Файл: Теория государства и права ( Структура органов местного самоуправления: правовое регулирование, порядок формирования).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Структура органов местного самоуправления: правовое регулирование, порядок формирования
1.1 Система органов власти и местного самоуправления Российской Федерации
1.2. Состав органов местного самоуправления в Российской Федерации и порядок их формирования
1.3. Представительный орган в системе органов местного самоуправления
2.1. Система оценки эффективности органов местного самоуправления
2.3. Делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления
Местное самоуправление, являясь одной из эффективных форм децентрализации власти в государстве, хоть и призвано, в первую очередь, разрешать вопросы местного значения, но не должно быть ограничено ими. Возможность передачи отдельных государственных полномочий закреплена Конституцией РФ в ст. 132. При этом делегирование осуществляется только на основании закона и при условии передачи органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых средств. Органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами муниципалитетов отдельных государственных полномочий и вправе давать им письменные предписания по устранению выявленных нарушений.
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» детализирует положения Конституции РФ, определяя порядок передачи государственных полномочий органам местного самоуправления. Согласно нему делегирование возможно только на основании федерального закона, а также закона субъекта РФ. Последнее предполагает неравный объём делегированных полномочий у органов муниципальной власти в разных регионах России.
Как известно, в административном праве существуют процедуры, схожие с делегированием в муниципальном праве. Это заключение договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также заключение соглашений между исполнительными органами на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. Одним из главных различий данных правовых механизмов от делегирования полномочий органам местного самоуправления, помимо субъектного состава, является наличие волеизъявления обеих сторон. В случае передачи ряда государственных функций органам муниципальной власти, согласие последних не требуется и не учитывается.
Интересен вопрос о возможности делегирования органам местного самоуправления полномочий, переданных органам государственной власти субъекта РФ органами государственной власти федерального уровня в соответствии с договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Ответ следует искать в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который допускает такие схемы делегирования[35].
Однако возникает вопрос о целесообразности данных способов передачи, ведь, как правило, осуществление полномочий, делегированных органами федерального уровня органам регионального уровня, требует значительных финансовых затрат, материальных ресурсов, наличия большого и разветвлённого аппарата служащих, что практически неосуществимо для большинства муниципальных образований. Более того, в такой ситуации вполне можно будет говорить о перекладывании ответственности на самое слабое и незащищённое звено публичной власти - на органы муниципалитетов. При этом Закон о местном самоуправлении не запрещает передачу органам местного самоуправления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов РФ[36].
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Главой 4 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая содержит всего три статьи: о порядке наделения и осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и о контроле за реализацией этих полномочий со стороны государства. Очевидно, этих правовых норм недостаточно для полноценного и эффективного регулирования делегирования полномочий. Пробелы в законодательстве создают почву для разночтений. Для единообразного применения механизма передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления на законодательном уровне необходимо разрешить ряд проблем.
Во-первых, остаётся недостаточно разработанным вопрос о допустимых пределах передачи государственных полномочий муниципальным органам власти. Бесспорно, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» точно и чётко устанавливает перечень государственных полномочий субъекта РФ, который может выступать объектом процедуры делегирования[37]. Однако, ситуация с процессом передачи на федеральном уровне иная. Перечень полномочий, подлежащих делегированию со стороны федеральных органов государственной власти органам местного самоуправления, определяется большим массивом различных нормативных правовых актов, например, Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан», Федеральным законом «О безопасности» и другими законодательными актами в различных сферах. Очевидно, что регулирование данных вопросов бланкетными нормами затрудняет применение положений о делегировании на практике, не позволяет создать общую картину о полномочиях местного самоуправления в целом.
Во-вторых, согласно п. 3 ст. 19 Закона о местном самоуправлении государственные полномочия, переданные для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из формулировки мы видим, что норма представляет собой общее правило, специальное же правило может быть установлено отдельными нормативными правовыми актами на уровнях Федерации и субъекта РФ. Вполне логичным и закономерным является вопрос о возможности передачи делегированных государством полномочий уже со стороны органов муниципальных районов и городских округов органам местного самоуправления сельских поселений и внутригородских муниципальных образований соответственно.
Решением вышеуказанных проблем, на наш взгляд, может стать принятие отдельного нормативного правового акта, регулирующего разные аспекты передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления в Российской Федерации. В юридической литературе высказывается мнение, согласно которому такой закон должен закреплять принципы ограниченности предмета наделения государственных полномочий, срочности их исполнения, полного финансового обеспечения со стороны государства в целях осуществления данных полномочий, а также принцип целесообразности государственного контроля за их выполнением.
Выводы
Проблемы делегирования отдельных государственных полномочий является частью более общей проблемы, а именно проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Точно определить перечень полномочий, которые могут выступать объектом делегирования, порядок их передачи, финансирование их осуществления и ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнений таких полномочий поможет издание отдельного нормативного правового акта.
Считаем обоснованным с учетом полномочий и задач ОМС, отраженных в действующих нормативных актах, но не включенных в методику оценки, рассмотреть возможность внесения в перечень оценки следующих показателей:
1. Удельный вес муниципальных услуг, оказанных в электронном виде. Доля населения, зарегистрированного на портале госуслуг.
2. Ввод новых рабочих мест.
3. Уровень газификации жилищного фонда.
4. Охват индивидуального жилого сектора организованной системой вывоза твердых бытовых отходов.
5. Охват населения территориально-общественным самоуправлением.
Используемая в настоящее время система оценки акцентирует внимание только на тех изменениях, которые субъект управления производит во внешней среде, не охватывает внутреннюю эффективность, то есть параметры самой организации.
Она характеризует процесс выработки, принятия и исполнения решений в рационально организованном управлении.
В целом внедрение механизма оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления имеет положительное значение в организации их работы, но вместе тем действующая методика нуждается в корректировке и совершенствовании с учетом практики ее применения.
Заключение
Институт местного самоуправления является фундаментом любой демократической системы, его развитие позволяет гарантировать стабильность в политической и экономической сферах общества, так как он находится на уровне, максимально приближённом к населению. Институциональная организация органов муниципальной власти нуждается в дальнейшей модернизации как части процесса демократизации общественной и политической систем страны, цель которой состоит в повышении уровня качества жизни и благосостояния граждан.
При всем многообразии моделей местного самоуправления, их подвидов, всех их можно отнести, на наш взгляд, к двум группам. Первая группа та, при которой органы местного самоуправления достаточно свободны и имеют автономию. Вторая группа объединяет те государства, местное самоуправление которых подчинено вышестоящему государственному аппарату, такие органы местного самоуправления практически не осуществляют реальное управление на своей территории и под свою ответственность, за все решения отвечает центр.
В современном мире не совсем правильно создавать жесткие рамки для органов местного самоуправления и тем самым уничтожать их инициативу в оперативном разрешении вопросов местного характера. Государство должно признавать автономию ее округов, штатов, областей. И такая автономия должна быть не просто декларативной, но и реально осуществляться органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Согласно ст. 34 Федерального закона в структуре органов местного самоуправления наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) обязательно, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом № 131-ФЗ. Возглавляет местную администрацию глава местной администрации на принципах единоначалия (ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ).
На основании п. 4 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования должен определять структуру и порядок формирования органов местного самоуправления. Именно в уставе муниципального образования устанавливается, каким органом руководит глава муниципального образования в муниципальном образовании – представительным органом или местной администрацией.
Проблемы делегирования отдельных государственных полномочий является частью более общей проблемы, а именно проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Точно определить перечень полномочий, которые могут выступать объектом делегирования, порядок их передачи, финансирование их осуществления и ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнений таких полномочий поможет издание отдельного нормативного правового акта.
Считаем обоснованным с учетом полномочий и задач ОМС, отраженных в действующих нормативных актах, но не включенных в методику оценки, рассмотреть возможность внесения в перечень оценки следующих показателей:
1. Удельный вес муниципальных услуг, оказанных в электронном виде. Доля населения, зарегистрированного на портале госуслуг.
2. Ввод новых рабочих мест.
3. Уровень газификации жилищного фонда.
4. Охват индивидуального жилого сектора организованной системой вывоза твердых бытовых отходов.
5. Охват населения территориально-общественным самоуправлением.
Используемая в настоящее время система оценки акцентирует внимание только на тех изменениях, которые субъект управления производит во внешней среде, не охватывает внутреннюю эффективность, то есть параметры самой организации.
Она характеризует процесс выработки, принятия и исполнения решений в рационально организованном управлении.
В целом внедрение механизма оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления имеет положительное значение в организации их работы, но вместе тем действующая методика нуждается в корректировке и совершенствовании с учетом практики ее применения.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации - 04 августа 2014 года - № 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». — 2003. — № 40. — Ст. 3822.
- Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.
- Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов : Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 18. Ст. 2003.
- Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1331‑р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 39. Ст. 4455.
- Устав Чебаркульского городского округа Челябинской области // Приложение к газете «Южноуралец». – 2008. – № 144/1.
- Астахова В. С. Правовое положение органов местного самоуправления в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. — 2018. — № 5 (18). — С. 46-50.
- Жеребцов А. Н., Павлов Н. В. Административная правоприменительная практика: теоретический и практический аспекты: монография, 2018.
- Зюзин С. Ю. Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти // Управление стратегическим развитием территорий: сборник научных трудов. Саратов, 2016. С. 7-10.
- Иванчина М. В. Реализация полномочий органов местного самоуправления в РФ // Наука. Общество. Государство. — 2018. — № 4(8). — С. 1-10.
- Ильичев И. Е. Надзор и контроль в системе безопасности муниципальных органов // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2018. — № 1. — С. 15-20.
- Казанцева О. Л. Формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (система, содержание) // Известия Алтайского государственного университета. — 2017. — С. 106-110.