ВУЗ: Не указан

Категория: Задание

Дисциплина: Логика

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 556

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.4.Контрольные работы по темам

4.4.1. Вариант контрольной работы по теме 3:

I. Определите вид суждения. Экзистенциальные и релятивные суждения преоб-разуйте в категорические.

1. Преступление более тяжкое деяние, чем проступок.

2. Были поэты, хорошо знавшие историю.

3. Есть ещё места, куда не ступала нога человека.

4. Любовь эффективнее ненависти.

5. В каждом международном аэропорту есть таможня.

6. Существует много исследований творчества Ф. М.Достоевского.

7. Охота пуще неволи.

8. Успенский Собор - самый старый из соборов Московского Кремля.

9. Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман.

10. Химер и горгулий нет в природе.

11. Движения не существует.

12. Женщины легче переносят холод, чем мужчины.

13. Вино похоже на лекарство.

14. Невежественный богач подобен златорунному барану.

15. Необходимые желания предпочтительнее всех других.

II. Определите вид суждения по объединенной классификации. Там, где это необ-ходимо, вставьте кванторные слова. Укажите распределённость терминов при помощи круговых схем Эйлера-Венна.

1. Высоким сделать низкое нельзя.

2. Все гонимы в царство подземное.

3. Благочестивый бедняк приятен Богу.

4. Все начинания людей - игрушка божественной власти.

5. Иногда ветер изменяет свой строптивый нрав.

6. Многие люди не ведают беды, которые им ниспослала судьба.

7. Не всем таланты все дарованы бывают.

8. По когтям видно льва.

9. Кто всюду живет, не живет нигде.

10. Иногда праздность порождает в душе неуверенность.

11. Только слово делает нас людьми.

12. Мы должны с презрением относиться ко всем мирским заботам.

13. Мудрость никогда не досадует на себя.

14. Гнев удваивает красноречие.

15. Каждый - кузнец своей судьбы.

16. Редко человек боится самого себя.

17. Восхваления не являются свидетельством честных поступков.

18. Наградой за доброе дело является его свершение.

19. Государи не вдаются во все незначительные дела.

20. Всё складывается из взаимных противоположностей.

III. Упражнение 23. Исходя из истинности и ложности приведенных суждений сделайте выводы по логическому квадрату.

1. Если ложно, что некоторые мысли невыразимы, то...

2. Если истинно, что некоторые студенты - талантливые люди, то...

3. Если истинно, что все люди имеют определенный потенциал, то...

4. Если ложно, что бывают некрасивые женщины, то...

5. Если ложно, что никто не способен разобраться в прошлом, то...

6. Если истинно, что некоторые реки полноводны, то...

7. Если ложно, что все поэты - романтики, то...

8. Если истинно, что всё преходяще, то...

9. Если ложно, что некоторые студенты имеют право не сдавать экзамены, то...

10. Если истинно, что некоторые студенты беспечны, то...

11. Если истинно, что любой человек способен на поступок, то...

12. Если ложно, что всякая истина проста, то...

13. Если истинно, что ни один политик не может быть абсолютно честным чело-веком, то...

14. Если истинно, что есть справедливые люди, то...


15. Если ложно, что все преступники психически ненормальные люди, то...

16. Если ложно, что никто не мыслит общими понятиями, то...

17. Если верно, что правда иногда бывает тяжела для человека, то...

18. Если истинно, что древние греки - первооткрыватели философии, то...

19. Если ложно, что для журналистов главное - правда, то...

20. Если истинно, что студенты не любят домашних заданий, то...

4.4.2. Вариант контрольной работы по теме 5:

I. Сделайте вывод путем превращения из следующих посылок.

1. Ни один человек не является бессмертным.

2. Все "отцы церкви" были бессребрениками.

3. Иногда погода бывает плохой.

4. Некоторые истины не являются труднопостижимыми.

5. Хорошие книги никогда не бывают скучными.

6. Узкие специалисты всегда являются односторонне развитыми людьми.

7. Нет солдата, не мечтающего стать генералом.

8. Бывает, что прогрессивные начинания не кажутся моральными поступками.

9. Радость не бывает продолжительной.

10. Не всякий человек является примером для подражания.

Сделайте вывод путем обращения из следующих посылок.

1. Иногда студенты являются хорошими рассказчиками.

2. Никогда не удается совершить все задуманное.

3. Ничто не вечно под луной.

4. Любой человек способен на поступок.

5. Все студенты обязаны сдавать экзамены.

6. Иногда заблуждения кажутся непререкаемой истиной.

7. Некоторые преподаватели - зануды.

8. Все люди грешны.

9. Ночью все кошки серы.

10. Многие французские рыцари носили плюмаж из страусиных перьев.

II. Сделайте вывод путем противопоставления предикату из следующих посылок.

1. Все поэты - романтики.

2. Экономическая политика государства должна обязательно быть разумной.

3. Некоторые студенты не являются атеистами.

4. Ни один студент не является абсолютно бесталанным человеком.

5. Все чудеса необъяснимы.

6. Мудрость не может не приносить пользу.

7. Нельзя забыть всё.

8. Всякая любовь возвышает человека.

9. Некоторые лучи не увидишь невооруженным глазом.

10. Ни один вопрос не должен оставаться без ответа.

III. Если это возможно, сделайте вывод путем превращения, обращения и противо-поставления предикату из каждой предложенной посылки.

1. Счастливые часов не наблюдают.

2. Бывают очень интересные игры.

3. Некоторые преступники - невменяемые люди.

4. Нужно соблюдать порядок проезда в общественном транспорте.

5. Занятия логикой имеют практическое значение.

6. Никто не свободен.

7. Фамильярность ведет к неуважению.

8. Ненадежно всё, ещё не совершившееся.

9. Творчество гениев - бесценно.

10. Не всякая демократия является совершенной властью.


Упражнение 28. Используя таблицы истинности и отношения равносильности суждений, решите задачи.

1. На столе лежат 4 карточки: А, В, 4, 5. На каждой карточке с одной стороны написана буква, с другой число. Какие карточки нужно перевернуть, чтобы доказать или опровергнуть утверждение: "Если на одной стороне карточки гласная, то на другой - чётное число"?


2. В уголовном деле есть двое подозреваемых: гр. А и гр. В. Допросили четырех свидетелей. Первый свидетель сказал: "Гр. А не виноват". Второй свидетель сказал: "Гр. В не виноват". Третий свидетель сказал: "По меньшей мере один из предыдущих свидетелей сказал правду". Четвертый свидетель сказал: "Третий свидетель лжет". Как выяснилось в ходе следствия, прав был четвёртый свидетель. Виновен ли кто-нибудь из подозреваемых?

3. Кто из студентов А, В, С или Д - отличник, если известно, что: если А отличник, то и В тоже отличник; неверно, что В - отличник, а С - не отличник; неверно, что если Д - отличник, то отличник и С.

4. Следователь допрашивал трех свидетелей: гр. А, гр. В и гр. С. Их показания противоречили друг другу, и каждый обвинял кого-либо во лжи. Гр. А говорил, что нельзя верить гр. В; гр. В утверждал, что лжет гр. С; а гр. С говорил, что нельзя верить ни гр. А, ни гр. В. Следователь установил истину, не задавая вопросов. Кто из свидетелей говорил правду?

5. Обвиняемые гр. А, гр. В, гр. С дали следующие показания: гр. А: гр. В - виновен, а гр. С - не виновен; гр. В: если виновен гр. А, то виновен и гр. С; гр. С: я - невиновен, но из двух других обвиняемых хотя бы один виноват. Установите: а) могут ли быть истинными показания всех обвиняемых; в) если все трое невиновны, то чьи показания ложны; с) если невиновный говорит истину, а виновный лжет, то кто невиновен и кто виноват.



Упражнение 30. Используя логику вопросов и ответов и таблицы истинности сложных суждений, решите задачи.

1. На экзамене преподаватель предлагает студенту 5 высказываний, относительно которых нужно ответить, истинны они или ложны. Студент знает, что преподаватель всегда дает истинных утверждений больше, чем ложных, и никогда не задает 3 вопроса, требующих одинакового ответа подряд. Из содержания первого и последнего высказывания ясно, что на них должны быть разные ответы. Единственный вопрос, ответ на который знает студент, - второй. Но уже одно это гарантирует ему правильные ответы на все вопросы. Что знает студент о втором вопросе? Какими должны быть ответы на остальные вопросы?


2. Студент, изучавший логику, попал в плен к дикарям и был заключен в темницу, имеющую два выхода. Вождь дикарей предложил пленнику шанс на спасение. Он сказал: "Один выход из темницы ведет на свободу, другой - на верную смерть. Два моих воина могут помочь тебе сделать выбор. Они ответят "да" или "нет" на один твой вопрос, любой, какой ты пожелаешь задать. Но один из моих воинов всегда говорит только правду, а другой постоянно лжет." Студент задал вопрос, после которого безошибочно вышел на свободу. Что это был за вопрос?


3. На одном острове жили люди, говорящие только правду, и лжецы. Приехавший туда путешественник задал вопрос первому встречному жителю: кто он? "Я говорю только правду", - ответил туземец. Тогда путешественник попросил туземца быть его проводником. Вскоре они встретили еще одного жителя острова. Путешественник попросил своего проводника узнать, правду ли говорит встреченный туземец. Проводник узнал и сказал, что второй туземец утверждает, что он тоже говорит только правду. После этого путешественник понял, можно ли доверять своему проводнику. Кем был проводник: человеком, который говорит правду, или лжецом?



4. Странник шел из Багдада в Бухару. За одним селением путь раздваивался: одна дорога вела в Бухару, другая - в пустыню. По какой дороге нужно идти, знали лишь местные жители. Но о них шла молва, что одни всегда говорят только правду, а другие - только ложь, причем и те и другие славятся своей неразговорчивостью и на все вопросы отвечают лишь "да" или "нет". Странник сумел узнать, какая из двух дорог ведет в Бухару. Для этого ему понадобилось задать всего один вопрос первому встречному жителю селения. Что это был за вопрос?