Файл: Формы государственного устройства (Типы государства. Элементы формы государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
Введение
Для того, чтобы построить правовое государство, для того, чтобы государство стало для своих граждан домом, необходимо изучать и учитывать все предыдущие формы и исторические ошибки. Поэтому тема актуальна и требует дальнейшего рассмотрения и изучения. Четкого соотношения формы и типа проследить невозможно, но давая характеристику этим объектам, можно довольно подробно изучить их взаимоотношения.
Теория государства и права, как историко – правовая наука выделяет три составляющих: форма правления, форма территориального устройства и политический режим государства.
Первоначально необходимо дать определение государству. Итак, государство - это политическая организация власти, важнейшей отличительной чертой государства является суверенитет, кроме того в наличии обязателен аппарат принуждения и управления.
Однако до настоящего времени нет единого юридического понятия государства, принятого бы всеми государствами. ООН так же не имеет права определять - является ли данная организация государством, так как исключительно установленные дипломатические отношения позволяют участие политического объединения в международных отношениях и праве.
Государство, несомненно, должно обладать определенным набором признаков:
- Учредительные документы (Основной закон, военная доктрина, правовые акты)
- Властный аппарат
- Территория
- Население
- Ресурсы
- Аппарат принуждения
- Государственный язык
- Государственные символы
- Суверенитет.
Несмотря на то, что формы государственного устройства достаточно широко освещены в современной юридической и политической литературе, на данный момент существуют противоречивые взгляды некоторых авторов по проблемам отнесения государств к той или иной форме государства.
Цель работы заключается в том, чтобы определить и охарактеризовать различные формы территориального устройства различных государств как элемента формы государства.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение государству,
- проанализировать понятие «форма государства»,
- охарактеризовать соотношение этих понятий,
- рассмотреть различные формы государственного устройства,
- сделать выводы по изученной теме.
Понятийный аппарат уже изучен и определен разными исследователями и учеными – юристами. Теоретические аспекты формационного и цивилизационного подходов так же много и подробно изучались. В связи с этим достаточно сложно дать какие-либо новые характеристики.
Работа структурирована и состоит из двух глав. Первая глава дает общую характеристику государству и формам государства. Вторая глава подробно рассматривает виды государственного устройства и их особенности.
Глава 1. Типы государства. Элементы формы государства
1.1 Типологии государств. Форма правления
Государства делятся по типам в зависимости от наличия общих признаков. Подходы к типологии государств различны. Начнем с формационного подхода.
Формационный подход - в основе лежат экономические отношения внутри государства, так называемый базис (по К.Марксу). Деление в обществе идет на основе классов.
Первобытнообщинное общество – классов еще нет, так как нет частной собственности.
Рабовладельческое государство - класс рабов подчинен классу рабовладельцев. Охраняется собственность рабовладельца. Раб – часть этой собственности.
Феодальное государство – наверху феодал, который эксплуатирует зависимых крестьян. Основа государства – частная собственность на землю.
Буржуазное государство – буржуазия, как элита общества, подчиненный класс – пролетариат.
Социалистическое государство – равенство всех в обществе. Вершина – коммунизм, когда достигнута социальная справедливость.
Цивилизационный подход – утверждает, что все государства разные и развиваются по-разному. Главной отличительной чертой государств согласно этому подходу является культурный критерий, в который входит отношение к религии, культуре, обычаям, нравственным отношениям.
Вообще, цивилизация – это социокультурная система, которая включает общность религиозных, нравственных, географических, исторических и иных признаков[1]. С цивилизационным подходом связано имя Дж. Тойнби. Он выделил несколько десятков цивилизаций. Но все они прошли три этапа развития:
1. локальные – древнеегипетская, шумерская и т.д.
2. особенные – китайская, индийская и т.д.
3. современная – только формируется.
По другой теории – теории Хангтингтона - цивилизация не совпадает с государством. Их примерно восемь, они всегда существовали и периодически сталкивались друг с другом.
- западная
- африканская
- православная
- индуистская
- синская
- японская
- латиноамериканская
- исламская.
Принцип их разделения неоднороден: религия, география, право, образ жизни. Чем реже они соприкасаются, тем меньше социокультурных конфликтов возникает между ними.
Еще одним признаком типологии может являться религия. Религиозные и светские государства – основа разделения. В светском государстве во власти не участвует ни церковь, ни религия вообще. Светскость закреплена в Конституции РФ.
Религиозные государства – в которых закреплена государственная религия. Религиозные институты регистрируют браки, рождения, смерть. Это, например, Греция, Израиль, Испания.
Существует еще один критерий типов государств. Идеологизированные и деидеологизированные государства. В первом случае все в государстве определяется господствующей идеологией. Это означает, что только согласие и участие в идеологии позволяет участвовать во власти. Примером может служить СССР.
Ко второй группе относятся те государства, где существует идеологический плюрализм. Несомненно, крайние формы идеологии могут преследоваться государством или ограничиваться.
Форма правления государства – это способ взаимодействия и участия всех органов власти в управлении государством. Именно форма правления определяет структуру и работу государственных органов, принципы взаимодействия между государством и его гражданами, меру прав и свобод граждан[2].
Есть признаки, с помощью чего можно определить – что же за форма у того или иного государства.
1. легитимная передача власти
а) выборы
б) наследование
2. юридическая ответственность власти перед гражданами
3. разграничение полномочий органов власти.
К основным формам правления относятся монархия и республика. Подробнее о каждой:
Монархия- государственная форма правления, где во главе государства монарх, получивший власть по наследству и юридически неответственный перед населением, что означает невозможность его отстранения от власти.
Виды монархий:
- Абсолютная. В руках правителя сосредоточена вся, то есть абсолютная власть. Сегодня это – Оман, Катар и т.д.
- Ограниченная. Власть монарха ограничена либо иными органами государственной власти, либо Конституцией. Сословно – представительная монархия, конституционная монархия, дуалистическая монархия, парламентская монархия – вот виды ограниченной монархии.
Второй вид формы правления – республика. Республика – это такая форма правления, при которой государственная власть избирается народом на определенный законом срок и ответственна перед населением. Органов власти всегда несколько, они независимы, что отражает принцип разделения властей. Глава государства действует от имени граждан. Высшие органы власти не просто избираются на определенный законом срок, они могут быть досрочно освобождены от полномочий.
Республика в зависимости от того, кто в ней формируется правительство - парламент или президент – называется парламентской, президентской или смешанной.
Президентская – где президент одновременно является главой государства и главой. Избрание президента происходит в ходе всеобщих выборов. Правительство ответственно непосредственно пред президентом. Он обладает законодательной инициативой. В такой республике отсутствует пост премьер-министра. Примером такого государства являются США.
Парламентская – верховная роль принадлежит парламенту. Должность президента символична или номинальная. Он получает мандат от парламента. Правительство также формируется парламентом и перед ним несет ответственность. Президент не обладает законодательной инициативой и правом вето. Во главе правительства стоит премьер – министр. Примеры – ФРГ, Австрия.
Смешанная – сильная власть президента сосуществует с парламентом, которые контролируют правительство. Президентская власть очень сильная, он является гарантом Конституции и выведен за разделение властей. Президент избирается народом на всеобщих выборах. Он же совместно с парламентом формирует правительство: должность премьер-министра предлагает президент, а утверждает парламент. Право законодательной инициативы может быть, а может и не быть. Президент имеет право роспуска парламента. Примеры - РФ, Румыния.
Существуют также:
монархии с республиканскими парламентами. Глава государства формируется выборами между монархами. Например – ОАЭ.
республики с монархическими элементами. Это тоталитарные государства, где глава государства несменяем. Например – Белоруссия.
теократическое государство – во главе чаще всего мусульманское правительство. Все законопроекты в таком государстве соответствуют мусульманскому праву. Пример – Иран.
Большинство стран мира – это президентские республики.
Изучаться формы государственного правления начали еще в древности. Древнегреческие философы изучали этот вопрос, пытались систематизировать разные формы правления[3].
1.2 Политический режим
Следующим элементом формы государства является политический режим.
Политический режим – это все методы и приемы, которые используются для функционирования государственной системы.
Характеристикой режима могут быть методы, степень участия граждан в жизни государства, наличие правовых основ в осуществлении власти, наличие свобод граждан, открытость элиты, гражданско-правовой статус личности.
В современной науке сложилось две основные традиции осмысления понятия «политический режим», одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая - с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.
а) Институциональный подход: Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие «политический режим» сближается или даже сливается с понятиями «форма правления» или «государственный строй». Таким образом, термин «политический режим» оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода скрадывается разница между терминами «политический режим» и «государственный режим». Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов: ·режим слияния властей - абсолютная монархия; ·режим разделения властей - президентская республика; ·режим сотрудничества властей - парламентская республика. Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур. К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла.
б) Социологический подход: В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко - как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению «политического режима» и «политической системы». Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже.