Файл: Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире человек постоянно сталкивается со средствами массовой информации (СМИ), которые настолько прочно обосновались в повседневной жизни, что зачастую люди не могут представить существования без них. Современный человек получает доступ к информации в самые короткие сроки, используя при этом разнообразные СМИ: газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Данная тема является актуальной для современного общества, и массово изучается как в России, так и за рубежом, но пока нет единого мнения на природу влияния средств массовой информации. Общеизвестно, что социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды.

Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. В нее органично вошли и средства визуальной коммуникации, глубоко проникшие в различные сферы жизни. Такие факторы современного социума, как телевидение, компьютер, видео и прочие средства визуальной коммуникации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении громадному числу людей, обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, Интернета СМИ становятся важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающего поколения.

Средства визуальной коммуникации оказывают неоднозначное влияние на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Влияние, оказываемое Интернетом, телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на школьников в процессе их социального развития, отражается в их стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Склонность подростков к фантазиям, замене реальной жизни воображаемыми событиями, в которые он сам начинает искренне верить, также небезобидны, что становится фактором часто возникающих подростковых проблем. Поэтому роль СМИ в воспитании подростков не может не являться объектом для педагогического внимания.

Современная молодежь - социальная группа, которая максимально использует СМИ и черпает информацию разного содержания.

Целью данной курсовой работы является: раскрытие аспектов влияния средств массовой информации на сознание школьников

Задачи:

  1. Дать характеристику средствам массовой информации
  2. Проанализировать влияние средств массовой информации на школьников
  3. Разработать памятку для школьников и их родителей

1. Понятие терминов, средства массовой информации и телевидение

    1. Психолога - педагогическая характеристика СМИ

Средства массовой информации (СМИ; в отличие от средств массовой коммуникации, СМК) — совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств; до сих пор более употребительное в русском языке (по сравнению с термином «средства массовой коммуникации») обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям.

Телеви́дение (от др.-греч. τῆλε «далеко» + лат. video «видеть») — технология электросвязи, предназначенная для передачи на расстояние движущегося изображения. В большинстве случаев одновременно с изображением передаётся звуковое сопровождение. В обиходе термин используется также для обобщённого обозначения организаций, занимающихся производством и распространением телевизионных программ. Со второй половины XX века телевидение стало наиболее влиятельным средством массовой информации, пригодным для развлечения, образования, передачи новостей и рекламы.

Телевидение:

Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение остается самым массовым и доступным средством информации.

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.

Содержание программ, предоставляемых телевидением, охватывало различные сферы человеческой жизни в целом – сообщения и обзоры на темы политики, культуры и текущих событий, образовательные, развлекательные и художественные передачи, поэтому его влияние на жизнь нации нельзя назвать иначе как огромным. Так исследование, проведенное в Японии, установило, что японские подростки до окончания средней школы проводят в школьных классах в целом 12000 часов, тогда как время, проводимое ими за просмотром телепередач, составляет 22 000 часов. Таким образом, японские подростки в среднем проводят в школе по 980 часов, а у телеэкрана – 1340 часов. Японские исследователи выявили также, что дошкольник до поступления в школу проводит перед телевизором 90000 часов. Эти исследования убеждают, что дети и подростки в течение длительного времени подвергаются воздействию телевидения. Анализ телевизионных программ в различных государствах, например, в Корейской республике, США, Германии и других свидетельствует, что в основное время телевещания отдано боевикам, в которое включено неоправданное изобилие сцен насилия. Вот почему телевидение и другие средства визуальной коммуникации называют «школой насилия». Согласно исследованию, проведенному министерством здравоохранения США, просмотр демонстрировавшихся на телевидении за последние 10 лет сцен насилия и программ агрессивного характера оказывает вредное влияние на формирование характера и жизненной позиции человека. Анализ материалов, полученных телекомпанией Columbia Broadcasting System от 1650 лондонских тинэйджеров, показал, что чем чаще подросток смотрит телевизионные программы со сценами насилия, тем больше он вовлекается в совершенстве насильственных действий тяжкого характера.


Существуют объективные причины, побуждающие педагогов, родителей и общественность принимать активные меры по ограничению демонстрации на телевидении сцен насилия, оказывающих отрицательное влияние на зрителей. Сцены насилия на телевидении приводят к пониманию мира как насильственного и опасного для человека и могут сформировать негативный взгляд на реальный мир.[1]

Пресса. 

Интерес к газетам и журналам, предназначенным не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры.

В настоящее время среди украинских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом у подростков. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием. Их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. На наш взгляд, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь роль чтения в жизни подростков в последние годы значительно снизилась. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря.

Интернет.

 Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является пребывание подростков в социальных сетях.

Динамичный интерфейс Интернета - это комфортное пространство для ребенка. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Бесспорно, Интернет удобен для подростков: это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет дети становятся наиболее активны в Интернете, часто заводят свои персональные Интернет-странички, некоторые ведут дневники-блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с виртуальными друзьями.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Следует отметить, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика выявляет: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни.


Администрация учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу.

Уход детей в Интернет может быть проблемой не столько технологической, сколько психолого-педагогической и социальной.

По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы, стимулируют людей изменять здесь свой стиль поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые нравственные границы.

Нередко виртуальная паутина настолько обволакивает, что вырваться из нее дети и подростки уже не в силах. Для них компьютерные игры или использование Интернета превращаются в реальную жизнь, заменяя активную социальную деятельность, хобби и творчество, общение со сверстниками и даже противоположным полом.

«Интернет-зависимость» - это термин, описывающий непреодолимое желание пользоваться Интернетом. В последнее время среди специалистов также стало популярным понятие «патологическое использование компьютера», которое описывает ситуации, когда компьютер служит источником для получения информации, далеко выходящей за пределы профессиональных или учебных интересов, а также для вовлечения во взаимодействие с людьми. [11]

Компьютерная зависимость обладает признаками всех типов зависимостей и соответствует общим для всех зависимостей критериям, таким, как пренебрежение важными вещами из-за проведения времени за компьютером, разрушение отношений со значимыми людьми, скрытность или раздражительность в случае, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки преодолеть его.

Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.

Виртуальное пространство способно, как минимум, серьезно повлиять на развитие ребенка и формирование его мировоззрения. А как максимум - нести угрозу здоровью и даже жизни. Поэтому ценны любые усилия, направленные на то, чтобы сделать Интернет более безопасным для детей.[2]

    1. Положительные и отрицательные факторы СМИ

На примере телевидения обозначим комплекс проблем, которые стали особенно острыми:


  • усиление воздействия рекламы на воспитание личности;
  • вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков;
  • вытеснение отечественной культуры, созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры;
  • снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков. [ Приложение А., Рисунок А.2]

Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:

  • СМИ держат молодежь в курсе всех происходящих событий,
  • СМИ повышают общую, в том числе и политическую культуру подрастающего поколения ;
  • СМИ служат для взаимного информирования властей и населения;
  • СМИ снимают социальную напряженность.

Положительным является тот факт, что Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить успеваемость учащихся в школе. Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящая для детей и подростков информация.

Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению воздействия на человека тех или иных наркотиков. Как следствие – интерес подростков к тому, что мы называем «запретным плодом».

  • Встреча с опасными людьми в чатах.

 По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие нежелательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы.

  • Вовлечение в азартные игры. 

Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.[6]

    1. Влияние средств массовой информации на школьников в нравственном воспитании и функции СМИ

Влияние средств массовой информации на школьников в процессе их развития отражается в их стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий.

Склонность подростка к фантазии, замене реальной жизни воображаемыми событиями в которые он сам начинает искренне верить, так же небезобидны, что становится фактором часто возникающих проблем в социализации. Рассматривая средства массовой информации как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей. Которые составляют аудиторию того или иного конкретного средства массовой информации - читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных компьютерных сетей. Центральные газеты, радио "Россия", кабельное телевидение, многочисленные сельские и районные газеты, телекомпании, которые передают свои программы на весь мир - все это позволяет рассматривать средства массовой информации как факторы воспитания. Школа должна учитывать тот факт, что современные школьники более активны, ориентированы на индивидуализм, на личные потребности, более самостоятельны и в то же время сильно подвержены влиянию массовой культуры. [3]