Файл: Теория и практика разделения властей (Разделение властей как принцип организации государственного механизма).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Принцип недопустимости создания одной ветви власти другой ветвью
1.2 Разделение властей как принцип организации государственного механизма
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1 Парламентаризм и разделение властей
2.2 Проблемы соотношения судебной, законодательной и исполнительной ветвей власти
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
3.1 Основные тенденции в развитии концепции разделения властей
Таким образом, взаимодействие Президента Российской Федерации с парламентом осуществляется на основе принципа разделения властей, который является главным принципом организации и функционирования государственной власти. Президент Российской Федерации может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам. Во взаимодействии Президента с парламентом используется система «сдержек и противовесов». В этой связи следует отметить, что в нынешних условиях необходимо дальнейшее совершенствование системы конституционно закрепленных механизмов в целях обеспечения согласованного взаимодействия и функционирования всех ветвей государственной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Теория разделения власти прошла длинный и сложный путь от ее теоретического выдвижения до непосредственного применения на практике. Во многих странах она применялась частично, в других — полностью говорить о буржуазности данной теории никак нельзя.
Первой из стран, закрепившей доктрину разделения власти, явилась США. В ее конституции 1787 года провозглашался принцип деления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Но тем не менее надо отдать должное Английскому парламентаризму, который первый на практике осуществил данный принцип. Что касается Франции — это дань демократическим традициям.
Итогом долгих дискуссий, споров стало создание особого механизма «сдержек и противовесов», дополнившего принцип разделения властей.
Независимость властей гарантируется тем, что каждая власть имеет различные источники формирования, а также различные сроки полномочий. Все это обеспечивает самостоятельность властей, устойчивость и преемственность. Поэтому в президентской республике, где исполнительная власть не формируется законодательной, так в парламентской республике принцип разделения властей реализуется в полной мере, и по существу, не бывает правительственных кризисов.
Принцип разделения властей способствует «рассредоточению государственной власти между властными различными звеньями, структурами. Это предупреждает её концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить её в авторитарную и тоталитарную власть.
В нашей стране принцип разделения власти был закреплен Конституцией РФ. Видимо данный критерий и объясняет, в некотором смысле, еще существующие проблемы по реализации вышеуказанного принципа, как на уровне горизонтального, так и на уровне вертикального разделения власти.
На практике, хотя Конституция РФ называет органом исполнительной власти Правительство РФ, Президент также является не только главой государства, но и осуществляет исполнительную власть. Для этого у него есть специальный орган Администрация, которая является фактически не менее влиятельным органом, чем Правительство. Президент обладает и некоторыми полномочиями других ветвей власти (право вето по отношению к закону, право помилования и др.).
Сегодня можно считать основательно утвердившимся фактом, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем этапе, эта идея, как известно, отвергалась. С признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определённая теоретическая база, находящее отражение в законодательстве.
Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную означает выделение из совокупности единых государственных полномочий составляющих её частей. Они осуществляются различными государственными органами, со строго определенным набором прав, обязанностей и ответственности. Возможно их перераспределение между органами, но неизменной остается совокупность способов регулирующего воздействия на общественные отношения. Перераспределение полномочий может происходить в результате изменения формы правления, территориально-государственного устройства, политического режима, но суть остается прежней: это перераспределение связано не с изменением системы органов, а с тем, что одни и те же властные полномочия могут осуществляться разными органами. Структура управления может меняться, а содержание власти всегда остается неизменным — это набор необходимых властных полномочий, позволяющих существовать как государство.
В повседневной деятельности органов государственной власти важное место занимает проблема взаимоотношений исполнительной и судебной властей. Отношение этих ветвей единой государственной власти проявляются в разнообразных формах, которые отражают их свойства как субъектов государственной власти а рамках единой политической системы. Особый интерес представляют вопросы судебного контроля за законностью решений и действий органов исполнительной власти для укрепления законности и государственной дисциплины, охраны прав и свобод человека и гражданина.
Это одни из немногих проблем, которые стоят перед российским законодательством на пути к становлению правового государства. И решение такой задачи на законодательном уровне, как уяснение вопроса распределение властных полномочий на высшем государственном уровне, для России очень важно. Но чтобы это обеспечить необходим механизм, способствующий урегулированию данных отношений, и не позволяющий злоупотреблений властью. Именно закрепленный принцип разделения властей в Конституции РФ дает нам гарантию на то, что власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная, на всех уровнях системы государственных органов, будут самостоятельные, независимые и взаимоконтролирующие одновременно, защищая и охраняя права и свободы граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдулов А.Н. Проблемы правотворчества и систематизации актов // Фемида, - 2018, - № 1-2. - С. 16-20
- Алексеев С. С. Структура права. - М.: Городец, 2015. – 553 с.
- Аланова К. Разделение власти: теория и российский опыт // Фемида, - 2017. - № 7. - С. 12-15
- Аланова К. О некоторых вопросах совершенствования нормотворческой деятельности в России // Фемида, - 2016, - № 3. - С. 27-30
- Барнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие применение. – Томск: Полиграфия, 2017. – 297 с.
- Башарова Ж. Разделение власти: теория и практика // Мысль, - 2017, - № 5. - С. 15-21
- Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Правовая реформа, - 2018. - № 2. - С. 24-27
- Котов А. Суверенитет и разделение властей // Мысль, - 2018, - № 2. - С. 17-22
- Лукашева А.В. Законотворческие ошибки // Гражданин и право, - 2018, - № 3-4. - С. 15-20
- Машан М. Трансформация системы правления // Российская юстиция, - 2017, - № 10. - С. 10-17
- Медников К.А. Правовые проблемы совершенствования деятельности местных исполнительных органов РФ. – М.: Юрайт, 2017. – 388 с.
- Мищенко Н.Д. Взаимоотношение Президента с парламентом и правительством. – СПб: Нева, 2016. - 491 с.
- Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. - М.: Знание, 1995. – 298 с.
- Мухин Б.А. Становление и эволюция института президентства в РФ: проблемы, тенденции, перспективы. - М.: Экономикс, 2016. – 469 с.
- Нерсесянц В.С. Независимость суда, формы и средства ее обеспечения. Социально правовое государство: концепция и пути реализации. – М.: Юрист, 2016. – 363 с.
- Носков А.В. Комплексный подход в законотворческой деятельности // Закон и время, - 2018. - № 4. - С. 7-12
- Общая теория государства и права. Академический курс в двух томах. / Под ред. М. Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М.: Зерцало, 2013. – 531 с.
- Осипов А.Н. Правотворческая деятельность России на современном этапе // Поиск, - 2017, - № 1. - С. 16-21
- Парламент и законодательная власть России / Отв. ред. Таранов А.А. – М.: Статут, 2015. - 228 с.
- Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. / Под общей редакцией В. С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА, 2012. – 712 с.
- Ращупкин М.И. Правотворческая деятельность в современных условиях // Закон и время, - 2018. - № 2. - С. 9-15
- Ращупкин М.И. Теоретические и практические проблемы правотворчества // Юрист, - 2017. - № 12. - С. 32-37
- Родин Г.Л. Конституция Российской Федерации: проблемы применения // Правовая реформа, - 2017. - № 3. - С. 14-21
- Салказанова Ф. Т. Об управляемости государства // Российская юстиция, - 2017. - № 1. - С. 5-10.
- Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной власти в России // Полис, - 2018. - № 1. - С.32-38.
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Изд. 5-ое. – М.: Юристъ, 2014. – 377 с.
- Туканов А.П. Теория разделения власти и понятие формы правления: от истоков к современности // Российская юстиция, - 2016. - № 7. - С. 54-58
- Урицкий О.И. О некоторых проблемах деятельности правительства // Юрист, - 2018. - № 2. - С. 9-15
- Филиппов А.Р. Эффективность законотворческого процесса в России (вопросы теории и практики). – М.: Городец, 2016. - 383 с.
- Шиллер С.В. Некоторые проблемы теории и практики разделения государственной власти. – М.: Норма-М, 2015. - 571 с.