Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 3
2.2 Классический позитивизм
Сущность классического юридического позитивизма сводится к тому, что сверх позитивного значения о праве ничего знать нельзя, что познание не может двигаться дальше явления позитивного права и искать его истоки и смысл. Это особая философская позиция, идентичная общему отношению позитивизма ко всем наукам, и только такую позицию можно назвать собственно юридическим позитивизмом[31].
Подводя итог, следует выделить причины, которые лежали в основе последующей критики классического позитивизма и обусловившие его трансформацию в эмпириокритицизм.
Для своего времени, как уже было сказано выше, появление позитивизма было оправдано неспособностью философской мысли найти параллели между традиционной метафизикой и результатами научных открытий. Позитивизм делал акцент на научный метод и поиск общих законов явлений. Отказ О. Конта признать за наукой право исследования причинности, как и отрицание возможности раскрытия объективных, закономерных связей выглядели вполне логично, поскольку эти понятия означали для философов XIX века лишь описание цепи последовательных событий[32]. К тому же раскрытие причинности (сути) явлений не могло быть вполне достигнуто в границах того объема знаний, который был накоплен ко времени создания позитивизма. Однако исследователи видят в работах ранних позитивистов, особенно О. Конта, непоследовательность.
Отказываясь от традиционной метафизики, в основу классического позитивизма была положена «субъективно-идеалистическая тенденция», которая роднила его с юмизмом, а также «многие элементы естественнонаучного материализма эпохи Просвещения»[33].
Родиной позитивизма была Франция, а его родоначальником - О. Конт (1798 - 1857). Он правильно констатировал, что все усилия философии нового времени создать метод, одинаково пригодный и для исследования общих начал всего сущего, и для конкретных наук, не увенчались успехом.
С другой стороны, развитие опытного естествознания убедительно доказывало несостоятельность претензий традиционной философии стоять над науками. И Конт выдвигает основополагающий тезис позитивизма: наука заменит собой философию.
Однако Конт не собирался совершенно упразднять философию. В шеститомном «Курсе позитивной философии» он располагает науки в ряд по убывающей степени общности (сначала идет математика, затем механика и так далее). Завершает этот ряд социология - опытная наука об обществе. Философия в этой классификации занимает особое место. Она есть некая общая наука, призванная раскрывать связь наук и осуществлять синтез научного знания. Эта философия пользуется теми же методами, что и конкретные науки, и не имеет дело с традиционными философскими проблемами. Она не ищет первопричин и сущностей явлений и как все науки лишь описывает явления, то есть отвечает на вопрос «Как?» и отбрасывает вопрос «Почему?»
Вся история познания, по Конту, есть последовательная смена трех «состояний» человеческого ума, трех видов мировоззрений или трех методов - теологического, метафизического и позитивного. Теологический метод характеризуется тем, что ум стремится к абсолютному знанию и пытается объяснить наблюдаемые явления действием сверхъестественных сил. Религия тем самым выдается Контом за первую ступень научного знания, подготавливающая другие ступени. Метафизический метод, по Конту, представляет собой видоизменение теологического: сверхъестественные силы заменяются здесь олицетворенными абстракциями, метафизическими «сущностями» (материя, дух и так далее), которые признаются лежащими в основе всех наблюдаемых явлений. Позитивный метод, по Конту, предполагает научное объяснение всего сущего в соответствии с принципами позитивной философии.
Трем стадиям развития познания подчиняется и человеческая история. Теологической стадии отвечает феодально - монархический период развития человечества; метафизической - этап подъема средних классов и возвышения роли юристов; а позитивной - общество промышленников, то есть капиталистическое.
Это общество, считает О. Конт, будет постоянно перестраиваться на основе позитивного знания. Позитивная философия сумеет заставить промышленников избавиться от безудержного стремления к прибыли и сделаться хранителями общественных капиталов. Руководителями этого общества должны стать банкиры. В их руках должна быть сосредоточена и политическая власть.
Главным принципом функционирования этого общества станет «всеобщая социальная солидарность», потому что общество – это социальный организм, подобный биологическому, и между его частями, как между органами организма должна существовать солидарность.
В завершающий период своей деятельности Конт поставил своей целью переделать религию в философию. В розовых тонах он описывает средневековую социальную иерархию, пытается реабилитировать теократию, католический мистицизм и деятельность инквизиции.
Фому Аквинского он объявляет величайшим философом всех времен. Такой итог философской эволюции Конта не случаен. Это - плата за признание религии как начальной стадии научного знания и за его постоянное стремление искать «постоянного соглашения между консервативным и прогрессивным направлениями, одинаково свойственными нормальному состоянию человечества».
Переход Конта к религиозным славословиям обескуражил некоторых его последователей. Контизм раскололся. Одни во главе с Полем Лафитом объявили себя правоверными учениками Конта и стали относиться к его сочинениям как к «Библии». Они принялись за организацию позитивистских церковных общин, сохранившихся до сих пор кое-где во Франции и, в особенности, в Бразилии. Другие, во главе с Эмилем Литрэ, отвергли учение Конта о новой церкви, но приняли все остальные его взгляды.
Почти одновременно с возникновением позитивизма во Франции позитивистские идеи стали развиваться в Англии. Первым крупным английским позитивистом был Д.С. Милль (1806 - 1873). В центре основных его сочинений «Система логики силлогистической и индуктивной», «Утилитаризм» и других были логические исследования.
Главную задачу науки он видел в индуктивном упорядочении единичных явлений. Чтобы вооружить науку соответствующими методами, он усовершенствует бэконовскую исключающую индукцию, сведя ее к очень простым приемам: методу сходства, методу различия, методу остатков и методу сопутствующих изменений.
Расширительно трактуя логику, Милль стремится распространить ее на область общественного поведения человека и создать логику нравственного поведения (деонтологическую логику). По Миллю, моральные принципы, как и логические правила, должны быть эмпирически обоснованы.
А это можно сделать, считает он, исходя из утилитаризма, то есть из положения, что моральная ценность поступка определяется его пользой. Но Милль не хочет морального оправдания поведения человека, стремящегося из всего извлекать пользу или выгоду. Чтобы сгладить эгоистические моменты этики утилитаризма, он вводит в качестве критерия нравственности принцип альтруизма: высшей целью человеческой деятельности должно быть содействие «счастью человечества или, скорее, всех чувствующих существ». В итоге Милль приходит к эклектическому сочетанию несовместимых нравственных критериев утилитаризма и альтруизма.
Свое социологическое учение Милль стремится построить исходя из признания неизменной «природы человека». У каждого человека, полагал он, имеются основные черты (элементы) его личности, «которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены». Эти законы устанавливаются психологией и социологией.
Поэтому результаты этих наук должны использоваться для нормативных выводов. Общество, по его мнению, представляет собой агрегат отдельных индивидуумов, мышление которых на протяжении истории претерпевает процесс постепенного развития. Вместе с этим постепенно развивается и общество. Государство не должно вмешиваться в частную жизнь граждан. Оно должно представить максимальные возможности для развития экономической инициативы предпринимателей.
По существу утилитаризм превращается у Милля в проповедь капиталистической конкуренции. По мнению Милля можно посредством улучшения системы распределения добиться честной конкуренции и создания таких условий, в которых могли бы преуспевать все люди. Если же в этих условиях обездоленные останутся обездоленными, тем хуже для них: Милль преспокойно санкционирует их существование.
Идеи Милля, в особенности, об отношении логики и философии, о том, что формальная логика - это главное философское знание «наука о самой науке» были возрождены в XX в. неопозитивизмом.
Главным представителем английского позитивизма второй половины XIX в. был Г. Спенсер (1820 - 1903). Он также как и Конт провозглашает необходимость создания новой философии, но ее предмет и задачи видит иначе. Спенсер подобно Конту располагает науки в ряд, но не по принципу убывания общности и простоты, а по принципу возрастания конкретности. Открывает этот ряд наук логика, за нею следует математика, механика и так далее. Завершается ряд конкретными науками, такими как социология и другими. «Все науки одинаково общие, если их рассматривать как группы». «Философии осталась та же область, которая принадлежит науке». Но в отличии от других, она есть объединенное знание, высший теоретический синтез. «Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам. Их открытие и сведение до минимума и составляет цель наших усилий».
Мир, по Спенсеру, делится на Познаваемое и Непознаваемое. Познаваемое - это «мир явлений» Канта, Непознаваемое - это «вещи в себе».
Наука, по мнению Спенсера, способна познавать лишь сходство или несходство и другие отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения «…материя, движение и сила лишь символы неведомого реального». Непознаваемое выступает у Спенсера как первоначальная причина, в признании которой, якобы, сходятся наука и религия.
Существование Непознаваемого или неведомой реальности открывается человеку интуицией.
Рациональному познанию доступны лишь проявления Непознаваемого во всеобщем изменении предметов и явлений или всеобщей эволюции.
Стремясь создать теорию этой эволюции, Спенсер исходит из положения о том, что все изменения подчиняются «закону постоянства силы». Неизбежным следствием этого закона, по Спенсеру, является непрерывное перераспределение материи и энергии.
В случае, если имеет место плавный переход из «неопределенной бессвязанной однородности в определенную и связанную разнородность», имеет место эволюция. А в случае, если происходит рассеяние (дезинтеграция) частиц и поглощение ими движения, то происходит инволюция, то есть процесс, обратный эволюции.
Процесс эволюции, считает Спенсер, происходит в направлении наименьшего сопротивления, оказываемого внешними силами. Завершается эволюция достижением равновесного состояния. За этим состоянием наступает разложение. После этого опять наступает эволюция и такой цикл повторяется.
Описанием этой картины эволюции и исчерпывается фактически содержание позитивной философии Г. Спенсера. Как видно, это содержание оказалось весьма и весьма скудным. Хотя Спенсер и уловил черты некоторых форм развития, попытка представить предлагаемую им форму эволюции как универсальную несостоятельна.
Под эту форму эволюции можно подвести все, что угодно. Нарастание снежной лавины, например, и рост человека за счет пищевых веществ, оказываются, по Спенсеру, совершенно идентичными. К тому же, надо сказать, что Спенсер заимствовал свою теорию эволюции у эмбриолога С.М. Бэра.
Спенсер является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках организации Спенсер понимал как аналог разделения функций между органами живого тела. Выделяя, вслед за Сен-Симоном и Контом, военный и промышленный типы организации общества, Спенсер считал, что эволюция идет от первого ко второму. Основным законом общественной жизни является закон выживания наиболее приспособленных. Революции и прочие потрясения, по Спенсеру, являются противоестественными. Биологическим законам подчиняется и мораль. В ее основе лежит утилитаризм, а ее принципы закрепляются в итоге естественного отбора, передаются по наследству и в дальнейшем определяются пользой, которую они приносят социальным организмам в их борьбе за существование.
В рамках совершенного общества понятия счастье и нравственного долга совпадут, а между индивидами восторжествует равенство, состоящее в равной для каждого свободе добиваться личного преуспевания.
Человеческая история, с точки зрения спенсеровской теории эволюции, оказывается процессом конденсации людей и одновременно расширения занимаемой ими территории.
Общество изменяется в сторону уравновешивания численности жителей и количества средств поддержания жизни. В политической жизни устанавливается равновесие, сосуществования противоположностей и вообще равновесие прогрессивных и консервативных сил.
Философия Спенсера выступала как бы резюме естествознания первой половины XIX в.
Общедоступность и близость к обыденному сознанию, созвучность эпохе великих побед естественных наук обусловили огромную популярность философии Спенсера. В последствии революция естествознания конца XIX - начале XX вв. подорвала веру во всесилие механицизма. Влияние спенсерианства резко упало и фактически было сведено на нет.
Таким образом, в последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме вошел в стадию кризиса. Кроме изначальных упущений классических позитивистов, свой вклад в этот процесс привнёс прогресс естественнонаучного знания, который обесценил многие синтетических обобщений, считавшиеся в позитивизме неоспоримым приобретением науки.