ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Проектирование информационных систем
Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 10760
Скачиваний: 8
206
Фаза
Обзор
основных
событий
Рассматриваемые
вопросы
III.
Конструиро
-
вание
IV.
Программи-
рование
V.
Оценка
VI.
Использова-
ние
верждены
Спецификации
утверждены
Испытания
начаты
Распространение
начато
Изделие
снято
1,
2,
4,
5,
6
1,
2,
8
2,
8,
9,
10
10
Ключевые
решения,
которые
должны
основываться
на
ре-
зультатах
фазового
обзора,
будут
ответами
на
следующие
во-
просы:
Фаза
I.
Следует
ли
вкладывать
ресурсы
в
продолжение
анализа
осуществимости
проекта?
Фаза
II.
Обоснована
ли
реализуемость
проекта
и
следует
ли
расходовать
средства
на
проектирование?
Фаза
III.
Удовлетворяет
ли
проект
потребностям
пользо-
вателя
в
текущий
момент
времени
и
следует
ли
выделять
сред-
ства
для
завершения
работ?
Фаза
IV.
Закончена
ли
разработка
изделия
и
можно
ли
ему
дать
объективную
независимую
оценку?
Фаза
V.
Достаточно
ли
высоко
качество
программного
изделия
для
его
поставки
пользователю?
Фаза
VI.
Можно
ли
прекратить
обслуживание
программ-
ного
изделия?
Администраторы
планирования
выступают
в
роли
орга-
низаторов
фазового
обзора.
Однако
эту
роль
могут
выполнять
и
представители
различных
конкурирующих
групп.
Независимо
от
того,
кто
проводит
обзор,
группа
планиро-
вания
обладает
решающим
голосом
в
фазовых
обзорах
I,
II,
V
и
VI.
Перечень
вопросов,
подлежащих
рассмотрению
в
каждом
обзоре,
строго
стандартизирован:
•
Строго
ли
выполняются
планы?
Окончание табл. 8.2
207
•
Строго
ли
соблюдаются
все
предварительные
техниче-
ские
условия?
•
Идет
ли
разработка
проекта
в
соответствии
с
намечен-
ным
графиком?
•
Не
превышают
ли
расходы,
связанные
с
проектирова-
нием,
определенные
статьи
бюджета?
•
Обеспечены
ли
все
необходимые
взаимодействия?
•
Существуют
ли
какие-либо
оправдания
замеченным
нарушениям?
•
Каков
элемент
случайности,
присутствующий
в
пла-
нах?
•
В
чем
состоят
основные
трудности?
•
Каковы
возможные
пути
преодоления
основных
труд-
ностей?
•
С
каким
риском
связано
продолжение
работ?
•
С
каким
риском
связано
прекращение
работ?
•
Удовлетворяет
ли
программное
изделие
в
его
нынеш-
нем
виде
текущим
требованиям?
Когда
эти
вопросы
изучены,
определяются,
согласовыва-
ются
и
предпринимаются
необходимые
действия.
Набор
этих
действий
также
стандартизован:
•
Продолжение
работ
по
плану.
•
Пересмотр
планов
и
спецификаций
с
последующим
продолжением
работ
согласно
новым
установкам.
•
Ввод
в
действие
планов
в
случае
непредвиденных
об
-
стоятельств
для
обеспечения
возможности
возврата
к
исходным
спецификациям,
графикам
работ
и
сметам
затрат.
•
Прекращение
работ.
Проведение
фазовых
обзоров
упрощается
за
счет
исполь-
зования
стандартного
обслуживания
механизма
обсуждения.
Некоторые
вопросы,
поднимаемые
в
фазовых
обзорах,
относят-
ся
к
сфере
текущей
интерпретации
предварительных
соглаше-
ний.
Всякое
несоответствие
должно
устраняться
по
ходу
его
обнаружения.
Следует
помнить,
что
соглашение
о
требованиях
всегда
должно
правильно
отражать
реальную
ситуацию,
а
спе-
цификации
должны
быть
в
любой
момент
времени
закончен-
208
ным
документом,
который
правильно
описывает,
что
представ-
ляет
собой
программное
изделие.
Управление
программным
изделием
основано
на
осуще-
ствлении
контроля
и
сведении
балансов:
группа
планирования
постоянно
следит
за
расхождением
между
реальным
положени-
ем
дел,
связанных
с
проектированием
программного
изделия,
планами
и
спецификациями.
Механизм
рассмотрения
и
утвер-
ждения
должен
обеспечивать
возможность
выявления
расхож-
дений
и
последующее
их
устранение.
Технические
советы,
объ-
единенные
комиссии
и
фазовые
обзоры
как
раз
и
являются
та-
ким
механизмом.
8.3
Организация
разработки
программного
изделия
Под
управлением
проектом
мы
будем
понимать
управле-
ние
достижением
требований,
предъявляемых
к
программному
изделию
на
основании
использования
матричной
структуры
связи
функций
и
проектов.
В
этой
матрице
каждой
функции
соответствует
группа
руководителей,
несущих
ответственность
за
ее
выполнение
наилучшим
образом,
каждому
программному
изделию
соответствует,
в
свою
очередь,
группа
руководителей,
внимание
которых
сосредоточено
только
на
данном
программ-
ном
изделии
(рис.
8.6).
Администратор
проекта
(руководитель)
занят
одним-
единственным
проектом,
каждая
функция
которого
охватывает
несколько
индивидуальных
разработок.
Администратор
изделия
регулирует
степень
участия
каж-
дой
функциональной
группы
в
разработке
программного
изде-
лия,
успешность
которой
определяется,
прежде
всего,
степенью
соблюдения
ранее
установленных
технических
требований
и
целей,
допустимых
границ
затрат.
Обычно
он
начинает
выпол-
нять
свою
роль,
начиная
с
фазы
анализа
осуществимости
и
до
окончания
фазы
оценки.
Администратор
—
это,
обычно,
со-
трудник
подразделения
разработки,
хорошо
понимающий
рабо-
ты,
выполняемые
другими
людьми
и
подразделениями
(часто
бывает,
что
он
несет
ответственность
за
все,
не
имея
полномо-
чий).
209
Рис.
8.6
—
Схема
матричного
управления
проектом
В
матричной
структуре
каждый
разработчик
имеет
двух
начальников.
Однако
именно
матричная
структура
наиболее
эффективна
для
управления
такими
непредсказуемыми
процес-
сами,
как
разработка
программ.
8.3.1 Организация разработки программного изделия
в фазе исследований
Затраты
труда
при
реализации
функций
разработки
от-
дельного
программного
изделия,
согласно
кривой
Релея,
имеют
максимальное
значение
в
фазах
проектирования
и
программи-
рования.
Осуществление
функций
разработки
начинается
в
фазе
исследований
с
того
момента,
когда
будет
признана
необходи-
мость
создания
конкретного
программного
изделия.
В
этом
слу-
чае
план
—
это
план
завоевания
рынков
сбыта,
план
выпуска
серии
программных
изделий
и
бюджет.
Основной
параметр
этих
планов
—
срок,
к
которому
возникает
необходимость
в
данном
программном
изделии.
Первая
задача,
выполняемая
в
Индивиду-
альный
проект 1
Индивиду-
альный
проект 2
Индивиду-
альный
проект 3
Разработ-
чики
Индивиду-
альный
проект 1
Индивиду-
альный
проект 2
Индивиду-
альный
проект 3
Обслужи-
вание
Индивиду-
альный
проект 1
Индивиду-
альный
проект 2
Индивиду-
альный
проект 3
Выпуск до-
кументации
Индивиду-
альный
проект 1
Индивиду-
альный
проект 2
Индивиду-
альный
проект 3
Испытания
Индивиду-
альный
проект 1
Индивиду-
альный
проект 2
Индивиду-
альный
проект 3
Сопровож-
дение
Общее ру-
ководство
А
дм
инис
-
тр
ат
ор
1
А
дм
инис
-
тр
ат
ор
2
А
дм
инис
-
тр
ат
ор
3
210
рамках
разработки,
состоит
в
том,
чтобы
определить,
когда
сле-
дует
начать
разработку
изделия,
чтобы
обеспечить
его
готов-
ность
к
моменту,
когда
в
нем
возникнет
необходимость.
Функ-
ция
разработки
предусматривает
согласование
момента
начала
проектирования
с
возможностью
выполнения
других
функций,
чтобы
гарантировать
их
совместное
обеспечение
в
процессе
проектирования.
В
рамках
функции
разработки
фиксируются
предлагаемые
сроки
начала
и
завершения
всех
видов
работ,
среди
которых
выделяют
основные
этапы
проектирования,
и
запрашиваются
ресурсы,
необходимые
для
анализа
осуществи-
мости
проекта,
—
кадры,
машинное
время,
командировки,
фон-
ды
для
проведения
консультаций.
Это
достигается
путем
со-
ставления
сметы
затрат,
в
которой
обязательно
указывается,
кто
несет
ответственность
за
выполнение
проекта
в
каждой
функ-
циональной
группе,
здесь
же
предлагается
кандидатура
руково-
дителя
проекта
в
целом.
Руководитель
проекта
(администратор)
дает
указание
выполнить
анализ
результатов
работ,
выполнен-
ных
в
фазе
I
(фазовый
обзор),
и
ходатайствует
о
соответствую-
щем
финансировании.
Обычно
администратор
ограничивается
выделением
средств
на
работы,
связанные
с
составлением
со-
глашения
о
требованиях.
Такая
мера
ограничит
трату
ресурсов,
в
которых
нет
необходимости
во
время
фазы
анализа
осущест-
вимости.
Для
правильного
принятия
решения
на
основе
результа-
тов
фазы
I
оценивается
не
только
стоимость,
но
и
календарные
сроки
проектирования.
Поэтому
один
из
участников
проекта,
ответственный
за
подготовку
соглашения
о
требованиях,
пред-
ставляет
формально
законченный
план
—
график
работ.
Этот
первоначальный
вариант
плана
должен
обязательно
фиксиро-
вать
точный
срок
представления
соглашения
о
требованиях
и
предполагаемый
срок
окончания
разработки
программного
из-
делия.
Если
на
основании
фазового
обзора
I
руководство
разре-
шает
начать
анализ
осуществимости,
выделяя
для
этого
соот-
ветствующие
ресурсы,
то
предпринимается
попытка
составить
соглашение
о
требованиях.
Формальное
составление
соглаше-
ния
о
требованиях
облегчается,
если
придерживаться
строго