ВУЗ: Московский технический университет связи и информатики
Категория: Методичка
Дисциплина: Базы данных
Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 1969
Скачиваний: 4
6
используемой в процессе выполнения курсовой работы;
приобретение умения сформулировать результаты выполненной
работы и делать научно-обоснованные выводы и рекомендации;
приобретение и развитие навыков представления результатов
выполненной самостоятельной работы и их защиты.
2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1. Курсовая работа в общем случае должен включать:
теоретическую часть (постановку задачи, анализ источников, анализ
методов и технологий, изложение и обоснование результатов,
выводы);
практическую часть (модели базы данных, модели бизнес-процессов;
модели предметной области и реализацию ресурса
презентацию результатов работы.
Материал, предусматриваемый в качестве теоретической части:
- обоснование актуальности выбранной темы, характеристики цели и
задачи курсовой работы, характеристику функциональных задач предметной
области, для которой разрабатывается база данных; анализ исходной и
требуемой результирующей информации, анализ методов и технологий для
создания БД, анализ используемых источников;
- в качестве практической части - разработанные модели представления
данных на концептуальном, логическом и физическом уровнях, а также
результаты нормализации; формы входных и выходных документов, отчеты,
структуру пользовательского интерфейса, алгоритмы приложений и
соответствующие программы, соответствующие спецификации и технико-
экономические расчеты.
- в качестве презентации результатов работы – презентация действующей
базы данных в выбранной аппаратно-программной среде, поддерживающая
ввод и вывод информации в виде приемлемом для конечного пользователя.
2.2.
Объем курсового проекта не менее 30 страниц машинописного
текста
2.3.
Содержание курсового проекта должно быть структурировано и
должно включать перечисленные ниже обязательные элементы и
желательные дополнительные элементы.
Обязательные элементы курсового проекта:
титульный лист;
содержание(оглавление);
введение;
основная часть (три главы с выводами по каждой);
заключение;
список источников и литературы;
7
Дополнительные элементы:
вспомогательные указатели;
приложения.
2.4. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ является первой страницей курсовой
работы(проекта) и должен содержать следующие сведения: наименование
учреждения (учебного заведения), название (тему), сведения о
выполнившем курсовую работу, сведения о руководителе, наименование
места и год выполнения.
Образец титульного листа приведен в
2.5. СОДЕРЖАНИЕ
включает перечень элементов курсовой
работы(проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их
месторасположение.
Образец содержания приведен в
2.6. ВВЕДЕНИЕ
характеризует актуальность и социальную
значимость рассматриваемой темы, состояние ее разработанности в мировой
теории и практике (роль и место АИС и БД в современном мире). Оно
должно содержать цель и задачи курсовой работы(проекта), в соответствии с
жизненным циклом разработки программного обеспечения. Формулируя
задачи, следует учитывать, что описание их решения должно составить
содержание глав курсовой работы. (При определении целей и задач
исследований необходимо грамотно их формулировать. Так, при
определении цели не следует использовать глагол «сделать», правильнее –
глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить» и
т.д.)
Далее возможен перечень используемых методов и инструментария, а
также описывается структура курсовой работы(перечень ее структурных
элементов) и основное смысловое содержание ее разделов.
Допустимо, для освещения состояния разработки выбранной темы, дать
краткий обзор литературы (3-4 наименования) с аннотациями. Этот
краткий обзор литературы по теме должен показать знакомство студента со
специальной литературой, его умение систематизировать источники,
выделять
существенное,
оценивать
ранее
сделанное
другими
исследователями, определять главное в современном состоянии изученности
темы. Обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а не
по всей проблеме в целом. В обзор включается только та литература, с
которой студент ознакомился (знаком) лично.
2.7. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ должна содержать текстовые материалы и
числовые данные, отражающие существо, методику и отдельные результаты,
достигнутые в ходе выполнения курсовой работы. Материал основной части
рекомендуется делить на главы (не менее трех глав), пункты и подпункты.
Такое деление должно способствовать более стройному и упорядоченному
8
изложению материала. При этом каждый пункт должен содержать
законченную информацию, логически вписывающуюся в общую структуру
работы и способствующую достижению ее целей.
Основная часть в общем случае должна включать три главы:
Глава 1 содержит анализ предметной области и включает
направления.
Системный анализ предметной области. При этом тема работы
конкретизируется до конкретного названия объекта автоматизации(ОА).
Проводится описание организационно-функциональной структуры ОА,
описание основных бизнес-процессов, информационных объектов.
Выделяются группы пользователей БД. Описываются задачи, которые будет
решать каждая группа с БД, а также ограничения и busines rules предметной
области. Описание входных и выходных документов.
Обзор информационных технологий (тех, которые можно использовать
для проекта в целом). В частности, продемонстрировать свою
осведомленность о некоторых CASE-средствах, а если предполагается
реализация удаленного доступа, можно показать свое понимание
необходимости
использования
соответствующих
языков
веб-
программирования, СМS-систем и т.д. Также следует осветить классы СУБД.
Обзор продуктов-аналогов. Необходимо найти в сети интернет 3-4
«похожих» по предметной области ИС или БД, кратко описать их
функциональность и сравнить с предполагаемой функциональностью своей
разработки.
В конце главы следует сформулировать требования к разрабатываемой
базе данных, в том числе со стороны пользователей (можно основываться на
ГОСТ 34.601-90). Желательно перечислить выходные документы и процессы,
автоматизирующие обработку информации в БД (те, которые будут
обеспечиваться с помощью триггеров).
В конце главы формулируются выводы, кратко отражающие
основные результаты по главе.
Глава 2 содержит описание проектирования БД, т.е. практическую
часть, связанную с моделированием предметной области, моделированием
базы данных.
Описывается разработка инфологической модели (ER-модели).
Инфологическая модель должна содержать не менее 10 сущностей и одну-
две связи «многие ко многим». Затем производится обоснование выбора
даталогической модели данных (иерархическая, сетевая, реляционная, ОО-
модели). Если выбор произведен в пользу реляционной модели, применяется
алгоритм перехода от инфологической модели к даталогической. Проводится
нормализация схемы БД.
Следует обратить внимание на то, что все модели строятся в
соответствующей графической нотации. Однако, при разработке моделей
нельзя ограничиваться только рисунками. Весь процесс разработки должен
9
сопровождаться комментариями.
Здесь же производится описание проектирования интерфейса и
необходимых приложений.
В конце главы формулируются выводы.
Глава 3 содержит описание реализации с помощью обоснованно
выбранного инструментария базы данных (физическая модель) и других
спроектированных объектов (формы, отчеты, приложения, интерфейсы), т.е.
приводится описание их структуры, подтверждение функциональности и т.д.
Реализация возможна в любой СУБД кроме ACCESS.
Удаленный доступ к БД - приветствуется.
Обязательна реализация как минимум трех триггеров.
Запросы конечного пользователя реализуются через формы.
При отображении информации в представлениях на экране следует
использовать кириллицу.
Отчеты представляют собой документы, сопровождающие бизнес-
процессы, поэтому они должны имитировать внутренние документы фирмы.
Следует описать какие меры и средства использованы для обеспечения
информационной безопасности БД.
В конце главы следуют выводы.
2.8. В ЗАКЛЮЧЕНИИ приводятся формулировки основных
результатов и выводы, характеризующие итоги проделанной работы;
раскрывается значимость рассмотренных вопросов для теории и практики;
приводятся предложения и рекомендации.
2.9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ – это упорядоченный в алфавитно-
хронологической
последовательности
перечень
библиографических
описаний документальных источников информации по теме курсовой
работы. В списке следует указывать автора, наименование источника,
издательство, год издания. ссылки на информационные ресурсы Интернет,
сопровождаются текстом, указывающим на автора и наименование ресурса
Список должен содержать не менее 15 источников, на
каждый должна быть ссылка в тексте курсовой
работы(проекта)!
Образец оформления списка литературы приведен в
2.10. В состав ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ УКАЗАТЕЛЕЙ могут
входить:
список сокращений (оформляется в виде алфавитного перечня
принятых в курсовой работе сокращений и соответствующих им
полных обозначений понятий);
список условных обозначений (оформляется в виде перечня
используемых в тексте курсовой работы условных обозначений с
соответствующей расшифровкой);
10
указатель таблиц и иллюстраций (оформляется в виде перечня
названий таблиц или иллюстраций, упорядоченных в соответствии с их
порядковыми номерами, с указанием страниц их месторасположения в
тексте курсовой работы).
Образец оформления списка сокращений приведен в
2.11. ПРИЛОЖЕНИЯ
помещаются
в
конце
курсовой
работы(проекта). Каждое приложение должно начинаться с новой
страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения нумеруются
арабскими цифрами по порядковой нумерации. Номер приложения
размещается в правом верхнем углу над заголовком приложения после
слова «Приложение», после цифры точку не ставят. Приложения должны
иметь общую с остальной частью курсовой работы нумерацию страниц. На
все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки.
В ПРИЛОЖЕНИИ приводятся входные и выходные формы документов,
программные коды и т.д.
Примерами оформления приложений могут служить приложения 1-5.
2.12. При оформлении курсовой работы(проекта) следует выдержать
общие правила оформления, требования к текстовым документам,
использование формул, таблиц, рисунков, сносок и других элементов,
изложенные в ГОСТах.
Общие правила, список основных ГОСТов и выдержки из них приведены
3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
В течение недели каждый студент должен выбрать предполагаемую для
работы тему (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и через лаборанта кафедры/старосту
группы/методиста ЗО записать ее в журнал регистрации курсовых работ.
Студент имеет право предложить для разработки тему, не вошедшую в
примерную тематику.
Для организации и контроля индивидуальной работы студента над
курсовой работой, консультирования по выбранной теме и подведения
итогов работы студенту назначается научный руководитель
Исследование вопросов по теме
КУРСОВОЙ
работы(проекта) включает
следующие этапы:
Составление плана основной части работы и определение состава
источников, научной литературы и других материалов по каждому
разделу, выбор методики анализа, систематизации и описания
материалов, определение предполагаемых результатов разработки темы.
Составление совместно с научным руководителем календарного графика
написания работы, который должен предусматривать сроки выполнения
всех этапов исследования.
Самостоятельную работу студента над раскрытием темы и периодические