Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (на примере ООО "Согласие").pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета на предприятиях
Понятие бухгалтерского учета, его функции и нормативно-правовое регулирование
1.2. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету
Глава 2. Исследование порядка бухгалтерского учета в ООО «Согласие»
2.1. Краткая характеристика предприятия и организации бухгалтерского учета
2.2. Бухгалтерский учёт различных видов деятельности на предприятии
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учёта на предприятии
В ст. 9 «Первичные учетные документы»: подробно раскрыты требования к документальному оформлению фактов хозяйственной жизни; перечислены обязательные реквизиты документов; отражено требование к своевременности составления и передачи первичной документации; закреплена ответственность лица, составляющего документ, за достоверность регистрируемой информации; установлена обязанность руководителя экономического субъекта определять формы первичных документов; описана возможность ведения документации как в бумажном виде, так и на электронном носителе, но с обязательным применением электронной подписи и предоставлением копий документов по требованию уполномоченных лиц или органов на бумажном носителе; установлены требования к оформлению допускаемых исправлений.
Отдельно следует отметить требование к достоверности информации, внесенное после вступления в силу Закона № 402-ФЗ, — не принимать к учету документы, которыми пытаются оформить притворные и мнимые сделки, а также не имевшие места факты хозяйственной жизни. Многие из отраженных требований касаются регистров бухгалтерского учета и закреплены в ст. 10 «Регистры бухгалтерского учета». Кроме того, в Закон № 402-ФЗ включены требования ведения бухгалтерского учета с применением двойной записи, запрета на ведение учета вне регистров (что можно трактовать как требование системности) и недопустимости пропуска и изъятия информации (что фактически соответствует требованию полноты отражения данных).
Статья 11 «Инвентаризация активов и обязательств» Закона № 402-ФЗ регламентирует обязательность проведения инвентаризации, заключающейся в проверке соответствия реального состояния объектов учета данным в регистрах (требование контроля) и предъявляет требования к регистрации обнаруженных расхождений (документальность и полнота отражения информации) [15].
Требование измеримости закреплено в ст. 12 «Денежное измерение объектов бухгалтерского учета» Закона № 402-ФЗ. Закон № 402-ФЗ требует применения для этого валюты Российской Федерации.
Статья 13 «Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности» Закона № 402-ФЗ раскрывает следующие требования: достоверное представление в отчетности финансового положения, финансовых результатов и движения денежных средств за отчетный период; представление промежуточной отчетности в соответствии с законодательством; полнота в части включения показателей всех подразделений экономического субъекта; непротиворечивость (отчетность должна составляться на основании стандартов и данных из регистров бухгалтерского учета); открытость (заключается в требовании опубликования отчетности и установления отсутствия по отношению к ней режима коммерческой тайны).
Требования к составу отчетности изложены в ст. 14 Закона № 402-ФЗ и касаются обязательного включения в бухгалтерский баланс отчета о финансовых результатах и приложений, а в его ст. 15 устанавливается продолжительность отчетного периода, за который данные отражаются в отчетности. В целом это направлено на соблюдение требования непрерывности. Особенности составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации экономического субъекта регламентируются положениями ст. 16, 17 Закона № 402-ФЗ. Положения этих статей касаются периода отчетности и перечня лиц, ответственных за ее составление.
Требование открытости, упомянутое ранее, реализуется также благодаря положениям ст. 18 данного закона «Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности» [16]. Центральное место в этой статье занимают аспекты, касающиеся формирования и использования государственного информационного ресурса.
Требования к выполнению контрольной функции бухгалтерского учета в исследуемом законе отражаются в ст. 19 «Внутренний контроль» Закона № 402-ФЗ. Законодатель обращает внимание на необходимость контролировать совершаемые факты хозяйственной жизни, а в отношении экономических субъектов, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, — еще и ведение бухгалтерского учета.
Таким образом, анализируя содержание гл. 2 Закона № 402-ФЗ, можно сделать следующие выводы:
1. Все требования, прямо или косвенно заявленные в Законе № 402-ФЗ, можно разделить на четыре области: требования к бухгалтерскому учету в целом; требования к учетной политике; требования к первичной документации и регистрам учета; требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2. В соответствии с положениями Закона № 402-ФЗ предлагается включить в систему 14 основных требований к бухгалтерскому учету: полнота; достоверность; обязательность; ответственность; контролируемость; непрерывность; непротиворечивость; последовательность; сопоставимость; своевременность; документальность; системность; измеримость; публичность. Некоторые из этих положений имеют более широкое распространение по отношению к определенным областям (например, обязательность и полнота), на остальных внимание акцентируется в конкретных случаях.
3. В различных областях требования переплетаются (табл. 1), что создает предпосылки для соблюдения принципа единства системы требований к бухгалтерскому учету, декларируемого в ст. 20 Закона № 402-ФЗ.
В то же время система нормативного регулирования бухгалтерского учета предполагает помимо Закона № 402-ФЗ стандарты и рекомендации. Следовательно, в систему наряду с перечисленными в табл. 1, должны быть включены требования подзаконных нормативных актов. Для определения единства критериев различных нормативных документов рассмотрим содержание положений по бухгалтерскому учету, выдвигающих требования к учетной политике и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Таблица 1
Система требований к бухгалтерскому учету, предъявляемых
Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ[17]
Область требований |
Требования |
Номер статьи |
Бухгалтером учет в целом |
Полнота, обязательность, непрерывность, ответственность, контролируемость, документальность, измеримость |
5, 6, 7, 11, 12, 19 |
Учетная политика |
Последовательность, сопоставимость |
6 |
Первичная документация и регистры учета |
Полнота, достоверность, осязательность, документальность, своевременность, ответственность, системность |
9, 10 |
Бухгалтерская (финансовая) |
Полнота, достоверность, обязательность, непротиворечивость, непрерывность, ответственность, публичность |
13-18 |
В п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)[18], в отличие от Закона № 402-ФЗ, прямо сформулировано шесть требований, которые предъявляются к формированию учетной политики экономического субъекта: полнота; своевременность; осмотрительность; приоритет содержания перед формой; непротиворечивость; рациональность.
Косвенно установленные Законом № 402-ФЗ требования (последовательность, сопоставимость) в настоящее время не совпадают с требованиями, прямо сформулированными в действующем положении по бухгалтерскому учету. Тем не менее, в ПБУ 1/2008 повторяются требования не только ст. 8 «Учетная политика» Закона № 402-ФЗ[19], но и других положений данного закона, что подтверждает соблюдение принципа единства системы требований к бухгалтерскому учету. Так, требование последовательности представлено соответствующим допущением, а на соблюдение сопоставимости, прямо не отраженной в тексте положения, нацелен п. 15, предписывающий ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики.
Что касается содержания Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)[20], то следует отметить, что некоторые из его пунктов в настоящее время противоречат закону, в частности о составе и наименовании форм отчетности. Сравнивая требования, сформулированные в ПБУ 4/99 и в Законе № 402-ФЗ, можно отметить как совпадения, так и различия. Например, требования достоверности, полноты, обязательности, непрерывности, ответственности и публичности изложены в обоих нормативных актах. В то же время в отличие от закона положение определяет, что бухгалтерская отчетность должна давать не только достоверное, но и полное представление об объектах учета.
В Законе № 402-ФЗ уточнение по поводу полноты отчетности в целом отсутствует. Установленное им требование непротиворечивости, заключающееся в соответствии сведений отчетности данным регистров бухгалтерского учета, в ПБУ 4/99 не раскрывается. В свою очередь требования последовательности и сопоставимости, содержащиеся в упомянутом положении, отражены в Законе № 402-ФЗ не в статье, касающейся бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в других статьях.
Наконец, в ПБУ 4/99 имеются прямо сформулированное требование нейтральности и косвенно отраженное требование существенности, не входящие в состав критериев, представленных в Законе № 402-ФЗ. Все изложенное демонстрирует несогласованность существующей системы требований к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для решения выявленной проблемы при разработке федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета необходимо закреплять соответствующие их целям требования Закона № 402-ФЗ[21] и дополнять их положениями, не противоречащими закону и имеющими отношение к конкретному объекту или ситуации, учет которых регламентирует тот или иной стандарт. В результате будет создана единая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:
— требования Закона № 402-ФЗ к бухгалтерскому учету в целом, к учетной политике, к первичной документации и регистрам учета, к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— требования федеральных и отраслевых стандартов;
— требования стандартов экономического субъекта.
Выводы
Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Основными задачами бухгалтерского учета в Российской Федерации являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Выделяют информационную функцию бухгалтерского учета, направленную на обеспечение информацией пользователей, а также контрольную, посредством которой обеспечивается текущая и оперативная регистрация всех фактов хозяйственной деятельности организации в момент их свершения.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней: 1) законодательные акты (Гражданский кодекс РФ), указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, непосредственно или опосредованно регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях; 2) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, формирования и представления бухгалтерской отчетности, а также другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; 3) методические рекомендации (инструкции, указания) по учету имущества, обязательств, доходов и расходов, составлению бухгалтерской отчетности, которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики, видов деятельности, особенностей отдельных фактов хозяйственной жизни организаций; 4) рабочие документы организации.
Анализируя содержание гл. 2 Закона № 402-ФЗв части требований к бухгалтерского учету, можно сделать следующие выводы:
1. Все требования, прямо или косвенно заявленные в Законе № 402-ФЗ, можно разделить на четыре области: требования к бухгалтерскому учету в целом; требования к учетной политике; требования к первичной документации и регистрам учета; требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности.