Файл: Теория и практика разделения властей (Разделение властей как принцип организации государственного механизма).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, взаимодействие Президента Российской Федерации с парламентом осуществляется на основе принципа разделения властей, который является главным принципом организации и функционирования государственной власти. Президент Российской Федерации может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам. Во взаимодействии Президента с парламентом используется система «сдержек и противовесов». В этой связи следует отметить, что в нынешних условиях необходимо дальнейшее совершенствование системы конституционно закрепленных механизмов в целях обеспечения согласованного взаимодействия и функционирования всех ветвей государственной власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Теория разделения власти прошла длинный и сложный путь от ее теоретического выдвижения до непосредственного применения на практике. Во многих странах она применялась частично, в других — полностью говорить о буржуазности данной теории никак нельзя.

Первой из стран, закрепившей доктрину разделения власти, явилась США. В ее конституции 1787 года провозглашался принцип деления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Но тем не менее надо отдать должное Английскому парламентаризму, который первый на практике осуществил данный принцип. Что касается Франции — это дань демократическим традициям.

Итогом долгих дискуссий, споров стало создание особого механизма «сдержек и противовесов», дополнившего принцип разделения властей.

Независимость властей гарантируется тем, что каждая власть имеет различные источники формирования, а также различные сроки полномочий. Все это обеспечивает самостоятельность властей, устойчивость и преемственность. Поэтому в президентской республике, где исполнительная власть не формируется законодательной, так в парламентской республике принцип разделения властей реализуется в полной мере, и по существу, не бывает правительственных кризисов.

Принцип разделения властей способствует «рассредоточению государственной власти между властными различными звеньями, структурами. Это предупреждает её концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить её в авторитарную и тоталитарную власть.


В нашей стране принцип разделения власти был закреплен Конституцией РФ. Видимо данный критерий и объясняет, в некотором смысле, еще существующие проблемы по реализации вышеуказанного принципа, как на уровне горизонтального, так и на уровне вертикального разделения власти.

На практике, хотя Конституция РФ называет органом исполнительной власти Правительство РФ, Президент также является не только главой государства, но и осуществляет исполнительную власть. Для этого у него есть специальный орган Администрация, которая является фактически не менее влиятельным органом, чем Правительство. Президент обладает и некоторыми полномочиями других ветвей власти (право вето по отношению к закону, право помилования и др.).

Сегодня можно считать основательно утвердившимся фактом, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем этапе, эта идея, как известно, отвергалась. С признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определённая теоретическая база, находящее отражение в законодательстве.

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную означает выделение из совокупности единых государственных полномочий составляющих её частей. Они осуществляются различными государственными органами, со строго определенным набором прав, обязанностей и ответственности. Возможно их перераспределение между органами, но неизменной остается совокупность способов регулирующего воздействия на общественные отношения. Перераспределение полномочий может происходить в результате изменения формы правления, территориально-государственного устройства, политического режима, но суть остается прежней: это перераспределение связано не с изменением системы органов, а с тем, что одни и те же властные полномочия могут осуществляться разными органами. Структура управления может меняться, а содержание власти всегда остается неизменным — это набор необходимых властных полномочий, позволяющих существовать как государство.

В повседневной деятельности органов государственной власти важное место занимает проблема взаимоотношений исполнительной и судебной властей. Отношение этих ветвей единой государственной власти проявляются в разнообразных формах, которые отражают их свойства как субъектов государственной власти а рамках единой политической системы. Особый интерес представляют вопросы судебного контроля за законностью решений и действий органов исполнительной власти для укрепления законности и государственной дисциплины, охраны прав и свобод человека и гражданина.


Это одни из немногих проблем, которые стоят перед российским законодательством на пути к становлению правового государства. И решение такой задачи на законодательном уровне, как уяснение вопроса распределение властных полномочий на высшем государственном уровне, для России очень важно. Но чтобы это обеспечить необходим механизм, способствующий урегулированию данных отношений, и не позволяющий злоупотреблений властью. Именно закрепленный принцип разделения властей в Конституции РФ дает нам гарантию на то, что власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная, на всех уровнях системы государственных органов, будут самостоятельные, независимые и взаимоконтролирующие одновременно, защищая и охраняя права и свободы граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдулов А.Н. Проблемы правотворчества и систематизации актов // Фемида, - 2018, - № 1-2. - С. 16-20
  2. Алексеев С. С. Структура права. - М.: Городец, 2015. – 553 с.
  3. Аланова К. Разделение власти: теория и российский опыт // Фемида, - 2017. - № 7. - С. 12-15
  4. Аланова К. О некоторых вопросах совершенствования нормотворческой деятельности в России // Фемида, - 2016, - № 3. - С. 27-30
  5. Барнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие применение. – Томск: Полиграфия, 2017. – 297 с.
  6. Башарова Ж. Разделение власти: теория и практика // Мысль, - 2017, - № 5. - С. 15-21
  7. Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Правовая реформа, - 2018. - № 2. - С. 24-27
  8. Котов А. Суверенитет и разделение властей // Мысль, - 2018, - № 2. - С. 17-22
  9. Лукашева А.В. Законотворческие ошибки // Гражданин и право, - 2018, - № 3-4. - С. 15-20
  10. Машан М. Трансформация системы правления // Российская юстиция, - 2017, - № 10. - С. 10-17
  11. Медников К.А. Правовые проблемы совершенствования деятельности местных исполнительных органов РФ. – М.: Юрайт, 2017. – 388 с.
  12. Мищенко Н.Д. Взаимоотношение Президента с парламентом и правительством. – СПб: Нева, 2016. - 491 с.
  13. Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. - М.: Знание, 1995. – 298 с.
  14. Мухин Б.А. Становление и эволюция института президентства в РФ: проблемы, тенденции, перспективы. - М.: Экономикс, 2016. – 469 с.
  15. Нерсесянц В.С. Независимость суда, формы и средства ее обеспечения. Социально правовое государство: концепция и пути реализации. – М.: Юрист, 2016. – 363 с.
  16. Носков А.В. Комплексный подход в законотворческой деятельности // Закон и время, - 2018. - № 4. - С. 7-12
  17. Общая теория государства и права. Академический курс в двух томах. / Под ред. М. Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М.: Зерцало, 2013. – 531 с.
  18. Осипов А.Н. Правотворческая деятельность России на современном этапе // Поиск, - 2017, - № 1. - С. 16-21
  19. Парламент и законодательная власть России / Отв. ред. Таранов А.А. – М.: Статут, 2015. - 228 с.
  20. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. / Под общей редакцией В. С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА, 2012. – 712 с.
  21. Ращупкин М.И. Правотворческая деятельность в современных условиях // Закон и время, - 2018. - № 2. - С. 9-15
  22. Ращупкин М.И. Теоретические и практические проблемы правотворчества // Юрист, - 2017. - № 12. - С. 32-37
  23. Родин Г.Л. Конституция Российской Федерации: проблемы применения // Правовая реформа, - 2017. - № 3. - С. 14-21
  24. Салказанова Ф. Т. Об управляемости государства // Российская юстиция, - 2017. - № 1. - С. 5-10.
  25. Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной власти в России // Полис, - 2018. - № 1. - С.32-38.
  26. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Изд. 5-ое. – М.: Юристъ, 2014. – 377 с.
  27. Туканов А.П. Теория разделения власти и понятие формы правления: от истоков к современности // Российская юстиция, - 2016. - № 7. - С. 54-58
  28. Урицкий О.И. О некоторых проблемах деятельности правительства // Юрист, - 2018. - № 2. - С. 9-15
  29. Филиппов А.Р. Эффективность законотворческого процесса в России (вопросы теории и практики). – М.: Городец, 2016. - 383 с.
  30. Шиллер С.В. Некоторые проблемы теории и практики разделения государственной власти. – М.: Норма-М, 2015. - 571 с.