Файл: Технология раработки програмного обеспечения УП.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

 
 

206 

 

 

 

Фаза

 

Обзор

 

основных

 

событий

 

Рассматриваемые

 

вопросы

 

III.

 

Конструиро

-

вание

 

IV.

 

Программи-

рование

 

V.

 

Оценка

 

 

VI.

 

Использова-

ние

 

верждены

 

Спецификации

 

утверждены

 

Испытания

 

начаты

 

Распространение

 

начато

 

Изделие

 

снято

 

 

1,

 

2,

 

4,

 

5,

 

6

 

 

1,

 

2,

 

8

 

 

2,

 

8,

 

9,

 

10

 

 

10

 

 

Ключевые

 

решения,

 

которые

 

должны

 

основываться

 

на

 

ре-

зультатах

 

фазового

 

обзора,

 

будут

 

ответами

 

на

 

следующие

 

во-

просы:

 

Фаза

 

I.

 

Следует

 

ли

 

вкладывать

 

ресурсы

 

в

 

продолжение

 

анализа

 

осуществимости

 

проекта?

 

Фаза

 

II.

 

Обоснована

 

ли

 

реализуемость

 

проекта

 

и

 

следует

 

ли

 

расходовать

 

средства

 

на

 

проектирование?

 

Фаза

 

III.

 

Удовлетворяет

 

ли

 

проект

 

потребностям

 

пользо-

вателя

 

в

 

текущий

 

момент

 

времени

 

и

 

следует

 

ли

 

выделять

 

сред-

ства

 

для

 

завершения

 

работ?

 

Фаза

 

IV.

 

Закончена

 

ли

 

разработка

 

изделия

 

и

 

можно

 

ли

 

ему

 

дать

 

объективную

 

независимую

 

оценку?

 

Фаза

 

V.

 

Достаточно

 

ли

 

высоко

 

качество

 

программного

 

изделия

 

для

 

его

 

поставки

 

пользователю?

 

Фаза

 

VI.

 

Можно

 

ли

 

прекратить

 

обслуживание

 

программ-

ного

 

изделия?

 

Администраторы

 

планирования

 

выступают

 

в

 

роли

 

орга-

низаторов

 

фазового

 

обзора.

 

Однако

 

эту

 

роль

 

могут

 

выполнять

 

и

 

представители

 

различных

 

конкурирующих

 

групп.

 

Независимо

 

от

 

того,

 

кто

 

проводит

 

обзор,

 

группа

 

планиро-

вания

 

обладает

 

решающим

 

голосом

 

в

 

фазовых

 

обзорах

 

I,

 

II,

 

V

 

и

 

VI.

 

Перечень

 

вопросов,

 

подлежащих

 

рассмотрению

 

в

 

каждом

 

обзоре,

 

строго

 

стандартизирован:

 

 

Строго

 

ли

 

выполняются

 

планы?

 

Окончание табл. 8.2 


background image

 

 

 
 

207 

 

Строго

 

ли

 

соблюдаются

 

все

 

предварительные

 

техниче-

ские

 

условия?

 

 

Идет

 

ли

 

разработка

 

проекта

 

в

 

соответствии

 

с

 

намечен-

ным

 

графиком?

 

 

Не

 

превышают

 

ли

 

расходы,

 

связанные

 

с

 

проектирова-

нием,

 

определенные

 

статьи

 

бюджета?

 

 

Обеспечены

 

ли

 

все

 

необходимые

 

взаимодействия?

 

 

Существуют

 

ли

 

какие-либо

 

оправдания

 

замеченным

 

нарушениям?

 

 

Каков

 

элемент

 

случайности,

 

присутствующий

 

в

 

пла-

нах?

 

 

В

 

чем

 

состоят

 

основные

 

трудности?

 

 

Каковы

 

возможные

 

пути

 

преодоления

 

основных

 

труд-

ностей?

 

 

С

 

каким

 

риском

 

связано

 

продолжение

 

работ?

 

 

С

 

каким

 

риском

 

связано

 

прекращение

 

работ?

 

 

Удовлетворяет

 

ли

 

программное

 

изделие

 

в

 

его

 

нынеш-

нем

 

виде

 

текущим

 

требованиям?

 

Когда

 

эти

 

вопросы

 

изучены,

 

определяются,

 

согласовыва-

ются

 

и

 

предпринимаются

 

необходимые

 

действия.

 

Набор

 

этих

 

действий

 

также

 

стандартизован:

 

 

Продолжение

 

работ

 

по

 

плану.

 

 

Пересмотр

 

планов

 

и

 

спецификаций

 

с

 

последующим

 

продолжением

 

работ

 

согласно

 

новым

 

установкам.

 

 

Ввод

 

в

 

действие

 

планов

 

в

 

случае

 

непредвиденных

 

об

-

стоятельств

 

для

 

обеспечения

 

возможности

 

возврата

 

к

 

исходным

 

спецификациям,

 

графикам

 

работ

 

и

 

сметам

 

затрат.

 

 

Прекращение

 

работ.

 

Проведение

 

фазовых

 

обзоров

 

упрощается

 

за

 

счет

 

исполь-

зования

 

стандартного

 

обслуживания

 

механизма

 

обсуждения.

 

Некоторые

 

вопросы,

 

поднимаемые

 

в

 

фазовых

 

обзорах,

 

относят-

ся

 

к

 

сфере

 

текущей

 

интерпретации

 

предварительных

 

соглаше-

ний.

 

Всякое

 

несоответствие

 

должно

 

устраняться

 

по

 

ходу

 

его

 

обнаружения.

 

Следует

 

помнить,

 

что

 

соглашение

 

о

 

требованиях

 

всегда

 

должно

 

правильно

 

отражать

 

реальную

 

ситуацию,

 

а

 

спе-

цификации

 

должны

 

быть

 

в

 

любой

 

момент

 

времени

 

закончен-


background image

 

 

 
 

208 

ным

 

документом,

 

который

 

правильно

 

описывает,

 

что

 

представ-

ляет

 

собой

 

программное

 

изделие.

 

Управление

 

программным

 

изделием

 

основано

 

на

 

осуще-

ствлении

 

контроля

 

и

 

сведении

 

балансов:

 

группа

 

планирования

 

постоянно

 

следит

 

за

 

расхождением

 

между

 

реальным

 

положени-

ем

 

дел,

 

связанных

 

с

 

проектированием

 

программного

 

изделия,

 

планами

 

и

 

спецификациями.

 

Механизм

 

рассмотрения

 

и

 

утвер-

ждения

 

должен

 

обеспечивать

 

возможность

 

выявления

 

расхож-

дений

 

и

 

последующее

 

их

 

устранение.

 

Технические

 

советы,

 

объ-

единенные

 

комиссии

 

и

 

фазовые

 

обзоры

 

как

 

раз

 

и

 

являются

 

та-

ким

 

механизмом.

 

8.3 

Организация

 

разработки

 

программного

 

изделия

 

Под

 

управлением

 

проектом

 

мы

 

будем

 

понимать

 

управле-

ние

 

достижением

 

требований,

 

предъявляемых

 

к

 

программному

 

изделию

 

на

 

основании

 

использования

 

матричной

 

структуры

 

связи

 

функций

 

и

 

проектов.

 

В

 

этой

 

матрице

 

каждой

 

функции

 

соответствует

 

группа

 

руководителей,

 

несущих

 

ответственность

 

за

 

ее

 

выполнение

 

наилучшим

 

образом,

 

каждому

 

программному

 

изделию

 

соответствует,

 

в

 

свою

 

очередь,

 

группа

 

руководителей,

 

внимание

 

которых

 

сосредоточено

 

только

 

на

 

данном

 

программ-

ном

 

изделии

 

(рис.

 

8.6).

 

Администратор

 

проекта

 

(руководитель)

 

занят

 

одним-

единственным

 

проектом,

 

каждая

 

функция

 

которого

 

охватывает

 

несколько

 

индивидуальных

 

разработок.

 

Администратор

 

изделия

 

регулирует

 

степень

 

участия

 

каж-

дой

 

функциональной

 

группы

 

в

 

разработке

 

программного

 

изде-

лия,

 

успешность

 

которой

 

определяется,

 

прежде

 

всего,

 

степенью

 

соблюдения

 

ранее

 

установленных

 

технических

 

требований

 

и

 

целей,

 

допустимых

 

границ

 

затрат.

 

Обычно

 

он

 

начинает

 

выпол-

нять

 

свою

 

роль,

 

начиная

 

с

 

фазы

 

анализа

 

осуществимости

 

и

 

до

 

окончания

 

фазы

 

оценки.

 

Администратор

 

 

это,

 

обычно,

 

со-

трудник

 

подразделения

 

разработки,

 

хорошо

 

понимающий

 

рабо-

ты,

 

выполняемые

 

другими

 

людьми

 

и

 

подразделениями

 

(часто

 

бывает,

 

что

 

он

 

несет

 

ответственность

 

за

 

все,

 

не

 

имея

 

полномо-

чий).

 


background image

 

 

 
 

209 

 

Рис.

 

8.6

 

 

Схема

 

матричного

 

управления

 

проектом

 

В

 

матричной

 

структуре

 

каждый

 

разработчик

 

имеет

 

двух

 

начальников.

 

Однако

 

именно

 

матричная

 

структура

 

наиболее

 

эффективна

 

для

 

управления

 

такими

 

непредсказуемыми

 

процес-

сами,

 

как

 

разработка

 

программ.

 

8.3.1 Организация разработки программного изделия 

в фазе исследований 

Затраты

 

труда

 

при

 

реализации

 

функций

 

разработки

 

от-

дельного

 

программного

 

изделия,

 

согласно

 

кривой

 

Релея,

 

имеют

 

максимальное

 

значение

 

в

 

фазах

 

проектирования

 

и

 

программи-

рования.

 

Осуществление

 

функций

 

разработки

 

начинается

 

в

 

фазе

 

исследований

 

с

 

того

 

момента,

 

когда

 

будет

 

признана

 

необходи-

мость

 

создания

 

конкретного

 

программного

 

изделия.

 

В

 

этом

 

слу-

чае

 

план

 

 

это

 

план

 

завоевания

 

рынков

 

сбыта,

 

план

 

выпуска

 

серии

 

программных

 

изделий

 

и

 

бюджет.

 

Основной

 

параметр

 

этих

 

планов

 

 

срок,

 

к

 

которому

 

возникает

 

необходимость

 

в

 

данном

 

программном

 

изделии.

 

Первая

 

задача,

 

выполняемая

 

в

 

Индивиду-

альный 

проект 1 

Индивиду-

альный 

проект 2 

Индивиду-

альный 

проект 3 

Разработ-

чики 

Индивиду-

альный 

проект 1 

Индивиду-

альный 

проект 2 

Индивиду-

альный 

проект 3 

Обслужи-

вание 

Индивиду-

альный 

проект 1 

Индивиду-

альный 

проект 2 

Индивиду-

альный 

проект 3 

Выпуск до-

кументации 

Индивиду-

альный 

проект 1 

Индивиду-

альный 

проект 2 

Индивиду-

альный 

проект 3 

Испытания 

Индивиду-

альный 

проект 1 

Индивиду-

альный 

проект 2 

Индивиду-

альный 

проект 3 

Сопровож-

дение 

Общее ру-

ководство 

А

дм

инис

-

тр

ат

ор

 1 

А

дм

инис

-

тр

ат

ор

 2 

А

дм

инис

-

тр

ат

ор

 3 


background image

 

 

 
 

210 

рамках

 

разработки,

 

состоит

 

в

 

том,

 

чтобы

 

определить,

 

когда

 

сле-

дует

 

начать

 

разработку

 

изделия,

 

чтобы

 

обеспечить

 

его

 

готов-

ность

 

к

 

моменту,

 

когда

 

в

 

нем

 

возникнет

 

необходимость.

 

Функ-

ция

 

разработки

 

предусматривает

 

согласование

 

момента

 

начала

 

проектирования

 

с

 

возможностью

 

выполнения

 

других

 

функций,

 

чтобы

 

гарантировать

 

их

 

совместное

 

обеспечение

 

в

 

процессе

 

проектирования.

 

В

 

рамках

 

функции

 

разработки

 

фиксируются

 

предлагаемые

 

сроки

 

начала

 

и

 

завершения

 

всех

 

видов

 

работ,

 

среди

 

которых

 

выделяют

 

основные

 

этапы

 

проектирования,

 

и

 

запрашиваются

 

ресурсы,

 

необходимые

 

для

 

анализа

 

осуществи-

мости

 

проекта,

 

 

кадры,

 

машинное

 

время,

 

командировки,

 

фон-

ды

 

для

 

проведения

 

консультаций.

 

Это

 

достигается

 

путем

 

со-

ставления

 

сметы

 

затрат,

 

в

 

которой

 

обязательно

 

указывается,

 

кто

 

несет

 

ответственность

 

за

 

выполнение

 

проекта

 

в

 

каждой

 

функ-

циональной

 

группе,

 

здесь

 

же

 

предлагается

 

кандидатура

 

руково-

дителя

 

проекта

 

в

 

целом.

 

Руководитель

 

проекта

 

(администратор)

 

дает

 

указание

 

выполнить

 

анализ

 

результатов

 

работ,

 

выполнен-

ных

 

в

 

фазе

 

I

 

(фазовый

 

обзор),

 

и

 

ходатайствует

 

о

 

соответствую-

щем

 

финансировании.

 

Обычно

 

администратор

 

ограничивается

 

выделением

 

средств

 

на

 

работы,

 

связанные

 

с

 

составлением

 

со-

глашения

 

о

 

требованиях.

 

Такая

 

мера

 

ограничит

 

трату

 

ресурсов,

 

в

 

которых

 

нет

 

необходимости

 

во

 

время

 

фазы

 

анализа

 

осущест-

вимости.

 

Для

 

правильного

 

принятия

 

решения

 

на

 

основе

 

результа-

тов

 

фазы

 

I

 

оценивается

 

не

 

только

 

стоимость,

 

но

 

и

 

календарные

 

сроки

 

проектирования.

 

Поэтому

 

один

 

из

 

участников

 

проекта,

 

ответственный

 

за

 

подготовку

 

соглашения

 

о

 

требованиях,

 

пред-

ставляет

 

формально

 

законченный

 

план

 

 

график

 

работ.

 

Этот

 

первоначальный

 

вариант

 

плана

 

должен

 

обязательно

 

фиксиро-

вать

 

точный

 

срок

 

представления

 

соглашения

 

о

 

требованиях

 

и

 

предполагаемый

 

срок

 

окончания

 

разработки

 

программного

 

из-

делия.

 

Если

 

на

 

основании

 

фазового

 

обзора

 

I

 

руководство

 

разре-

шает

 

начать

 

анализ

 

осуществимости,

 

выделяя

 

для

 

этого

 

соот-

ветствующие

 

ресурсы,

 

то

 

предпринимается

 

попытка

 

составить

 

соглашение

 

о

 

требованиях.

 

Формальное

 

составление

 

соглаше-

ния

 

о

 

требованиях

 

облегчается,

 

если

 

придерживаться

 

строго