Файл: Теория менеджмента Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Роль менеджмента или, как они называют эту науку современным образом, руководство, теперь приобрела общепризнанный характер. Менеджеры в своей деятельности основаны на теоретических основах функций управления, в учебных заведениях, а также на специальные курсы, вы можете приобрести соответствующие знания для использования на практике.

Однако при изучении управления важно знать, что управление также является областью человеческих знаний, которая помогает управлять на основе определенных функций, поскольку работа по достижению целей с помощью других не является одноразовым действием, но ряд непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждый из которых сам по себе является процессом, необходимы для успеха организации. Они называются функциями управления. Каждая функция управления также является процессом, поскольку она также состоит из ряда взаимосвязанных действий.

Объектом исследования курсовой работы является менеджмент. Предметом – функции менеджмента.

Целью курсовой работы является исследование функций менеджмента. Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:

– Исследовать функции менеджмента: сущность понятия;

– Изучить виды функций менеджмента;

– Охарактеризовать предприятие;

– Проанализировать функции управления на предприятии;

– Предложить рекомендации по совершенствованию использования функции мотивации на ЗАО «Стройсервис».

Анализ изученных источников и литературы показал, что в разработке теоретических основ принимали участие многие ученые и специалисты, кроме того, «оттачивание» функций управления активно шло и на местах, где практики-менеджеры внедряли свои передовые идеи в организации. Прежде всего, источниковедческой значимостью отличаются работы таких авторов, как: Андреев В.Д., Архангельский Г.А., Беляев, А.М., Гайнутдинов, Э.М., Грошев И.В., Дианова В.А., Дробышева Л.А., Дубина И.Н., Ермишина Е.Б., Захарова С.А., Иванова В.В., Кандрашина Е.А., Коносуке Мацусита, Короткий С.В., Кузнецов Б.Т., Мальшина Н.А., Минько Э.В., Орехов С.А., Пахомова Н.А., Питер Этрилл, Платонова Н. А., Разиньков П.И., Родионова Н.В., Сатаева Д.М., Семёнова П.Ю., Ситников, С.Г., Шадченко Н.Ю., Шаповалов В.И., Шарипов Ф.В., Шемякина, Т.Ю., Эриашвили Н.Д., в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические основы функций менеджмента

1.1. Функции менеджмента: сущность понятия

Функция - широко распространенная концепция, используемая в философии, биологии, математике и других науках.

Функция управления - это особый тип управленческой деятельности, посредством которой субъект управления действует на управляемый объект[1].

Процесс управления представляет собой комплексную и непрерывную последовательность взаимосвязанных действий управленческого персонала для реализации управленческих функций, выполняемых определенной технологией, направленной на достижение целей социально-экономической системы.

Функция управления отражает содержание процесса управления, тип управленческой деятельности, набор обязанностей подсистемы управления (предмет управления). Конечным результатом управления является развитие влияния руководства, команды, порядка, направленных на достижение этой цели. Каждая функция управления является областью определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или активностью представляет собой набор функций, связанных с одним циклом управления.

В течение XX века содержание функций и название некоторых из них претерпело значительные изменения по сравнению с содержанием, данным в работах Файола. Это связано с изменениями в экономике и социальной структуре общества.

Все функции управления можно разделить на две функции: содержание процесса управления (основные функции) и направление воздействия на объекты управления (конкретные или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими для всего процесса управления, а конкретные функции отражают особенности управленческой деятельности сотрудников. Они изучаются по специальным дисциплинам: товарная наука, организация бизнеса, бухгалтерский учет, планирование, право и т. д.

Наиболее полное содержание управления как процесса отражает основные функции. Они являются общим условием для управления социальными и социально-экономическими процессами.

Основными функциями управления являются: прогнозирование прогноза, постановка целей, стратегическое планирование.


Основная задача менеджеров - достижение реальных конечных результатов. Менеджеры должны правильно идентифицировать, понимать свои цели, задавать цели персоналу, чтобы выявлять и уточнять исходные данные, находить сильные и слабые стороны системы и эффективно использовать их.

Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс координации и определения взаимного соответствия целей и результатов.

Процесс управления — это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия представляют собой функции менеджмента.

Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций.

Слово функция (от латинского funcitio — исполнение, осуществление) означает обязанность, вид деятельности, назначение, роль. Функции менеджмента — это относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенное влияние на управленческий объект с целью достижения поставленной задачи. 

Функции менеджмента вытекают из содержания производственного процесса предприятия и определяются объектом, а также составом решаемых задач.

Функции должны иметь четко определенный смысл, разработанный механизм осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.

Под содержанием понимают действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции. Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления зависит от типа организации (административная, общественная), размеров и сферы ее деятельности (производство, образование, торговля, бытовые услуги), уровня руководства в управленческой иерархии (высший, средний или низший), его роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов.

При изменении размера и типа производства функции управления остаются теми же, меняется только объем работ по их выполнению. Так, независимо от размера предприятия на каждом из них выполняется функция планирования.

На крупном предприятии для ее выполнения может быть создан плановый отдел, на небольшом данную функцию может выполнять один экономист, а в малых организациях эти обязанности возлагаются на одного из специалистов по совместительству.

По мере продвижения вверх от одного управленческого уровня к другому объем работ по функции увеличивается, в связи с чем возрастает и численность выполняющих ее работников.


Таким образом создается единая система органов по выполнению каждой функции менеджмента. При углублении разделения труда менеджмент как единственная функция дифференцируется, происходит выделение и обособление специфических видов управленческой деятельности.

Функцию выполняет определенное количество работников, каждый из которых в процессе ежедневной работы осуществляет отдельные виды работ. Правильное выделение функций позволяет объединять близкие и похожие по характеру работы в одно звено управления. Это упрощает структуру и облегчает координацию деятельности функциональных подразделений аппарата управления предприятия, объединения.

На основе состава и объема работ по функциям определяют рациональное построение аппарата управления (отделов, служб, секторов) и численность специалистов по каждой функции, разрабатывают документы организационного регламентирования (положение о службах, должностные инструкции и т.п.).

Функциональное разделение процессов управления и их классификация имеют решающее значение, поскольку определяют цели, задачи и направления деятельности всего аппарата управления.

1.2. Виды функций менеджмента

Классификация функций менеджмента

Функции менеджмента в зависимости от задач исследования классифицируются по следующим признакам:

  1. содержанию процесса управления;
  2. принадлежности к сферам производственно-хозяйственной деятельности;
  3. содержанию выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированная деятельность, техническое обслуживание);
  4. принадлежности к различным видам управленческого труда (производственной, экономической, технологической, организационной и т.д.).

В общественном производстве выделяют функции управления промышленностью, сельским хозяйством, транспортом; в сфере обращения — управление финансами, торговлей, материально-техническим обслуживанием.

Функции менеджмента делятся на общие (универсальные), которые пригодны для различных процессов управления, так как выражают сущность управления, а также конкретные (специальные) функции, которые передают содержание управления.

Носителями общих функций является вся управляющая система в целом, а конкретных — части системы, которые имеют локальныйный, специфический характер.

Общие функции менеджмента — планирование, организация, мотивация, контроль, координация, учет и анализ являются обязательными для всех предприятий.


Каждая из этих функций является для организации жизненно необходимой.

Вместе с тем планирование, как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главной, а функции организации, регулирования, мотивации, контроля и учета ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов.

Планирование — основная функция менеджмента, которая предусматривает прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач того или иного формирования; означает сознательный выбор решения что делать, как, кому и когда.

Организация как функция менеджмента направлена на формирование управляющих и управляемых систем, а также связей и отношений между ними, обеспечивая упорядоченность технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности каждого предприятия.

С помощью этой функции менеджмента обеспечивается выполнение установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия.

Мотивация — это процесс побуждения работников к высокопродуктивной деятельности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации. С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу.

Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование персонала и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль — это система наблюдения и проверки соответствия функционирования предприятия установленным стандартам и другим нормативам, выявление допущенных отклонений от принятых решений и определения причин их невыполнения. 

Контроль завершает управленческий цикл и, таким образом, гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем, до того как они превратятся в серьезные неполадки.

Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон (производственной, технической, финансовой и др.) объекта при оптимальных затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов. 

Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы. Задача функции координации состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.