ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Методичка
Дисциплина: Проектирование информационных систем
Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 6257
Скачиваний: 6
56
Режим II позволяет проводить ускоренные испытания из-
делия, поскольку в этом случае группа испытаний несет ответ-
ственность только за анализ результатов испытаний, а составле-
ние плана и спецификаций испытаний, построение тестов и их
прогон поручаются разработчикам.
Режим III реализуется без участия группы испытаний. Этот
режим используется лишь в случаях крайней необходимости,
например при сильном нарушении сроков проектирования
опытного образца, когда независимые испытания изделия или,
по крайней мере, независимый контроль над испытаниями ис-
ключаются. Для гарантии успеха в этом неблагоприятном слу-
чае следует предусмотреть ввод в действие и поддержку такого
изделия группой разработки. При этом качество программного
изделия весьма сомнительно.
Пример. Тестирование будет выполняться в режиме II (вы-
полняется разработчиком, а выводы делает независимая группа),
так как режим I (тестирование в отдельной организации) недос-
тупен, режим III (тесты и выводы делает разработчик) также
отвергается.
4.5
Категории
испытания
программного
изделия
Стадии испытания указывают на время проведения проверок,
а режимы определяют тех, кто проводит. Категории испытаний
устанавливают характер и назначение тестов. Продуманное деле-
ние испытаний изделий на категории облегчает общение между
различными функциональными группами и степень их участия в
работе. На практике выделяют следующие категории испытаний.
Демонстрация в действии. Во время демонстрации прого-
няют специально подобранные тесты, обеспечивающие желае-
мый результат. Тесты обычно подбираются и выполняются в
рамках функции разработки во время испытаний класса A, что-
бы убедить руководителей всех заинтересованных функцио-
нальных групп в том, что изделие достигло определенного
уровня завершенности.
Аттестация. Аттестация призвана гарантировать способ-
ность данного программного изделия правильно обрабатывать
57
реальные входные данные в условиях пользователя и давать
верные результаты. Испытания этой категории проводятся для
того, чтобы удовлетворить требования рынка сбыта и Заказчика,
также для того, чтобы продемонстрировать совместимость или
эксплуатационные качества изделия. Спецификация испытаний
готовится группой поддержки, а аттестация проводится группой
разработки по окончании испытаний класса A.
Полная функциональная проверка. Цель этой категории
испытаний — показать, что изделие обладает всеми функцио-
нальными возможностями, указанными во внешних специфика-
циях, и работает правильно. Если объектом испытания является
новая версия существующего изделия, проверке подвергаются
как новые, так и старые функциональные возможности изделия,
отдельно и во взаимодействии друг с другом. Испытания этой
категории включаются в состав испытаний классов A и B.
Проверка новых свойств. Этим испытаниям подвергаются
только новые версии существующих программных систем в це-
лях оценки их новых функциональных качеств. Проверка новых
свойств обычно проводится в рамках испытаний классов A и B и
выполняется в тех случаях, когда изделие подвергается лишь
незначительным изменениям.
Эксплуатационные испытания. В результате этой про-
верки оцениваются эксплуатационные характеристики про-
граммного изделия, такие, как скорость выполнения операций,
объем занимаемой памяти, пропускная способность, скорость
пересылки данных, время транслирования, компоновки или ге-
нерации, время реакции и условия взаимодействия с пользова-
телем. Эксплуатационные свойства оцениваются в ходе испыта-
ний классов A и B.
Испытания надежности. Во время этих испытаний изде-
лие ставится в условия, позволяющие оценить его способность к
устойчивой работе или восстановлению после отказа. Обычно в
ходе этих испытаний преднамеренно вносятся искусственно
созданные ошибки, испытывают изделие в условиях непрерыв-
ной работы в течение нескольких часов и проверяют все восста-
новительные процедуры. Испытания надежности входят в со-
став испытаний классов A и B.
58
Проверка устойчивости. Эти испытания призваны гаран-
тировать правильность объединения программных изделий в
систему. Они должны убедить всех в том, что взаимодействие
различных программных средств не создает ошибочных ситуа-
ций. В отношении отдельных изделий фиксируется среднее
время между отказами. Проверка проводится в рамках испыта-
ний классов A и B.
Возвратная проверка. В эту категорию испытаний входит
проверка новой версии или редакции изделия, подтверждающая,
что ранее замеченные дефекты исправлены и исправления не
привели к появлению новых ошибок. Возвратная проверка вхо-
дит в состав испытаний классов A и B.
Пусковые испытания. Эти испытания подтверждают, что
ввод программного изделия в действие может быть осуществлен
в полном соответствии с описанием, т.е. в отведенное для этого
время, силами персонала, обученного соответствующим образом,
с помощью технической документации и с помощью только тех
средств, которые были предусмотрены в описании. Испытания
проводятся на различных конфигурациях технических средств
ЭВМ и обычно входят в состав испытаний классов A и B.
Конфигурационные испытания. Эти испытания призваны
гарантировать, что изделие правильно функционирует на всех
конфигурациях вычислительной техники, которые были преду-
смотрены проектом. В процессе этих испытаний создаются ми-
нимальные базовые конфигурации и имитируются максималь-
ные. Конфигурационные испытания выполняются в рамках ис-
пытаний классов A и B.
Стадии, режимы и категории испытаний наглядно можно
представить в табличной форме по аналогии с таблицей из раз-
дела 2.6.3.1 СТ.
4.6
Технология
тестирования
,
классы
эквивалентности
Одним из способов изучения поставленного вопроса явля-
ется исследование стратегии тестирования, называемой страте-
гией черного ящика, тестированием с управлением по данным
59
или тестированием с управлением по входу-выходу. При ис-
пользовании этой стратегии программа рассматривается как
черный ящик. Иными словами, такое тестирование имеет целью
выяснение обстоятельств, в которых поведение программы не
соответствует ее спецификации. При таком подходе обнаруже-
ние всех ошибок в программе является критерием исчерпываю-
щего входного тестирования. Последнее может быть достигну-
то, если в качестве тестовых наборов использовать все возмож-
ные наборы входных данных.
Стратегия белого ящика, или стратегия тестирования,
управляемого логикой программы, позволяет исследовать внут-
реннюю структуру программы. В этом случае тестирующий по-
лучает тестовые данные путем анализа логики программы (к
сожалению, здесь часто не используется спецификация про-
граммы).
Тестирование в данной курсовой работе должно выпол-
няться по технологии черного ящика с использованием методо-
логии эквивалентного разбиения. Разработка тестов методом
эквивалентного разбиения осуществляется в два этапа:
1) выделение классов эквивалентности;
2) построение тестов.
Классы эквивалентности выделяются путем выбора каждо-
го входного условия (обычно это предложение или фраза в спе-
цификации) и разбиением его на две или более группы. Для про-
ведения этой операции используют таблицу, подобную табл. 4.1.
Таблица 4.1 — Форма таблицы для перечисления классов
эквивалентности
Классы эквивалентности
Входные условия
Правильные
Неправильные
Отметим, что различают два типа классов эквивалентности:
правильные классы эквивалентности, представляющие правиль-
ные входные данные программы, и неправильные классы экви-
валентности, представляющие все другие возможные состояния
условий (т.е. ошибочные входные значения). Таким образом,
60
придерживаются одного из принципов необходимости сосредо-
точивать внимание на неправильных или неожиданных условиях.
Если задаться входными или внешними условиями, то вы-
деление классов эквивалентности представляет собой в значи-
тельной степени эвристический процесс. При этом существует
ряд правил:
1. Если входное условие описывает область значений (на-
пример, «целое данное может принимать значения от 1 до 999»),
то определяются один правильный класс эквивалентности зна-
чений (от 1 до 999) и два неправильных (значения целого данно-
го, меньшие 1, и значения целого данного, большие 999).
2. Если входное условие описывает число значений (напри-
мер, «в автомобиле могут ехать от одного до шести человек»),
то определяются один правильный класс эквивалентности и два
неправильных (ни одного и более шести).
3. Если входное условие описывает множество входных
значений и есть основание полагать, что каждое значение про-
грамма трактует особо (например, «известны способы передви-
жения на АВТОБУСЕ, ГРУЗОВИКЕ, ТАКСИ, ПЕШКОМ или на
МОТОЦИКЛЕ»), то определяется правильный класс эквива-
лентности для каждого значения и один неправильный класс
эквивалентности (например, «НА ПРИЦЕПЕ»).
4. Если входное условие описывает ситуацию «должно
быть» (например, «первым символом идентификатора должна
быть буква»), то определяется один правильный класс эквива-
лентности (первый символ — буква) и один неправильный (пер-
вый символ — не буква).
5. Если есть любое основание считать, что различные эле-
менты класса эквивалентности трактуются программой неоди-
наково, то данный класс эквивалентности разбивается на мень-
шие классы эквивалентности.
4.7
Построение
тестов
Процесс построения тестов включает в себя:
1) назначение каждому классу эквивалентности уникально-
го номера;