Файл: Функции и операции Центрального банка России (Теоретические основы деятельности центральных банков государств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одной из важнейших экономических составляющих всех развитых государств, несомненно, является банковская финансовая система. Основная ее задача заключается в удовлетворении растущего спроса на обслуживание и инструменты банков. Актуальность заключается в том, что банковская система представляет собой важнейший компонент национального хозяйства любой развитой страны и важное значение в ней отводится Центральному банку государства.

Цель работы – изучение функций и операций Центрального банка России.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить сущность и виды центральных банков государств.

2.. Охарактеризовать Центральный банк России.

3.Провести анализ функций и операций Центрального банка России.

Объектом исследования выступает Центральный банк России.

Предметом исследования –функции и операции Центрального банка Росси.

В работе используются разные методы исследования, чтобы достичь поставленной цели.

Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты и работы отечественных специалистов в области банковского дела, таких как: Лаврушин О.И., Коробкова Г.Г., Глушкова Н.Б., Жуков Е.Ф., Жарковская Е.П., Варламова Т.П., Белоглазова Г.Н., Ковалев П.П., Тавасиев А.М., Коробов Ю.И. ,Батракова Л.Г. Шеремет А.Д ,Щербакова Г.Н и др.

Глава 1. Теоретические основы деятельности центральных банков государств

1.1 Сущность и виды центральных банков государств

Национальный банк может на территории страны иметь собственные обособленные подразделения в виде дирекций, филиалов, предприятий и представительств. Он может открывать представительства в других странах. Взаимной ответственности по обязательствам банка и государства обычно нет.

Необходимость создания национальных или центральных банковских учреждений объясняется потребностями упорядочения выпуска бумажных денег для повышения оборачиваемости и предоставления кредитов.


Банки – эмитенты бумажных денег – получили название эмиссионных. Постепенно, к началу ХХ века, сложилась практика денежной эмиссии в одном финансовом учреждении, который становился в этом случае денежно-кредитной системой.

Основы создания национального банка во многих государствах схожи. Исходя из капитализации, он может выступать собственностью государства и таким, где уставный капитал разделен между акционерами, обладающими правами на его часть исходя из количества принадлежащих им акций.

Издавна сформировались два типа создания центральных банков. Некоторые из банков стали центральными из-за долгой исторической эволюции. Это произошло в основном в государствах, в которых капиталистические отношения появились намного раньше других.

Появление ЦБ, в первую очередь, сопряжено с сосредоточением бумажноденежной эмиссии у небольшого числа, пользовавшихся общим доверием различных банков, чьи банкноты играли роль единого кредитного инструмента обращения. Эти банки получили название эмиссионных[11, с.91].

По типу собственности банки бывают таких типов:

- Государственные. Абсолютно весь капитал банка является собственностью государства. К примеру, весь капитал ЦБ является собственностью государства в Дании, Российской Федерации;

- Акционерные: в Италии абсолютно весь капитал ЦБ принадлежит определённым страховым компаниям и банкам;

- Смешанные: капитал ЦБ в определённой степени принадлежит как государству (кантонам), так и частным лицам. Яркий пример - это Швейцария или Япония.

Государство, выпуская соответственные указы, распоряжения и законы, активно содействовало данному процессу, т.к. выпускавшиеся для предоставления ссуд огромным числом небольших банков банкноты не могли использоваться в обращении из-за банкротства эмитентов. Для регулировки бумажноденежной эмиссии государство начало применять жесткое урегулирование действующих в то время процессов; любому коммерческому банку было запрещено производить эмиссию каких-либо банкнот. Это право было установлено лишь за эмиссионными банками.

Данным образом, была создана двухуровневая банковская система, в которую входит огромное число различных коммерческих банков и один основной центральный эмиссионный банк.

Эмиссионные банки играют специфичную роль в кредитной системе какого-либо государства, проводящего рыночные преобразования. В названии центрального банка, отображается значение банка в кредитной системе государства. ЦБ является стержнем, основой всей кредитной системы, он является одним из главных орудий регулирования экономики.Центробанк осуществляет непосредственно валютную и государственную эмиссионную политику. Это главное ядро всей резервной системы страны [21, c.93]. Занимаются обслуживание как физических, так и юридических лиц коммерческие банки, предоставляют также клиентам весь комплекс банковских услуг.


Национальный банк может на территории страны иметь собственные обособленные подразделения в виде дирекций, филиалов, предприятий и представительств. Он может открывать представительства в других странах. Взаимной ответственности по обязательствам банка и государства обычно нет.

Необходимость создания национальных или центральных банковских учреждений объясняется потребностями упорядочения выпуска бумажных денег для повышения оборачиваемости и предоставления кредитов.

 Банки – эмитенты бумажных денег – получили название эмиссионных. Постепенно, к началу ХХ века, сложилась практика денежной эмиссии в одном финансовом учреждении, который становился в этом случае денежно-кредитной системой.

 Основы создания национального банка во многих государствах схожи. Исходя из капитализации, он может выступать собственностью государства и таким, где уставный капитал разделен между акционерами, обладающими правами на его часть исходя из количества принадлежащих им акций.

 В национальном банке акции могут принадлежать не связанным с государством физическим и юридическим лицам.

 Встречается смешанный характер такого капитала с частью акций, что являются собственностью страны. Банковская практика показывает, что национальные банки с акционерным капиталом проходили со временем процедуры национализации и приобретали статус государственных.

Баланс главного банка страны строится из активов и пассивов. В активах значатся золотовалютные запасы, государственные облигации и кредиты, выданные другим банкам и руководству страны. В составе пассивов центрального банка содержатся: резервы обязательные и дополнительные, что содержат вклады коммерческих банков, выпущенные в свободное обращение наличные деньги, обслуживаемые ЦБ счета казначейства, денежные средства кредитных организаций и капитал банка.

Конституция государства обычно закрепляет права и полномочия национального банка. Он позиционируется в качестве особого центрального органа управления государством. В специализированном законе или в законодательных и подзаконных актах о банковской системе и банках определяются его функции, задачи и полномочия, принципиальные положения его деятельности.

 Принципиальным положением правового статуса национально банка является его независимость, проявляемая, в первую очередь, в исключительном праве на денежную эмиссию и организацию обращения денег на своей территории. Свои функции он реализует вне зависимости от полномочий органов власти в центре или на местах.


Главный банк обладает политическим и экономическим суверенитетом.

 Экономическая независимость национального банка проявляется в возможности применения инструментов для проведения монетарной политики без сдерживания со стороны власти. То есть он имеет конкретные полномочия, дающие право на оперативное принятие решений, связанных с вопросами монетарно-кредитной политики.

Политическая независимость предполагает самостоятельную разработку и реализацию денежной политики и во взаимоотношениях с органами власти по поводу назначения банковского руководства.

 На автономность банка могут влиять такие факторы:

- процентное участие государства в формировании капитала банка и, как следствие, распределении прибыли;

- законодательно установленные права государства на вмешательство в проведении монетарной политики;

- вмешательство в процедуру назначения руководства банка;

- регулирование возможности финансирования, как прямого, так и косвенного, национальным банком государственных расходов;

- взаимоотношения правительства и главного государственного банка.

 Нацбанк должен обладать нормотворческими полномочиями, которые определены законом. Он, в частности, в пределах своих прав может издавать нормативные документы, которые обязаны исполнять все государственные органы на всех уровнях, граждане и юридические лица.

 Такой банк принимает участие в законотворческой деятельности либо посредством его права на законодательную инициативу, либо в режиме согласования с ним проектов законов, затрагивающих исполнение банком функциональных полномочий. Высший менеджмент национального банка и его аппарат обычно находятся в столице государства.

1.2 Сущность, классификация и особенности операций центральных банков

Главные банки многих стран носят название национального банка. Они создаются для содействия устойчивости национальных валют. Как правило, они бывают государственными, имея в уставном капитале денежный капитал и имущество государства. Являясь юридическим лицом, национальный банк обладает экономической независимостью. Он функционирует в результате полученных им доходов. Является возможным и привлечение бюджетных средств.


Главный банк, в независимости от формы собственности, неразрывно связан с правительством. Эта характерно для многих стран. Ведь национальный банк реализует важную функцию в приведении к устойчивому состоянию финансов и экономической системы государства.

Помимо основной функции по созданию условий устойчивости денежной единицы государства нацбанк через присущие ему механизмы регулирования цены в внутри страны принимает меры, которые будут поддерживать национальную банковскую систему в устойчивом состоянии.

 Кроме этого, национальному банку присущи такие функции:

 - определение и осуществление политики в денежном обращении и кредитовании на территории страны;

- исключительное право на реализацию выпуска национальной валюты, ее обращения;

- кредитует банки, решает вопросы их рефинансирования, ставит для них условия и правила банковской деятельности, назначает порядок действий и форму платежей, в том числе межбанковских;

- организует внедрение совершенных банковских технологий, эффективных систем статистической информации;

- регулирует в государстве деятельность коммерческих банков и контролирует ее согласно законам, выдает лицензии банкам, формирует государственный банковский реестр;

- разрабатывает баланс платежей, его анализирует и прогнозирует;

- является государственным представителем в центральных банках других стран, международных финансовых учреждениях;

- осуществляет в пределах, предусмотренных законодательством, контроль обращения валюты и надзор за структурами, имеющими лицензию на осуществление операций с валютой;

- накапливает золотовалютные запасы, создает условия для их сохранности и исполнения операций с этими запасами и ценными металлами, находящимися в обороте;

- обеспечивает инкассирование наличных денежных средств и перевозку ценностей [22, с.108].

Кроме того, в пределах предусмотренных законом полномочий, национальному банку дано право осуществлять иные функции в сфере финансовой и кредитной политики.

Рисунок 1 – Функции кредитной организации в экономике

Для обеспечения своей регуляторной деятельности национальный банк может использовать методы регулирования административного и индикативного характера.

 Первые предполагают:

 - регистрацию банков с включением их в государственный реестр и выдачу лицензий на определенные виды их деятельности;

- формулирование требований, ограничений и рекомендаций относительно выполнения своих функций банковскими учреждениями;