Файл: ИГРА КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Волк» и «ягненок»

Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний – ягненка, остальные – овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

Кто подходил?

Подготовка. Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.

Содержание игры. Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.

Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.

Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Правила игры: 1. Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.

Игры для проведения в ГПД

У воспитателей групп продленного дня большие возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Для этого создаются необходимые условия, расписанием предусматривается специальное время. Не следует, однако, занятия играми ограничивать только этим временем. Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс - в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником воспитателя.

Салочки

 Все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.


День и ночь

Делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линию. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.

«Золотые ворота»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают  не всегда.

Первый раз прощается,

Второй –запрещается.

А на третий раз

Не пропусти.

  С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

«Белые медведи»

Задача игроков забираться на горку в необычных позах, на четвереньках, боком, спиной вперед, на прямых ногах и т. п. Кто быстрее и смешнее выполнит все подъемы, тот и побеждает. Так же можно проводить и спуски, но задача игроков не скатиться и не сбежать, а именно спуститься с горы в нелепых и смешных позах.

Игра «По алфавиту»

Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.

Ведущий предлагает ребятам за определенное количество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:

— чтобы все имена расположились по алфавиту;

— чтобы все встали по цвету волос (слева — брюнеты, справа — блондины);

— чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).

Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координацию движений.

Количество игроков: 5 и более

Место игры: помещение

Игра «Успей подобрать»

С этой игрой можно весело провести время в коллективе.

В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей.

По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч.


Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, реакция

Количество игроков: 2

Место игры: улица

Необходимы вещи: мячи

Игра «Шишки, желуди, орехи»

Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.

Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.

Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более

Место игры: улица. 

Сюжетно – ролевые игры

«У медведя на бору»

Дидактическая задача. Развивать двигательную и речевую активность детей; умение соотносить свои действия со словом; быстро реагировать на словесный сигнал; развивать выдержку.

Игровые правила. Медведь громко кричит. Только после долгого звука р-р-р дети могут убегать.

Игровые действия. Имитация прогулки детей в лес, бег по сигналу.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Учитель говорит:

- Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя на бору». Посмотрите на эту картину. (Показывает картину, на которой изображен медведь в лесу.) Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р», - рычит медведь. Давайте все так порычим. (Дети произносят р-р-р.) Как тихо! Наверное, медведь еще далеко. Давайте порычим громче. Как громко кричал Максим, он наверно и будет сейчас медведем. Садись сюда. (Уводит медведя в сторону). Здесь ты будешь жить. А мы с вами, дети, пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды.

Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой, но убегать раньше, чем медведь зарычит нельзя. Такое правило в этой игре.

Слова:

У медведя на боку

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит:

«Р-р-р!»

Движения: Все имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Когда медведь рычит, дети убегают а медведь их догоняет.

Учитель следит за тем, чтобы все дети подходили близко к медведю. Называет тех, кто старается все время держаться подальше от медведя, помогает им преодолеть страх. «Будь смелым, Вася! Не отставай от детей. А когда медведь зарычит, скорее беги, не отставай от всех ребят», - так подбадривает учитель тех, кто еще не может преодолеть свой страх перед медведем, боится быть пойманным.


«Конь»

Дидактическая задача. Развивать речь у детей; упражнять их с правилом звукопроизношения; воспитывать внимание, согласовывать действия.

Игровое правило. Соотносить движение со словами стихотворения.

Игровые действия. Выбор командира; имитация бега лошадок; остановка по сигналу.

Ход игры. Учитель ставит в колону всех детей, впереди боец. На него надевают шапочку-буденовку.

- Дети, сейчас, мы будем играть так: Максим будет бойцом, а мы – все его лошадки. Куда  буденовец, туда поскачут и все лошадки. Вспомните стихотворение, которое мы с вами учили о коне. (Стихотворение разучивать заранее). Сначала лошадки бегут медленно, потом все быстрее и быстрее, а после слова тпру останавливаются, - заканчивает объяснения и хода игры.

Слова:

Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро.

Через реки, через горы.

Все в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

«Тпру», - говорит учитель вместе с ведущим бойцом.

Движения: дети скачут по комнате, имитируют бег лошади. Бег все время убыстряется. Дети останавливаются и тоже произносят : «Тпру».

При повторении игры считалочкой выбираются другого бойца. 

Рекомендации по организации игр на уроках

Этапы и успех проведения дидактической игры на уроке.

Подбирая ту или иную дидактическую игру, учитель должен помнить, что процесс создания игры содержит ряд состояний:

а) выбор темы игры;

б) определение целей и задач игры;

в) подготовка и проведение игры (сообщение учащимся темы игры, подготовка раздаточного материала, проведение игры, подведение итогов).

Успех проведения игры зависит от соблюдения некоторых требований:

а) игра должны соответствовать учебной программе;

б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не слишком сложными;

в) соответствие игры возрастным особенностям учащихся;

г) разнообразие игр;

д) привлечение к играм учащихся всего класса.

Проблемы и ограничения при проведении дидактических игр.

Во время проведения дидактических игр у учителей возникает множество проблем:

- по какому принципу отбирать учебный материал для создания игр

- какое место дидактических игр в ряду других форм и методов обучения

- как одному учителю совладать с классом во время игры

В обучающих играх нет тех, кто проиграл или выиграл, здесь выигрывают все. Их можно проводить на любом этапе урока. Это позволит выявить знания ученика и умение пользоваться ими.


Однако существуют и ограничения для проведения дидактических игр:

- Не следует организовывать учебную игру, если ученики недостаточно знают тему.

- Нецелесообразно вводить игры на зачетах и ​​экзаменах, если они не использовались в ходе обучения.

- Не следует применять игры для тех предметов и программных тем, если они не могут дать положительного эффекта.

Игра в начальных классах является средством познания окружающего мира и себя в нем, осознания детьми цели своей деятельности, опредмечивания абстрактных понятий, развития творческого воображения и способностей, установленных человеческими отношениями. Игра помогает развивать творческое воображение и творческие способности ребенка.

От урока к уроку должны меняться сюжеты, игровые ситуации. Постепенно интересная игра, творческая композиция слов перерастают в настоящую учебно-познавательную работу.

Приведем примеры дидактических игр, которые можно применять на уроках математики.

Игра «Лучший счетчик»

Содержание игры: учитель на доске, по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счетчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга.

В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

Игра «Хлопки»

Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков).

«Числа, бегущие навстречу друг другу»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 
0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10

Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»

В начале урока, во время проведения устного счёта, проводится игра «Кто скорее?». На доске записаны примеры в три столбика. По команде учителя к доске выходят по порядку от каждого ряда по одному ученику и берут мел. Учитель открывает примеры, и ученики приступают к выполнению действий. Решив пример, ученик кладёт мел и садится на место. К доске выходит следующий ученик и решает пример и т.д. выигрывает та группа, которая быстрее и без ошибок решит все примеры. В случае одинаковых результатов учитывается организованность, дисциплина каждой группы.