Файл: Теории происхождения права (Первые письменные источники права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический характер, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты. Даёт возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет чётче определить все свойственные им функции – основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Право, как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм.

При рассмотрении проблем возникновения государства и права важно учитывать то, что сам процесс появления государства и права не однозначен. С одной стороны, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права на общественной арене. Это процесс формирования государственно-правовых явлений, институтов и учреждений, на основе разложившихся по мере развития общества до государственных и, соответственно, до правовых явлений, институтов и учреждений. А с другой стороны, необходимо выделять процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на базе ранее существовавших, но по каким-то причинам ушедших с общественно-политической сцены государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.

Термин «право» во всех языках мира довольно многозначен, поэтому так или иначе отражает многообразные проявления этого многостороннего феномена общественной жизни. Сложная внутренняя структура правовой материи дает нам основание говорить о многогранности каждого отдельного элемента правового пространства и показать различные аспекты и значения этого социального явления.

Выбирая данную тему для написания курсовой, я руководствовалась, прежде всего ее актуальностью. Ни для кого не секрет, что право- важнейший регулятор общественных отношений, без правильного функционирования которого не возможна нормальная жизнедеятельность любого общества. К тому же право — наиболее значимый компонент юриспруденции. От его понимания во многом зависит постановка задачи научных исследований, а также общая ориентация юридической практики. Но чтобы понять такое сложное общественное явление, как право, необходимо обратиться к его истокам, исследовать процесс его формирования и дальнейшего развития на первоначальном этапе общественной формации.


Прежде всего я поставила перед собой проблему: рассмотрение вопросов о появлении права и о его функционировании. Решая данную проблему, необходимо рассмотреть три вопроса относительно происхождения права:

1. Понятие права

2. Теории происхождения права

3. Первые письменные источники права.

Целью данной курсовой работы является желание выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Понять, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, чтобы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.

Предметом курсовой работы является правовая сторона определения права и его источники.

Задачи курсовой работы, следующие:

- рассмотреть причины возникновения права;

- проанализировать развитие подходов к пониманию права;

- определить современное понимание права в российской науке;

- рассмотреть теории происхождения права, его генезис;

- выявить основные характеристики права в объективном свойстве и социальной ценности права.

В работе использованы материалы таких авторов, как Исаев И.А., Черниловский З.М., Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А. и другие. Курсовая работа состоит из трех глав, названия глав соответствуют о своем содержании.

Глава 1. Понятие права

1.1 Социальные нормы первобытного общества

Каждый человек сознательно или бессознательно руководствуется в своей деятельности определенными правилами, то есть образцами должного поведения, моделями. Эти правила разнообразны как по содержанию (регулируют отношения людей в различных сферах общественной жизни — бытовые, семейные, по поводу собственности, осуществления политической власти и т. д.), так и по способам возникновения. Без существования правил, регулирующих поведение людей, было бы невозможным и существование общества.

Внутренне присущим признаком любой социальной общности, любого человеческого общества являются урегулированность общественных отношений. Возьмем ли мы первобытное общество, современное, либо те или иные формальные и неформальные объединения людей, мы всегда обнаружим тот или иной порядок.


Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и возникновение групп (слоев, классов, каст) с противоположными интересами привело к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Экономический базис классового общества требовал новых обязательных норм, установленных и охраняемых государством. Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Они выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом.

До недавнего времени считалось, что социальные нормы возникли, прежде всего, в силу материальных, экономических предпосылок. Так, Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней стадии развития общества возникали потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. То правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом»

Другие, становясь сегодня на позиции тотального отрицания марксизма, отрицают и материальные предпосылки возникновения социальных норм.

Присваивающая система хозяйства, характерная для первоначального этапа развития первобытного общества, объективно не нуждалась в учете вклада каждого члена общества в результаты конкретной охоты, занятия рыболовством, в другие способы добывания пищи, и обеспечение жильем. Не было в присваивающем хозяйстве и какого-либо нормирования затрат времени на участие того или иного члена общины в этих процессах. Регулятивным фактором для таких затрат выступали только половозрастная структура общины, клана, локальной группы, экологическое состояние среды, возможности и потребности самих общин охотников, рыболовов и собирателей, умение и опыт отдельных членов общины. Вместе с тем широкое распространение и использование приобретают в таких обществах и регулятивные начала, формировавшиеся в ходе самоорганизации человечества. Эта регуляция обеспечивает существование и воспроизводство конкретных общин, кланов, групп. Это правила смягчения агрессивных столкновений между группами, организации семейно-брачных отношений, закрепления половозрастного деления, взаимопомощи, организации совместных охот, рыболовного промысла, распределения пищи, санитарно-гигиенические правила, нормы функционирования потестарных органов управления, процедуры разрешения споров и т. п. Эти регулятивные начала имеют одну суть: они направлены на гармоничное существование человека в природной среде, на его воспроизводство как биологического вида. И в этой связи надо отметить, что социальные нормы присваивающей экономики имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты, составляли достаточно сложную регулятивную систему. В производящем хозяйстве дело обстоит принципиально иначе. К IV- III тыс. до н.э. самоорганизационные процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними сменяются сознательным регулированием организации сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства, мореплавания, ирригационного строительства и т. п. Возникает необходимость регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение, распределение и обмен уже появившегося прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности. Появляется объективная необходимость нормировать, а, следовательно, и учитывать, трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов. Без такого нормирования и учета общества производящей экономики попросту не смогли бы существовать. Как верно отметил Ф. Энгельс, «на известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».


По содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.

Существуют различные подходы к оценке регулятивной системы первобытных обществ. Один из подходов обосновывает И. Ф. Мачин. По его мнению, при характеристике норм социальной регуляции первобытного общества вполне допустимо использовать понятие обычного права. Под обычным правом он понимает самостоятельный исторический тип права наряду с такими выделяемыми в последнее время типами права, как сословное право, социальное право. Синонимами термина «обычное право» могут служить термины «архаическое право», «традиционное право».

С таким подходом не все согласны. Так, по мнению В. П. Алексеева и А. И. Першица, неправомерным является использование понятия обычного права применительно к первобытным обществам. С их точки зрения (а это и есть второй подход) нормами социальной регуляции первобытного общества были мононормы. Впервые понятие «мононорма» ввел видный советский специалист по этнографии А. И. Першиц: «Мононорма (от греч. monos- один, единый и лат. norma- правило) — обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности и этикета" [7, c. 335]

Мононормы отличаются от права, которое как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме. Отличаются они и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций. Нельзя мононормы делить и на институциональные, т. е. выработанные и санкционированные особыми органами, и не институциональные, т. е. выработанные и выполняемые одними и теми же общностями. Мононормы содержат и те и другие основы своего появления, тогда как право — продукт в основном институционального, а мораль — не институционального происхождения.

Система социального регулирования, складывающаяся из мононорм, уже отличалась известными особенностями по своим регулятивным свойствам, в частности — по тому, что в ней уже были различимы запреты, дозволения, позитивные обязывания, и по тому еще, как и в какой последовательности они складывались и выражались в социальной жизни. В сознании первобытного человека не могло возникнуть вопроса, какой именно социальной нормой в данном случае он руководствуется, но это не значит, что с позиции современных представлений нельзя достаточно отчетливо выделить основные разновидности социальных норм того периода времени.


Более сложен вопрос о времени и механизмах возникновения мононорм. На этот счет имеется три основных взгляда. Согласно первому из них, для развития которого особенно много сделал Ю. И. Семенов, первые нормы, призванные сплотить древнейшие коллективы сексуальными и пищевыми запретами, появляются в первобытном человеческом стаде в процессе изживания зоологического индивидуализма животных предков человека. Возникновение запретов в форме табу относится ко времени существования раннего стада архантропов. Противоположен этому второй взгляд, согласно которому нормы поведения людей непосредственно вырастают из инстинктов их животных предков. Его наиболее видные приверженцы -- биологи К. Лоренц за рубежом и В. П. Эфроимсон в СССР. Склоняется к нему и С. А. Токарев, по мнению которого коллективистические нормы уже древнейших людей генетически связаны со стадными инстинктами животных. «Моральные правила-- нормы поведения, -- пишет он, -- вырастали из стихийной потребности людей держаться вместе и действовать сообща -- потребность, унаследованная от животных предков, живших стадами и поэтому обладавших стадными инстинктами».

Есть и третья, промежуточная точка зрения, синтезирующая то рациональное, что содержится в двух первых. Ее развивает А. Г. Спиркин, считающий, что нормы поведения, хотя и имели своим биологическим истоком стадные инстинкты и навыки высших животных, могли возникнуть только в социальных условиях.

В пользу этого взгляда говорят не только логические соображения, но и палеоантропологии и археологии -- восстанавливаемая по эидокранам степень социальности, находки скелетных остатков с прижизненными увечьями, первые указания на существование искусственных коллективных жилищ и таких форм общественного сознания, как религия и искусство, пока датируемые эпохой от конца нижнего до рубежа верхнего палеолита.

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные предписания агрокалендари.

Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Стоит заметить, что они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.

Нормы первобытной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на базе первобытных представлений о добре и зле.