Файл: Фонд социального страхования РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Назначение льгот связано с получением конкретного материального блага или услуги по льготным ценам. В силу этого льготы занимают промежуточное положение между натуральным и денежным распределением. Они дают возможность увеличения располагаемых доходов отдельных групп населения.

Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты); традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи); социальное страхование (добровольное корпоративное и обязательное государственное).

Под системой социальных гарантии понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости[5]. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий, ресурсных возможностей общества. Эта форма социальной защиты граждан основывается на принципах налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов.

К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в пределах определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.) и обеспечением за счет бюджетной системы государства.

Под социальным вспомоществованием (помощью) как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социального вспомоществования являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума.

Социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностью социального страхования является его финансирование из внебюджетных фондов, образуемых за счет целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Система социального страхования состоит из двух частей. Первая часть должна обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая - гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.


Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного. Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (государственного бюджета). Отличительными чертами этой формы социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива обязательного страхования, а как дополнение к нему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования достоинствами другого.

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков, а также образование негосударственных пенсионных, страховых и других фондов Государственные внебюджетные фонды обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают- Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского.

Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования в период экономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов. Однако финансовое положение фондов социального страхования в РФ характеризуется неустойчивостью, что связано с нестабильностью экономики России в переходный период и с проблемой сбора страховых взносов. Это порождает противоречие между растущими социальными потребностями населения (особенно в годы кризиса) и сокращением ресурсных возможностей внебюджетных фондов.

Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.


Один из путей решения финансовых проблем этих фондов связан с ростом ставок страховых социальных платежей, однако пока не предполагается увеличивать их. Напротив, ставится цель уменьшения «налогового бремени» российских предприятий: на социальные страховые взносы уже приходится 25% их обязательных платежей. Возможно также увеличение уровня страховых взносов работников в данные фонды с 1% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3-5% заработка. Кроме того, можно увеличить уровень самофинансирования отдельных внебюджетных фондов за счет части их резервов, направляемых в инвестиционные проекты и банковские депозиты при отсутствии задолженности перед населением по социальным выплатам из этих фондов.

Рост доходов внебюджетных фондов социального страхования также зависит от уровня собираемости социальных страховых взносов с предприятий и организаций[6]. Каждый фонд самостоятельно собирает собственные социальные платежи, что связано со многими проблемами. Специалисты предлагают также включить фонды социального страхования в состав государственного бюджета, т.е. преобразовать их в целевые бюджетные фонды. Это, возможно, облегчит Правительству РФ решение текущих проблем бюджетного дефицита и государственного долга, однако консолидация данных фондов в госбюджете не сможет улучшить их финансовое положение. Напротив, возрастет вероятность образования дефицита и увеличения задолженности перед получателями пенсий и пособий.

Поэтому фонды социального страхования РФ должны сохранить внебюджетный статус. Федеральные законодательные органы и Правительство России обязаны осуществлять контроль за доходами и расходами этих фондов.

Глава 2. Анализ деятельности Федерального фонда социального страхования в РФ

2.1 Состав, структура и динамика доходов ФФСС

Источниками финансовых ресурсов фонда длительное время были страховые взносы работодателей, уплачиваемые ими до 2001 г. на основании федеральных законов о тарифах страховых взносов во внебюджетные фонды, принимаемых ежегодно в размере 5,4% от выплат в денежной и натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.


Плательщиками взносов в фонд социального страхования являлись все организации, осуществляющие деятельность на территории РФ. Устанавливался перечень выплат, на которые начислялись страховые взносы, а также перечень, на которые они не начислялись.

Начиная с 2001 г. основным источником денежных средств фонда являлся единый социальный налог (с 01.2010 г. - страховые взносы, установленные ФЗ-№212) с 01.2010 г. - страховые взносы, установленные ФЗ-№212, отчисления от единого сельскохозяйственного налога и налога на вмененный доход. Источниками финансовых ресурсов фонда также являются доходы от инвестирования временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, добровольные взносы граждан и юридических лиц, ассигнования из федерального бюджета, кредиты Банка России и пр. доходы.

Таким образом, к основным источникам формирования средств Фонда государственного социального страхования относятся:

- средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;

- средства федерального бюджета;

- средства, вырученные системой социального страхования от реализации путевок в санатории и дома отдыха;

- другие поступления и взносы.

2.2 Проблемы работы Федерального Фонда социального страхования как государственного внебюджетного фонда

В последнее время при формировании бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее ГВФ) все более отчетливо стали проявляться проблемы правового регулирования, вызванные, прежде всего, несовершенством действующего бюджетного законодательства, а также разнородностью тех общественных отношений, которые складываются при исполнении бюджета ФФСС.

Существующие ГВФ образованы как самостоятельные организации, управляющие государственными финансовыми средствами, главными задачами которых, в частности, являются: 1) финансовое обеспечение государственных гарантий и прав граждан на получение пенсий, пособий, бесплатной медицинской помощи; 2) управление финансовыми средствами и поддержание стабильности финансовой системы государственного социального страхования; 3) финансирование государственных целевых программ в социальной сфере и др.


Для достижения поставленных задач фонды наделены целым рядом властных полномочий, позволяющих им осуществлять управление финансовыми средствами обязательного социального страхования, к которым относятся полномочия по контролю за соблюдением законодательно установленного порядка уплаты обязательных страховых взносов; распределение и перечисление аккумулированных финансовых ресурсов получателям в соответствии с целевым назначением; накопление финансовых резервов для обеспечения финансовой устойчивости; осуществление инвестирования и других финансовых операций; осуществление контроля за целевым использованием получателями финансовых средств ГВФ и др.[7]

Процессы управления финансовыми средствами ФФСС во многом определяются правовым режимом их средств, основной составляющей которого является положение о том, что финансовые средства как федеральных, так и региональных ГВФ находятся в собственности Российской Федерации, т.е. у государственных внебюджетных фондов эти средства находятся на праве оперативного управления. Более того, Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ внесены такие изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые предусматривают возможность только в случаях, установленных федеральными законами, исполнять расходные обязательства Российской Федерации или субъектов РФ за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Важной проблемой особого правового режима финансовых средств ФФСС является вопрос о возможности изъятия этих средств у фондов. В Положениях о фондах, в ст. 143 БК РФ и иных нормативных актах, регулирующих деятельность ГВФ, устанавливается запрет на изъятие финансовых средств ГВФ без указания конкретных лиц, которым адресован этот запрет. Тем не менее на практике изъятие средств ГВФ происходит путем установления соответствующих норм в федеральных законах. Однако если такое изъятие средств ГВФ осуществляется, то обычно оно носит временный характер и связано с необходимостью ликвидации финансового дисбаланса в той или иной сфере. В дальнейшем законодатель, как правило, устанавливает порядок возврата временно изъятых денежных средств в бюджеты ГВФ. То есть, по существу, все изъятия средств ГВФ являются не чем иным, как временным заимствованием этих средств для достижения определенных целей, как связанных, так и не связанных с финансированием социальной сферы. Подобным финансовым операциям со средствами ГВФ способствует тот факт, что все ГВФ имеют статус финансово-кредитных учреждений, что позволяет государству перераспределять собираемые финансовые средства из одного фонда в другой на возвратной или безвозвратной основе.