Файл: Функции и операции Центрального банка России (Теоретические основы деятельности центральных банков государств).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы деятельности центральных банков государств
1.1 Сущность и виды центральных банков государств
1.2 Сущность, классификация и особенности операций центральных банков
Глава 2. Анализ деятельности ЦБ РФ
2.1 Организационно – экономическая характеристика ЦБ РФ
Введение
Одной из важнейших экономических составляющих всех развитых государств, несомненно, является банковская финансовая система. Основная ее задача заключается в удовлетворении растущего спроса на обслуживание и инструменты банков. Актуальность заключается в том, что банковская система представляет собой важнейший компонент национального хозяйства любой развитой страны и важное значение в ней отводится Центральному банку государства.
Цель работы – изучение функций и операций Центрального банка России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить сущность и виды центральных банков государств.
2.. Охарактеризовать Центральный банк России.
3.Провести анализ функций и операций Центрального банка России.
Объектом исследования выступает Центральный банк России.
Предметом исследования –функции и операции Центрального банка Росси.
В работе используются разные методы исследования, чтобы достичь поставленной цели.
Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты и работы отечественных специалистов в области банковского дела, таких как: Лаврушин О.И., Коробкова Г.Г., Глушкова Н.Б., Жуков Е.Ф., Жарковская Е.П., Варламова Т.П., Белоглазова Г.Н., Ковалев П.П., Тавасиев А.М., Коробов Ю.И. ,Батракова Л.Г. Шеремет А.Д ,Щербакова Г.Н и др.
Глава 1. Теоретические основы деятельности центральных банков государств
1.1 Сущность и виды центральных банков государств
Национальный банк может на территории страны иметь собственные обособленные подразделения в виде дирекций, филиалов, предприятий и представительств. Он может открывать представительства в других странах. Взаимной ответственности по обязательствам банка и государства обычно нет.
Необходимость создания национальных или центральных банковских учреждений объясняется потребностями упорядочения выпуска бумажных денег для повышения оборачиваемости и предоставления кредитов.
Банки – эмитенты бумажных денег – получили название эмиссионных. Постепенно, к началу ХХ века, сложилась практика денежной эмиссии в одном финансовом учреждении, который становился в этом случае денежно-кредитной системой.
Основы создания национального банка во многих государствах схожи. Исходя из капитализации, он может выступать собственностью государства и таким, где уставный капитал разделен между акционерами, обладающими правами на его часть исходя из количества принадлежащих им акций.
Издавна сформировались два типа создания центральных банков. Некоторые из банков стали центральными из-за долгой исторической эволюции. Это произошло в основном в государствах, в которых капиталистические отношения появились намного раньше других.
Появление ЦБ, в первую очередь, сопряжено с сосредоточением бумажноденежной эмиссии у небольшого числа, пользовавшихся общим доверием различных банков, чьи банкноты играли роль единого кредитного инструмента обращения. Эти банки получили название эмиссионных[11, с.91].
По типу собственности банки бывают таких типов:
- Государственные. Абсолютно весь капитал банка является собственностью государства. К примеру, весь капитал ЦБ является собственностью государства в Дании, Российской Федерации;
- Акционерные: в Италии абсолютно весь капитал ЦБ принадлежит определённым страховым компаниям и банкам;
- Смешанные: капитал ЦБ в определённой степени принадлежит как государству (кантонам), так и частным лицам. Яркий пример - это Швейцария или Япония.
Государство, выпуская соответственные указы, распоряжения и законы, активно содействовало данному процессу, т.к. выпускавшиеся для предоставления ссуд огромным числом небольших банков банкноты не могли использоваться в обращении из-за банкротства эмитентов. Для регулировки бумажноденежной эмиссии государство начало применять жесткое урегулирование действующих в то время процессов; любому коммерческому банку было запрещено производить эмиссию каких-либо банкнот. Это право было установлено лишь за эмиссионными банками.
Данным образом, была создана двухуровневая банковская система, в которую входит огромное число различных коммерческих банков и один основной центральный эмиссионный банк.
Эмиссионные банки играют специфичную роль в кредитной системе какого-либо государства, проводящего рыночные преобразования. В названии центрального банка, отображается значение банка в кредитной системе государства. ЦБ является стержнем, основой всей кредитной системы, он является одним из главных орудий регулирования экономики.Центробанк осуществляет непосредственно валютную и государственную эмиссионную политику. Это главное ядро всей резервной системы страны [21, c.93]. Занимаются обслуживание как физических, так и юридических лиц коммерческие банки, предоставляют также клиентам весь комплекс банковских услуг.
Национальный банк может на территории страны иметь собственные обособленные подразделения в виде дирекций, филиалов, предприятий и представительств. Он может открывать представительства в других странах. Взаимной ответственности по обязательствам банка и государства обычно нет.
Необходимость создания национальных или центральных банковских учреждений объясняется потребностями упорядочения выпуска бумажных денег для повышения оборачиваемости и предоставления кредитов.
Банки – эмитенты бумажных денег – получили название эмиссионных. Постепенно, к началу ХХ века, сложилась практика денежной эмиссии в одном финансовом учреждении, который становился в этом случае денежно-кредитной системой.
Основы создания национального банка во многих государствах схожи. Исходя из капитализации, он может выступать собственностью государства и таким, где уставный капитал разделен между акционерами, обладающими правами на его часть исходя из количества принадлежащих им акций.
В национальном банке акции могут принадлежать не связанным с государством физическим и юридическим лицам.
Встречается смешанный характер такого капитала с частью акций, что являются собственностью страны. Банковская практика показывает, что национальные банки с акционерным капиталом проходили со временем процедуры национализации и приобретали статус государственных.
Баланс главного банка страны строится из активов и пассивов. В активах значатся золотовалютные запасы, государственные облигации и кредиты, выданные другим банкам и руководству страны. В составе пассивов центрального банка содержатся: резервы обязательные и дополнительные, что содержат вклады коммерческих банков, выпущенные в свободное обращение наличные деньги, обслуживаемые ЦБ счета казначейства, денежные средства кредитных организаций и капитал банка.
Конституция государства обычно закрепляет права и полномочия национального банка. Он позиционируется в качестве особого центрального органа управления государством. В специализированном законе или в законодательных и подзаконных актах о банковской системе и банках определяются его функции, задачи и полномочия, принципиальные положения его деятельности.
Принципиальным положением правового статуса национально банка является его независимость, проявляемая, в первую очередь, в исключительном праве на денежную эмиссию и организацию обращения денег на своей территории. Свои функции он реализует вне зависимости от полномочий органов власти в центре или на местах.
Главный банк обладает политическим и экономическим суверенитетом.
Экономическая независимость национального банка проявляется в возможности применения инструментов для проведения монетарной политики без сдерживания со стороны власти. То есть он имеет конкретные полномочия, дающие право на оперативное принятие решений, связанных с вопросами монетарно-кредитной политики.
Политическая независимость предполагает самостоятельную разработку и реализацию денежной политики и во взаимоотношениях с органами власти по поводу назначения банковского руководства.
На автономность банка могут влиять такие факторы:
- процентное участие государства в формировании капитала банка и, как следствие, распределении прибыли;
- законодательно установленные права государства на вмешательство в проведении монетарной политики;
- вмешательство в процедуру назначения руководства банка;
- регулирование возможности финансирования, как прямого, так и косвенного, национальным банком государственных расходов;
- взаимоотношения правительства и главного государственного банка.
Нацбанк должен обладать нормотворческими полномочиями, которые определены законом. Он, в частности, в пределах своих прав может издавать нормативные документы, которые обязаны исполнять все государственные органы на всех уровнях, граждане и юридические лица.
Такой банк принимает участие в законотворческой деятельности либо посредством его права на законодательную инициативу, либо в режиме согласования с ним проектов законов, затрагивающих исполнение банком функциональных полномочий. Высший менеджмент национального банка и его аппарат обычно находятся в столице государства.
1.2 Сущность, классификация и особенности операций центральных банков
Главные банки многих стран носят название национального банка. Они создаются для содействия устойчивости национальных валют. Как правило, они бывают государственными, имея в уставном капитале денежный капитал и имущество государства. Являясь юридическим лицом, национальный банк обладает экономической независимостью. Он функционирует в результате полученных им доходов. Является возможным и привлечение бюджетных средств.
Главный банк, в независимости от формы собственности, неразрывно связан с правительством. Эта характерно для многих стран. Ведь национальный банк реализует важную функцию в приведении к устойчивому состоянию финансов и экономической системы государства.
Помимо основной функции по созданию условий устойчивости денежной единицы государства нацбанк через присущие ему механизмы регулирования цены в внутри страны принимает меры, которые будут поддерживать национальную банковскую систему в устойчивом состоянии.
Кроме этого, национальному банку присущи такие функции:
- определение и осуществление политики в денежном обращении и кредитовании на территории страны;
- исключительное право на реализацию выпуска национальной валюты, ее обращения;
- кредитует банки, решает вопросы их рефинансирования, ставит для них условия и правила банковской деятельности, назначает порядок действий и форму платежей, в том числе межбанковских;
- организует внедрение совершенных банковских технологий, эффективных систем статистической информации;
- регулирует в государстве деятельность коммерческих банков и контролирует ее согласно законам, выдает лицензии банкам, формирует государственный банковский реестр;
- разрабатывает баланс платежей, его анализирует и прогнозирует;
- является государственным представителем в центральных банках других стран, международных финансовых учреждениях;
- осуществляет в пределах, предусмотренных законодательством, контроль обращения валюты и надзор за структурами, имеющими лицензию на осуществление операций с валютой;
- накапливает золотовалютные запасы, создает условия для их сохранности и исполнения операций с этими запасами и ценными металлами, находящимися в обороте;
- обеспечивает инкассирование наличных денежных средств и перевозку ценностей [22, с.108].
Кроме того, в пределах предусмотренных законом полномочий, национальному банку дано право осуществлять иные функции в сфере финансовой и кредитной политики.
Рисунок 1 – Функции кредитной организации в экономике
Для обеспечения своей регуляторной деятельности национальный банк может использовать методы регулирования административного и индикативного характера.
Первые предполагают:
- регистрацию банков с включением их в государственный реестр и выдачу лицензий на определенные виды их деятельности;
- формулирование требований, ограничений и рекомендаций относительно выполнения своих функций банковскими учреждениями;