Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
В результате на конец периода счет 40 имеет сальдо (отклонение фактической себестоимости от плановой). По итогам месяца это отклонение необходимо распределить на отгруженную продукцию и остатки на складах.
По отгруженной продукции отклонение списывается: если сальдо счета 40 дебетовое – дополнительной проводкой, если кредитовой – сортировочной записью по дебету 90-2 и кредиту 40.
Учет без использования счета 40 «Выпуск продукции».
Осуществляется на счете 43 «Готовая продукция» следующим образом:
Д 43 К 20 (23,29) – оприходована готовая продукция на складе по учетным ценам.
По окончании месяца исчисляется отклонение фактической себестоимость оприходованной продукции от ее стоимости по учетным ценам. Это отклонение списывают в дебет счета 43 со счета 20 (23,29) дополнительной или сортировочной записью.
Д 43 К 20 – отражено отклонение фактической себестоимости от плановой.
Д 90-2 К 43 – списана себестоимость продукции при реализации
Д 90-2 К 43 – списан перерасход (превышение фактической себестоимости над учетной)
Д 90-2 К 43 (сторно) – списана экономия (превышение учетной цены над фактической себестоимостью)
Реализация продукции осуществляется согласно заключенным с покупателями договорам или посредством розничной торговли. Отгрузка продукции со склада производится на основании приказов отдела сбыта или договоров с покупателями. Отгрузка оформляется товарно-транспортными накладными (форма ТОРГ № 12). Также в бухгалтерии в зависимости от условий договора выписывают счет-фактуру, счет на оплату или платежное требование.
При реализации продукции необходимо списать ее фактическую себестоимость. В случае, если учет выпуска готовой продукции ведется по учетным ценам, то списанию подлежат учетная стоимость и отклонения между фактической и учетной стоимостью.
Расчет отклонений:
Сумма отключений по отгруженной продукции = Учетная цена готовой продукции * Процент отклонений
Процент отклонений = (Отклонение по остаткам продукции на начало месяца + Отклонение по выпущенной за месяц продукции) / (Учетная стоимость остатков на начало месяца + Учетная стоимость выпущенной продукции) * 100
Таким образом, реализация продукции оформляется записями:
Д 90-2 К 40 (43) – списана себестоимость готовой продукции;
Д 90-2 К 40 (43) – списан перерасход (превышение фактической себестоимости над учетной ценой);
Д 90-2 К 40 (43) сторно – сторнирована экономия (превышение учетной цены над фактической себестоимостью);
Глава 9 Расходы на продажу
К расходам на продажу относятся расходы, связанные с продажей продукции, оплачиваемые поставщиком.
В организациях, осуществляющих производственную деятельность, это расходы:
- на затаривание и упаковку;
- по доставке продукции, погрузке в транспортные средства;
- комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовыми и другим посредническим организациями;
- по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи;
- на рекламу;
- на представительские расходы;
- другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, это расходы:
- на перевозку товаров;
- на оплату труда;
- на аренду;
- на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
- по хранению и подработке товаров;
- на рекламу;
- на представительские расходы;
- другие аналогичные по назначению расходы.
Учет расходов на продажу ведется на счете 44 «Расходы на продажу».
По дебету счета 44 накапливаются суммы производственных расходов с кредита материальных, расчетных и денежных счетов.
Д 44 К 10 – учтена стоимость израсходованных на упаковку материалов
Д 44 К 23 – учтены расходы вспомогательного производства по доставке продукции.
В конце месяца расходы на продажу списываются на себестоимость проданной продукции одним из способов:
- списываются все расходы в полном объёме;
- расходы на упаковку и транспортировку (для производственных организаций) и расходы на транспортировку (для торговых организаций), учтенные на счете 44 – с распределением на отдельные виды продукции (товаров), остальные расходы на продажу – в полном объёме.
Распределение на отдельные виды продукции осуществляется прямым способом или при помощи пропорционального распределения. Также расходы на продажу распределяются между выпущенной реализованной продукцией и остатках на складах.
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов.
Глава 10 Аналитический учет
Аналитический учет материалов ведется в местах хранения (на складах) и в бухгалтерии. На складах учет ведут материально ответственные лица на специальных карточках, которые открывают в бухгалтерии на каждое наименование и вид материалов. В карточках материально-ответственные лица отражают операции по поступлению и расходу материалов.
В бухгалтерии аналитический учет ведут одним из способов:
Количественно-суммовой учет:
Записи в карточках учета производятся на основании документов, полученных со склада.
Оперативно-бухгалтерский учет:
В бухгалтерии карточки не ведутся, для учета используют проверенные карточки, заполненные на складах.
Суммовой учет:
У чет ведется в разрезе мест хранения и материального ответственных лиц только в суммовом выражении.
Резерв под снижение стоимости товарно-материальных ценностей.
В соответствие с требованием осмотрительности в случаях, когда рыночная (продажная) цена материальных ценностей отпускается ниже покупной себестоимости организация создает резерв под обесценение. Как только рыночная стоимость увеличивается, резерв восстанавливается. При этом резерв имеет исключительно оценочный характер и служит для уточнения бухгалтерской отчетности.
Образование такого резерва отражается записью по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». В начале периода, следующего за тем, когда были созданы резервы, зарезервированная сумма восстанавливается обратной проводкой.
Организация выбирает в учетной политике метод формирования резервов:
- индивидуальный (создается по каждой единице МПЗ, принятой к учету);
- групповой (создается по отдельным видам или группам запасов).
Инвентаризация материально-производственных запасов (МПЗ)
Инвентаризация начинается с того, что материально-ответственные лица предоставляют расписки о том, что все ценности оприходованы, а выбывшие – списаны, приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию.
Далее члены комиссии проверяют фактическое наличие материалов, результаты заносят в Инвентаризационную опись (форма № ИНВ-3).
На основе данных учета и инвентаризационных описей бухгалтерия составляет Сличительные ведомости инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19). В результате инвентаризации может быть выявлена пересортица. В этом случае возможен зачет излишков и недостач по пересортице.
По всем выявленным расхождения материально-ответственные лица предоставляют письменные объяснения.
Если в ходе инвентаризации выявлены излишки материалов, они приходуются по рыночной стоимости. Недостачи относят на виновных лиц.
Дебет 10 Кредит 91-1 – на сумму излишка
Дебет 94 Кредит 10 – на сумму недостачи
Дебет 73 Кредит 94 – недостача отнесена на виновное лицо
Документы, используемые для учета материально-производственных запасов:
- Доверенность (ф. № М-2)
- Доверенность (ф. № М-2а)
- Приходный ордер (ф. № М-4)
- Акт о приемке материалов (ф. № М-7)
- Лимитно-заборная карта (ф. № М-8)
- Требование-накладная (ф. № М-11)
- Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15)
- Накладная на передачу готовой продукции на местах (ф. № МХ-18)
- Карточка учета материалов (ф. № М-17)
- Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35)
- Товарная накладная (ф. № ТОРГ - 12)
- Товарно-транспортная накладная (ф. № Т-1)
Доверенность (ф. № М-2а)
Типовая межотраслевая форма № М-2а
Утверждена постановлением Госкомстата России
от 30.10.97 № 71а
Коды |
|||
Форма по ОКУД |
0315002 |
||
Организация |
по ОКПО |
Доверенность №
Дата выдачи " |
" |
20 |
г. |
|||||||||||||||||||||||
Доверенность действительна по " |
" |
20 |
г. |
|||||||||||||||||||||||
(наименование потребителя и его адрес) |
||||||||||||||||||||||||||
(наименование плательщика и его адрес) |
||||||||||||||||||||||||||
Счет № |
в |
|||||||||||||||||||||||||
(наименование банка) |
||||||||||||||||||||||||||
Доверенность выдана |
||||||||||||||||||||||||||
(должность) |
(фамилия, имя, отчество) |
|||||||||||||||||||||||||
Паспорт: серия |
№ |
|||||||||||||||||||||||||
Кем выдан |
||||||||||||||||||||||||||
Дата выдачи " |
" |
20 |
г. |
|||||||||||||||||||||||
На получение от |
||||||||||||||||||||||||||
(наименование поставщика) |
||||||||||||||||||||||||||
материальных ценностей по |
||||||||||||||||||||||||||
(наименование, номер и |
||||||||||||||||||||||||||
дата документа) |
Оборотная сторона формы № М-2а
Номер |
Материальные |
Единица |
Количество (прописью) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Подпись лица, получившего доверенность |
||||||
удостоверяем. |
||||||
Руководитель |
||||||
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
|||||
М.П. |
||||||
Главный бухгалтер |
||||||
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
Доверенность (ф. № М-2)
Расписка в получении доверенности |
5 |
Отметка о выполнении поручения |
8 |
Л И Н И Я О Т Р Е З А |
||
Должность и фамилия лица, которому выдана доверенность |
4 |
|||||
Номер и дата наряда (замещающего наряд документа) или извещения |
7 |
|||||
Срок действия |
3 |
|||||
Дата выдачи |
2 |
Поставщик |
6 |
|||
Номер доверенности |
1 |
Коды |
|||||||
Форма по ОКУД |
0315001 |
||||||
по ОКПО |
|||||||
Типовая межотраслевая форма № М-2 Утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а
Доверенность № _____ Дата выдачи «____» ______________________________________200 г. Доверенность действительна по «____» ______________________ 200 г. _____________________________________________________________ наименование потребителя и его адрес _____________________________________________________________ наименование плательщика и его адрес Счет № ____________________________ в ________________________ наим. банка Доверенность выдана___________________________________________ должность фамилия, имя, отчество Паспорт: серия ___________ № ___________________________________ Кем выдан ____________________________________________________ Дата выдачи «____» ___________________________________________ г. На получение от ________________________________________________ наименование поставщика материальных ценностей по ____Счету № ___________________________ наименование, номер и _______________________________________________________________ Дата документа |