Файл: Учет поступления основных средств (Исследование нормативной базы по учету основных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В бухгалтерском учете к основным средствам относится имущество, удовлетворяющее условиям, закрепленным п.4 ПБУ 6/01. К основным средствам относятся объекты, если они используются в производстве продукции или оказании услуг, используются дольше двенадцати месяцев, будут приносить организации доход и не будут в обозримом будущем проданы.

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01 основные средства - это здания, оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты [10].

В зависимости от назначения в производственно – хозяйственной деятельности основные средства подразделяются: на производственные и непроизводственные.

К основным средствам производственного назначения на предприятии производственная аппаратура, инструменты, транспортные средства, предназначенные для производственного процесса.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств – это сумма фактических затрат предприятия на их приобретение, сооружение.

Восстановительная стоимость основных средств – это стоимость их воспроизводства на определенную дату. Она определяется путем переоценки основных средств с использованием индексного метода и метода прямой оценки основных средств по рыночным ценам.

Остаточная стоимость основных средств – это стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете за минусом величины амортизации.

Задачей бухгалтерского учета основных средств на предприятии является обеспечение правильного оформления документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннее перемещение, выбытие, достоверное определение результатов от выбытия основных средств, полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств, в рабочем состоянии.

Единицей учета основных средств на предприятии является инвентарный объект, со всеми принадлежностями и приспособлениями.

В бухгалтерском учете наиболее распространена группировка объектов основных средств по отраслевому признаку, видам и назначению, принадлежности пользователю и степени использования.

Основные средства в учете подразделяются по принадлежности на собственные, принадлежащие организации и арендованные, то есть находящиеся во временном пользовании за определенную плату.

По степени использования основные средства подразделяются в учете: на действующие, бездействующие и находящиеся в запасе. В данном предприятии все основные средства действующие.


Классификация по видам основных средств, в зависимости от натурально-вещественного состава и целей использования объектов, является основой аналитического учета основных средств.

При определении состава основных средств по видам предприятие руководствуется Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

Общие принципы ведения учета основных средств, установлены бухгалтерским и налоговым законодательством. Законодательство дает возможность предприятиям разрабатывать учетную политику, чтобы вести бухгалтерский учет объектов в таком же порядке, что и налоговый.

Основные средства на предприятии принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат предприятия на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иными договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогические платежи, произведенные в связи с приобретением прав на объект основных средств; таможенные пошлины; невозмещаемые налоги; фактические затраты на доставку объектов и приведение их в соответствие, пригодное для использования; суммовые разницы, увеличивающие или уменьшающие затраты на объекты, возникающие в случае, когда оплата производится в условных денежных единицах.

Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.

Учет наличия и движения основных средств, принятых на баланс организации, ведется на активном счете 01«Основные средства».

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, реконструкции отражается по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 3.


Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. Аналитического учет предприятия обеспечивает возможность получения данных наличия движения основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчетности.

Изменение первоначальной стоимости при переоценке соответствующих объектов отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 83 «Добавочный капитал».

В коммерческих организациях основные средства могут поступать в порядке вклада учредителей. В этом случае их регистрируют в учете бухгалтерской записью по дебету счета 75/1 – с кредита счета 80 –отражена задолженность учредителей по их вкладам, Дт счета 08 – Кт счета 75/1 – погашена задолженность учредителей в уставный капитал, Дт счета 01 – Кт счета 08 – Основные средства введено в эксплуатацию.

Оценка таких объектов и целесообразность их оприходования для зачисления в качестве вклада должна быть согласована со всеми учредителями и отражена в протоколе собрания акционеров.

Основные средства, приобретенные за плату, приходуются по договорной или рыночной цене покупки с добавлением расходов по доставке и установке до момента ввода объекта в эксплуатацию. Предварительно отражаются все перечисленные выше затраты по приобретению до их оплаты: дебет счета 08 «Капитальные вложения» кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а затем их погашение: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредит счета 51 «Расчетный счет».

Оприходование основных средств, ранее приобретенных организацией для предоставления за плату во временное пользование другим организациям по первоначальной стоимости; переход арендованного предприятия в собственность арендатора после выкупа; возврат лизингового имущества и прекращение его использования для лизинговой деятельности (у лизингодателя) отражаются бухгалтерской проводкой по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 03 «Доходные вложения в материальные активы»

Нормативной базой учета данных операций является приказ Минфина РФ от 17.02.97 г. №15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (по заключению Минюста от 07.03.97г. № 07.02-232-97), указанный документ в государственной регистрации не нуждается.

Если предмет основных средств поступает на предприятие в качестве дара и безвозмездно, его первоначальная стоимость для постановки на бухгалтерский учет определяется по текущей рыночной цене. В соответствии с Положением 9/99 «Доходы организации», сумма безвозмездно полученного основного средства является доходом предприятия в течение всего срока его полезного использования. Приемка такого объекта и дальнейшая его эксплуатация оформляется в бухгалтерском учете при помощи совокупности проводкой дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счета 98/ «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления»- на сумму рыночной цены объекта;


Согласно акта приемки на первоначальную стоимость принятых к учету объектов делают запись по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств».

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации рыночная стоимость безвозмездно полученных объектов основных средств признается доходом в момент подписания акта приемки – передачи. В связи с этим следует начислять в бюджет постоянное налоговое обязательство проводкой по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» субсчет «Постоянные налоговые обязательства» с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 4 «Расчеты по налогу на прибыль».

Начиная со следующего месяца за месяцем принятия объекта к учету начинается равномерное списание рыночной стоимости объекта на доходы текущего месяца, что отражается проводкой по дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» в и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Во избежание двойного налогообложения к счету 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» следует открыть налоговый регистр «Постоянные разницы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль» и сделать проводку по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 4 «Расчеты по налогу на прибыль» с кредита счета 99 «Прибыли и убытки» субсчет «Постоянные налоговые активы».

Приобретение оборудования за плату у других организаций и лиц отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Принятие к бухгалтерскому учету оборудования, внесенного учредителями в счет их вкладов в уставный капитал организации, отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

Бухгалтерская служба осуществляет общий контроль, за своевременной оплатой счетов по приобретаемым основным средствам, за их оприходованием, правильным начислением амортизационных отчислений, выявлением резервов.

2.2 Инвентаризация основных средств

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета основных средств, предприятие обязано проводить инвентаризацию.

Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия или эксплуатации. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждом из них) проведения инвентаризации определяется руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. По действующим положениям она должна проводиться при передаче имущества (в аренду, при продаже), при преобразовании организации, в случаях стихийных бедствий.


В ходе инвентаризации проверяется достоверность учетных данных и соответствие их фактическому наличию основных средств, определяется комплексность, техническое состояние, степень использования по назначению основных средств и производится их оценка.

Для проведения инвентаризации приказом по предприятию создается инвентаризационная комиссия. До начала инвентаризации проверяют наличие и состояние инвентарных карточек, технических паспортов или другой технической документации, документов на сданные и принятые в аренду объекты, подготавливают необходимую документацию (бланки, формы актов, инвентарных описей), уточняют перечень основных средств по местам нахождения.

Члены комиссии в присутствии должностных лиц и материально ответственных лиц осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным номерам. при инвентаризации зданий, сооружений и других объектов недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение этих объектов в собственности предприятия.

Отдельно записывают выявленные при инвентаризации неучтенные объекты, а также непригодные для эксплуатации и восстановления основные средства.

Основные средства, которые ко времени инвентаризации находятся вне территории организации (транспортные средства, отбывающие в длительные рейсы) инвентаризируют до их выбытия.

Объекты, не числящиеся в учете, отражаются в описи по восстановительной стоимости с учетом рыночных цен.

Величину их изношенности определяют по фактическому состоянию объекта в процентах от установленной стоимости. Одновременно выявляются, когда и по чьему распоряжению возведены или приобретены неучтенные объекты, куда списаны соответствующие затраты.

Если в ходе инвентаризации выявлены не отраженные в учете капитальные ремонтные работы, увеличивающие балансовую оценку основных средств, или обнаружена частичная ликвидация объектов, уменьшающая их инвентарную стоимость, комиссия должна составить отдельный акт. В акте указывают сумму дооценки или уменьшения балансовой стоимости объектов исходя из фактических затрат на производство капитальных работ или первоначальной стоимости ликвидированной части объекта. Комиссия должна установить причины, по которым конструктивные изменения объектов основных средств не получили своевременного отражения в учете.

Акты и инвентаризационные описи подписывают члены комиссии и материально ответственные лица.