Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретический анализ проблемы адаптации ребенка к школе).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации ребенка к школе
1.1 Основные подходы к изучению адаптации ребенка к школе в отечественной и зарубежной литературе
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей адаптации ребенка к школе
2.1 Организация экспериментального изучения адаптации ребенка к школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящего исследования. Процесс приспособления детей к школе является достаточно важным этапом жизни каждого ребенка, поскольку абсолютно каждый ребёнок должен пройти процесс обучения в условиях школы с целью получения необходимых знаний и умений, которые пригодятся ему для полноценного становления личности.
В связи с началом обучения детей в школе в жизни приходят новые изменения, в частности, в школе отсутствуют родители детей в течение длительного периода времени, я детям приходится привыкать к требованиям соответствия их поведения общепринятым нормам, новый строгий распорядок дня, необходимость общения со сверстниками и учителями, новый для детей общепринятый стиль общения.
Процессом адаптации следует называть определённое время привыкание и приспособления психики и поведения детей к условиям внешней среды. Процесс адаптации детей к условиям обучения в школе являются довольно длительным. К он связан с серьёзным напряжением всех внутренних систем организма ребенка не только психосоматических систем, но и физиологических. Порой практически не важен возраст начала обучения ребенка, поскольку как в 6, так и в 7 лет возможно наступление кризиса в поведении еще не сформированной личности.
В данный период времени особенно важно уделять внимание наблюдению за поведением ребенка в той системе отношений, в которой он находится. Из-за смены приоритетов и восприятия по отношению к среде, в которой находится ребёнок, также меняется и восприятие его своей роли в семье, что в итоге приводит к изменению системы ценностей у ребенка.
Поскольку элемент «игровой» деятельности уходит в процессе обучения на второй план, в поведении ребенка имеют место некоторые изменения. Дети попросту не готовы резко бросать игры и продолжают увлечённо стремится к ней в течении долгого периода времени.
Учеба в школе является важнейшим этапом в жизни каждого человека. психика ребенка семилетнего возраста подвергается значительным внутренним противоречиям. Дети в этом возрасте склонны обобщать собственные переживания.
Дети по-разному адаптируются к школьным условиям, кто-то принимает успехи и неудачи слишком близко к сердцу, а для кого-т адаптация к учебе проходит совершенно незаметно. Различия в процессе адаптации обусловлены особенностями индивидуального развития и прививания ценностей в семье.
Процесс адаптации к условиям школы проходит нем для всех детей гладко. Иногда, в случае неуспешной адаптации, дети могут отказываться ходить в школу, часто склонны к заболеваниям, что в свою очередь нарушает процесс необходимого обучения. Именно поэтому процесс адаптации к условиям школы носит важное значение для развития личности и ее становления в будущем, как в семье, так и в обществе. Важно, чтобы не только родители, но и учителя оказывали индивидуальное внимание детям с целью смягчения процесса их адаптации.
Целью настоящей курсовой работы является изучение проблемы процесса адаптации детей к условиям школы. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач.
Автором поставлены следующие задачи:
- выполнить анализ теоретической базы (методических пособий психолого-педагогической направленности, учебной литературы, интернет-источников, монографий, научных статей и др.) по теме исследования;
- охарактеризовать понятие процесса адаптации детей к школе;
- провести исследование особенностей адаптационных процессов детей к школе.
- выполнить анализ особенностей личностного развития в детей 6-7 лет, то есть возраста начала школьного обучения.
В качестве объекта настоящего исследования выступают дети младшего школьного возраста.
В качестве предмета настоящего исследования выступают проблемы, возникающие в процессе адаптации детей к школьным условиям, то есть к режиму дня, сверстник, к отсутствию родителей в течение долгого периода времени и к др.
В качестве основной гипотезы переводится следующая позиция автора: у детей младшего школьного возраста процесс адаптации будет проходить успешно при соблюдении некоторых условий, среди которых: положительные отношения внутри коллектива класса, внутренняя мотивация к учетной деятельности у самого ребёнка, положительное и благоприятное отношение учителя ко всем детям группы класса.
Исследованиями в области адаптации детей младшего школьного возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые, в частности, Цветков А.В., Цветкова, Цветкова Н. А., Антонов А.А, Ф. Н. Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская,
С целью достижения поставленных целей автором были использованы следующие основные методы:
- Анализ психолого-педагогических источников и практической деятельности по теме исследования;
- Методы исследования проективного характера;
- Исследование существующих методик и теорий адаптации детей к школе (методика определения «типа личности» и «вероятностных расстройств» данного типа (Дж. Олдхэм, Л. Моррис, методика Э. М. Александровской на основе анкетирования учителей). Кроме того, было проведено исследование в параллелях первого класса наряду с параллелями вторых классов на предмет наличия у детей
Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации ребенка к школе
1.1 Основные подходы к изучению адаптации ребенка к школе в отечественной и зарубежной литературе
Начало учебной деятельности в условиях школы означает новую ступень (новый период) в жизни еще не состоявшейся личности ребёнка. В течение девяти или одиннадцати лет ребёнку предстоит постоянно сталкиваться с необходимостью рано вставать, выполнять мероприятия учебного процесса (домашние задания, контрольные, тестирование и т.д.), общаться со сверстниками, со взрослыми, заводить новые знакомства т.д.
Исследованиями в области адаптации детей младшего школьного возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые, в частности, Цветков А.В., Цветкова, Цветкова Н. А., Антонов А.А, Ф. Н. Гоноболин, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Дж. Олдхэм, Л. Моррис, Э. М. Александровская).
Для кого-то адаптация проходит незаметно, поскольку ребёнок уже посещал детские дошкольные учреждения. Для кого-то из детей адаптация проходит очень тяжело что обусловлено режим дня, коллективом класса, также изменения в отношении родителей к самому ребёнку.
Впервые термин «адаптация» был введен в XIX веке немецким физиологом Аубертом Г., поначалу употреблялся в рамках биологической науки и определял приспособления функций организма, его организмов и клеток к условиям среды. Позже термином «адаптация» стали обозначать процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: адаптация (от лат. adapta-tio – приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
В процессе учебной деятельности человек получает необходимые знания, у него формируется необходимые навыки и умения, полученная информация является элементарной и служит базой для дальнейшего обучения в вузах для, а также для профессиональной деятельности, то есть для полноценного существования человека в обществе.
Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний, умений, навыков, выработанных человеком. [1]
Учебная деятельность, как правило, определяет формирование некоторых психологических реакций у человека, например, произвольных действий, построение стратегии и внутреннего плана реализации своих действий, которые формируют то культуру поведения человека в обществе.
Такое качество, как рефлексия, сформированная в психологии человека, позволяет вырабатывать ему правила и внутренние инструкции по совершению собственных действий. Отсутствие рефлексов соответственно блокирует способность человека к деятельности и проявлению активности.
Произвольность, как важная характеристика, действия позволяет разграничивать способы проявления человеком своей активности в реальных условиях, а сформированный внутренний план действий соответственно обеспечивает необходимое пространство для проявления человеком собственного психологического Я.
У младших школьников процесс формирования полноценного навыка учебной деятельности может происходить только в условиях определенного принципа преподавания материала, то есть представление им материала должно быть адекватно сопоставлена содержательному обобщению.
Обучение шестилетних детей не способствуют развитию навыков самостоятельной учебной деятельности у них, если отсутствует необходимая мотивация в такой деятельности. Младшие школьники не будут самостоятельно стремиться к знаниям, если не мотивировать их. Мотивация является основой для психического развития школьников, в том числе и произвольного поведения.
Обычно, для младших школьников мотивация не является устойчивой, поскольку
В младшем возрасте мотивы для совершения учебной деятельности не являются устойчивыми, поскольку дети ещё мало осознают значение образовательного процесса. Следовательно, для успешного формирования мотивов детей к Учебной деятельности со стороны учителя требуются специальные знания умения и усилия. Учитель должен стараться укрепить у детей любознательность и самостоятельность, а также преподавателю следует сориентировать ребёнка на общие и обязательные правила поведения людей в школе. [2]
Последнее исследование ученых Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова доказали, что в качестве главного структурных компонентов Учебной деятельности выступает задачи образовательного процесса, а также процессы направленный на контроль и оценку усвоенных школьниками знаний. Согласно данным исследования с учётом предпосылок, характеризующих успешное овладение учебными дисциплинами в школе, можно выделить следующие основные критерии:
- Умение выполнять то что ты обещал и то, что от тебя требуется, то есть в соответствии слов необходим правилам и действиям;
- Умение выслушивать речь говорящего, а также выполнять задания, которые предлагаются в устной форме;
- Умение самостоятельного исполнения требуемых заданий по заданному образцу, воспринимаемому зрительно школьником.
Ученый А.Л. Венгер, уделявший особое внимание проблемам специальной дошкольной пелагогики, выделил процесс основных уровня процесса адаптации деталей младшего дошкольного возраста.
Первый из них приравнивается к высокому уровню адаптации. В данном случае первоклассник получает необходимые знания и умения, выполняет требования предъявляемые школы по отношению к нему адекватным образом, учебный план ему дается легко, школьник способен глубоко и полно овладевать программного материала, а также решать ежедневные легкие средние и сложные задачи. школьник прилежность в учебе, Ученик внимательно слушает объяснение учителя, его указания старается выполнять любые поручения старшего наставника без какого-либо внешнего контроля; первоклассник старается проявлять большой интерес и любопытство об самостоятельном учебному процессу, он готовиться ко всем урокам с особым вниманием; старается выполнять охотно и добросовестно все общественные поручения взрослых и его сверстников; занятия в классе для первоклассника приносит для него благоприятная статусное положение (то есть успешного школьника стараются ставить в пример другим сверстникам в классе).
Средний уровень адаптации первоклассника означает, что ученик положительно относится к школе, посещение школы не вызывает у него никаких отрицательных переживаний. Школьнику даётся учебный материал в случае его подробного изложения учителем, основные положения содержания учебных дисциплин позволяет ему решать необходимые задачи типового уровня, то время как сложные по уровню задачи уже вызывает некоторые затруднения. Школьник внимателен к учебе и сосредоточен в процессе выполнения необходимых заданий, поручений и указаний старших товарищей, но только в случае контроля его деятельности со стороны взрослых. В школе ребёнок бывает только сосредоточен, только в случае наличия для него интересных мотиваций, когда деятельность кажется ему интересной; школьник старается внимательно готовиться к урокам и выполнить домашнее задание опять же только в случае крайней заинтересованности, что бывает не всегда. Общественные поручения для школьника среднего уровня не вызывают особых трудностей, старается дружить со многими сверстниками и со своими одноклассниками.