплина
2.1. Общая теория государства и права как юридическая дисциплина
2.2. Общая теория государства и права как система базовых знаний
3. Характеристика предмета и объекта теории государства и права
Выбор формы занятия зависит от специфики темы семинара, состава студенческой группы и ее уровня, но в любом варианте необходимо формировать у студентов критическое мышление, то есть умение определять свою позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, различать обоснованные и необоснованные выводы и оценки, выделять причинно-следственные связи, "пересматривать" имеющиеся знания в соответствии с новой информацией и т.д.
Творческие задания требуют не воспроизводства информации, а в первую очередь осмысления. Примерами таких заданий может быть написание эссе, создание студентами презентаций по теме семинара, сравнительный анализ содержания памятников права и т.д.
Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента юриста является его умение самостоятельно разрешать возможные правовые ситуации. Главная задача - выработка навыков в применении на практике законодательных положений. Эффективнее всего эта цель достигается путем использования конкретных юридических казусов (юридических задач)[14].
Студенты гораздо активнее вникают в содержание нормативных правовых актов тогда, когда сталкиваются с необходимостью применить их для решения конкретного казуса. В таком случае норма закона усваивается практически навсегда, так как она была не просто заучена, а "пропущена через себя". Решая практический казус, студент сам "творит право", создавая модель правового решения проблемы.
Решение задач может проходить как в аудитории, в ходе практического занятия, так и дома. В обоих случаях решение задачи выступает как форма контроля самостоятельной работы, так как иллюстрирует способность студента к применению теоретических знаний для решения конкретной жизненной ситуации.
Вывод: сущностными характеристиками юридического образования являются не только личностная направленность, но и комплексный, междисциплинарный и интегрированный его характер. Важно помнить, что новые формы (методы), направленные на формирование профессионально важных качеств студента, должны применяться, во-первых, в системе, во-вторых, в комплексе всех изучаемых дисциплин. "Фрагментарность" и "выборочность" могут нивелировать смысл и значение применяемой модели обучения.
Усовершенствование системы профессионально образования на основе контекстного обучения - процесс многогранный, сложный и проявляется в умелом сочетании традиционных и инновационных методических приемов. Критерий эффективности отбора - уровень сформированности общих и профессиональных компетенций студентов, способных творчески действовать в современных условиях. Все вышеизложенное должно учитываться и применяться на практике при изучении общей теории государства и права как юридической дисциплины.
2.2. Общая теория государства и права как система базовых знаний
С первых лет своего независимого развития многие постсоветские государства, в том числе Российская Федерация, взялись за невиданные по своей новизне задачи - формирование правового демократического, социального государства и создание гражданского общества. При реализации этих задач они столкнулись с различными трудностями, среди которых значительное место занимает недостаточное научно-теоретическое обеспечение начатых и предстоящих реформ.
Как показывает практика, общественные науки оказались ни практически, ни теоретически не готовы к решению проблем, связанных с политическим, экономическим, культурным и духовным обновлением государства и общества. Юридическая наука, которая призвана перевести на язык права потребности человека, интересы общества и государства, также показала слабую связь с практикой, недостаточный уровень выявления и изучения реальных противоречий, возникающих в переходный период.
Достижение нового уровня в юридической науке потребовало отказа от многих стереотипов, выдвижения новых идей, непредвзятого творческого рассмотрения крупных проблем, которые охватывают как общую теорию государства и права, так и отраслевые юридические дисциплины. В настоящее время задача юридической науки - определить оптимальную меру правовой регламентации различных областей общественной жизни, отношений между государством и личностью, обществом и гражданином.
Повышение роли юридической науки в проведении государственно-правовой реформы во многом зависит от уровня подготовки юридических кадров, овладения ими базовыми юридическими знаниями[15].
Поскольку рассматриваемая учебная дисциплина предназначена для студентов первого курса юридических вузов, ее важные базовые теоретические положения позволяют овладеть фундаментальными знаниями, необходимыми для успешного освоения отраслевых юридических наук. Учебная дисциплина очень полезна и для молодых ученых-государствоведов, ибо в ней исследованы многие современные аспекты развития государства и государственного аппарата.
В учебной дисциплине обстоятельно освещены все классические институты теории государства и права, которые рассматриваются с точки зрения современных аспектов развития государства, общества и права. Так, при освещении темы, посвященной общему понятию государства, дается очень краткое, но емкое определение понятия государства как организации, обладающей верховной политической властью на определенной территории. Также делается серьезный акцент на важнейшее свойство государства - его суверенитет, рассматривается политическое и юридическое содержание этого понятия, а также отдельные дискуссионные вопросы, связанные с категорией "суверенитет".
При анализе принципов деятельности аппарата государства наряду с традиционным перечнем дается характеристика таким основополагающим началам организации работы государственных органов, как национальное равноправие, учитывающее международные обязательства государств по недопущению расовой дискриминации, разделение властей как принцип, направленный на распределение власти по различным органам в целях недопущения ее узурпации каким-либо одним из них.
Обращает на себя внимание и то, что сложные вопросы государства и права в учебной дисциплине рассмотрены с учетом роли и места человека в государстве и обществе. Этот подход выдерживается при освещении таких тематических направлений, как: субъекты правоотношений, их права и обязанности, реализация права, правомерное поведение и правонарушение и др. Трудно переоценить значение той интерпретации, которая дается теории законности. Согласно этой теории законность не только имеет свое понятие и понимание как общеобязательность права, принцип госуправления, метод государственного руководства обществом, режим общественной жизни. Обосновывается вывод о том, что законность имеет свои принципы, к которым относятся:
- всеобщность;
- единство;
- верховенство закона;
- недопустимость противопоставления единства законности, целесообразности и справедливости. Учение о законности, сформулированное в учебной дисциплине, без сомнения, является важным вкладом в развитие теории государства и права, формирование культуры реализации прав и свобод человека.
В учебной дисциплине обстоятельно раскрыто современное понимание прав человека и гражданина, обязанностей граждан, механизмов защиты прав человека, международно-правовые аспекты его прав. Отмечается, что наряду с позитивными результатами, достигнутыми в рамках ООН, продолжают существовать проблемы и трудности в сфере международного сотрудничества по правам человека. Сохранены тенденции политизации прав человека при их обсуждении на межгосударственном уровне, возникновение дублирующих и несовершенных международных механизмов прав человека, отсутствие критериев определения совершения государством грубых и систематических нарушений прав человека и др.[16]
Значительную новизну содержат положения учебной дисциплины, касающиеся гражданского общества и теории правового государства:
- дается понятие гражданского общества, его взаимосвязи с государством,
- определены содержание и основные черты концепции правового государства,
- история возникновения идей правовой государственности,
- и самое главное, проанализирован современный этап развития правового государства.
В учебной дисциплине подчеркивается, что функционирование правового государства невозможно без обеспечения принципов интересов личности, гуманизма, суверенитета народа, демократии, разделения властей, независимости суда, подчинения государства праву, верховенства конституции и законов, приоритета норм международного права над нормами национального права. Раздел учебной дисциплины, посвященный государству и праву в современном мире, содержит юридическую и политико-географическую характеристику современных государств и существующих правовых систем мира, он может существенно расширить кругозор студентов-юристов.
Важная особенность данной учебной дисциплины состоит и в том, что она не перенасыщено нормативным материалом - конкретные положения законодательства приводятся только для обоснования сделанных выводов. Приведенные обзоры специальной литературы свидетельствуют о широте научного кругозора и желании привлечь студентов к широкому научному осмыслению представленных в учебной дисциплине материалов.
Вывод: в заключение хотелось бы отметить, что рассматриваемая учебная дисциплина является изложением уже достигнутого в юридической науке.
3. Характеристика предмета и объекта теории государства и права
3.1. Предмет и объект теории государства и права
Предмет теории государства и права имеет в своей основе наиболее общие закономерности в сфере возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанных с ними иных социальных явлений и процессов.
Как государство, так право являются сложными социальными институтами, имеющие различные стороны и проявления. В теории государства и права отражается общее, существенное в указанных явлениях, это наука об общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права как социальных институтов, их сущности, месте и роли в обществе.
Данные закономерности - общие для всех государственно-правовых явлений и процессов, где государство и право исследуются в качестве целостных и взаимосвязанных социальных явлений. Сюда же включаются и некоторые сопутствующие им явления (свобода, демократия и др.)[17].
Теория государства и права как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения.
Выделим две самостоятельные части теории государства и права:
- философско-методологическую часть, включающую в себя наиболее общие принципиальные основы изучения права и государства (соотношение типа и формы права и государства, формирование правового государства и гражданского общества и т.д.);
- конкретно-аналитическую часть, включающую в себя анализ и определение основных понятий, отражающих государственно-правовую действительность, формулирующих в обобщенном теоретическом виде ответы на вопросы о государственно-правовых явлениях и их главных чертах (правотворчество и систематизацию законодательства, применение и толкование юридических норм т.д.).
Значимое место в изучении предмета теории государства и права отводится эмпирической части, в частности, статистическому методу (он раскрывается в осуществлении системно-количественных способов получения, обработки, анализа и обнародования количественных данных о состоянии и динамике развития тех или иных государственно-правовых явлений).
Наглядным тому примером применения статистического метода на практике являются мероприятия, проводимые Главным организационно-аналитическим управлением правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ по развитию функционала и подготовке к вводу в эксплуатацию государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС).
Позитивистская правовая доктрина, безраздельно господствовавшая в умах российских правоведов и учебных курсах теории государства и права, ныне существенно сдала позиции под влиянием противоречий между позитивистским пониманием права и ведущим принципом правового государства - приоритетом права перед законом.
Логическому единству и целостности позитивистской доктрины пришел конец. Если раньше все было просто и ясно - государство формирует волю народа на принятие определенных общеобязательных нормативных решений, то сейчас у общества и народа нет иного пути, кроме как неукоснительно исполнять действующие законы, иные нормативные правовые акты под страхом государственного принуждения[18].