Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день формирование и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста представляют собой один из важнейших вопросов, решаемых в начальном образовании. Так как именно они помогают раскрыться ребёнку в полной мере, создавать нечто новое, необычное - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Актуальность темы мы видим в том, что формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития. Каждый педагог ставит перед собой задачу, которая направлена на создание условий для развития творческого потенциала обучающихся. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается.

Если посмотреть на современное состояние образования в России, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности, когда быстрым темпом внедряется новый Федеральный Государственный образовательный стандарт, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено именно на развитие творческого мышления учащихся.

И эффективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Главной целью в современных условиях, является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.


Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Федеральный компонент государственного стандарта направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели, и одна из целей ФГОСа является развитие личности дошкольника, его творческих способностей.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.

Объект исследования - творческие способности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - процесс развития творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной деятельности.

Цель исследования - раскрыть педагогические основы творческих способностей младших школьников во внеклассной работе. В соответствии с предметом и целью данной работы были определены следующие задачи исследования:

  • раскрыть сущность понятий творческие способности и творческая деятельность;
  • дать общую характеристику младшего школьного возраста;
  • рассмотреть историю развития проблемы отечественных и зарубежных ученых;
  • показать особенности развития творческих способностей младших школьников.

Сегодня, решая проблему воспитания мыслящего, творческого, активного, здорового человека, мы утверждаем, что сформировать такую личность может творческая, мыслящая и как непременное условие - гуманная школа, стремящаяся сделать обучение развивающим, личностно-ориентированным. Личностно-ориентированное обучение - это в первую очередь - развитие творческих способностей, а также развитие нравственных и эстетических чувств, развитие потребности в деятельности, при условии сохранения здоровья ребенка.

1 Понятие о творчестве и творческих способностях в психолого-педагогической литературе

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.


Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют: Во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.

Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества не сам по себе, а для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок [2]. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. [3].

Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника [8].

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.п. Следовательно, творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.


Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, О. Матюшкин, Д. Богоявленская, Л. Выготский, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, Р. Низамов, А. Петровский, и др.). Их психолого - педагогические исследования дают нам основание считать, что определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной, рассматривается как интегративная характеристика личности.

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи, что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [4].

Проблеме способностей посвящены труды Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, А.А. Волкова, Э. Меймана, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова и других. В отечественной психологии твердо сформировалось положение о том, что способности - это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются.

Многие психологи связывают творческие способности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [9].

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  • Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  • Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
  • Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  • Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [7].

Философ А. Спиркин определяет, что творчество - это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, особенностей, закономерностей, а также методов исследования и превращения материального мира или духовной культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения [23].

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  • Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
  • Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
  • Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
  • Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  • Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
  • Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  • Гибкость мышления.
  • Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
  • Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
  • Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей. Творческое воображение.
  • Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [9].

Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

    • восприятие проблемы;
    • поиск решения;
    • возникновение и формулировку гипотез;
    • проверку гипотез; их модификацию;
    • нахождение результатов.

Он выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

  • легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
  • гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
  • оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;
  • точность выполнения заданий. [22]