Файл: Понятие и признаки государства (Сущность понятия государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
Важно обратить внимание на недопустимость смешения понятий «общество» и «государство». Если общество – это исторически развивающаяся система отношений между людьми, сложившаяся в результате их взаимодействия в процессе совместной жизнедеятельности, то государство выступает как средство управления обществом и ведения общих дел.
Взаимосвязь общества и государства сложна и многоплановая. Нельзя просто сказать, что государство – это часть общества. С одной стороны, государство является продуктом многовекового развития человеческого общества. С другой стороны, с настоящий момент государство – единственно возможная форма существования современного общества. В то же время государство – это структурная организация общества. Государство функционирует как механизм управления обществом и воздействия на общественные отношения[11].
Подытожив данную главу можно заключить, что такое государство (определение краткое не сможет вместить в себя всю суть данного понятия), однозначного ответа не может дать даже наука.
Так или иначе, что такое государство (определение краткое не сможет вместить в себя всю суть данного понятия), однозначного ответа не может дать даже наука.
Не существует единого, признанного во всех научных отраслях объяснения понятия «государство».
Государство – это всемогущая сила, которая должна регулировать все стороны жизни народа, устанавливать для него законы, наблюдать за его поступками и образом мыслей, регламентировать хозяйственную деятельность и даже быт каждого «подданного»[12].
Глава 2. Признаки государства
2.1 Признаки государства
Признаки государства – это совокупность характеристик, которые отличаются простую общность людей от государства.
Таблица 1. Признаки государства [13]
Основные |
Дополнительные |
Наличие территориальных границ |
Символы и атрибуты власти (герб, гимн, флаг) |
Суверенитет |
Государственный язык |
Присутствие публичной власти |
Единая денежная единица |
Система налоговых сборов |
Транспортная система |
Законотворчество |
Единое экономическое пространство |
Право на легитимное насилие |
|
Армия |
|
Народовластие |
в отечественной науке наибольшее распространение получила точка зрения о том, что присущие государству признаки наиболее целесообразно подразделять на обязательные, то есть такие которые характерны для любого государства мирового сообщества на любом этапе его исторического развития, и дополнительные – то есть признаки, выделение которых допускается при определенных обстоятельствах, но в целом, их наличие или отсутствие не позволяет делать вывод о наличии (отсутствии) государственной формы образования.
Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.
Территориальная организация
Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.
Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.
Суверенитет
Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.
Суверенитет предполагает две формы:
- экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
- политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).
Присутствие публичной власти
Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.
Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает. Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают. Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.
Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:
- международное призвание,
- законность,
- справедливое и правомерное управление, поддержка населения.
Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.
Налоговая система
Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов. Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти. Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.
Рисунок 2. Признаки государства[14]
Законотворчество и право на насилие
Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.
Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.
Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.
Армия
Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.
Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений, нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.
Народонаселение
Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания. Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.
Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.
Символы и атрибуты власти
Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.
Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.
Таблица 1, где указаны признаки государства, существующие в разные исторические эпохи, позволяет отделить государственную систему от иных форм организации общества. Обобщая исследованную информацию, можно сделать вывод, что такое понятие как «государство» представляет собой политическую и социальную организацию общества, которая включает его признаки в виде суверенитета, разветвленного аппарата управления и принуждения, государственной казны и возможности действовать в рамках установленных правовых норм и принципов на определенной границами территории.
2.2 Функции государства
Функции государства – это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, групповой, так и обще социальной его сущностью и назначением. Реализация функций осуществляется в определенных формах и особыми методами, присущими государственной власти. Функции государства тесно связаны с его характеристиками, типом и формой. В функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Они не могут реализовываться внутри самой государственной организации, а реализуются в воздействии на общественные отношения.
Функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Они не являются навечно данными, фундаментальными, застывшими и неизменными. В процессе эволюции государства эволюционируют и его функции. В зависимости от конкретных исторических условий одни функции могут выдвигаться вперед, оттесняя все остальное , либо элементы общих функции могут приобретать самостоятельное значение. Вместе с тем в определенные периоды на первый план могут выходить функции имеющие максимальное значение. Основная масса функций присутствует в том или ином виде в любом государстве независимо от формации. Каждая из них присуща любому государству, независимо от его формы[15].
Некоторые авторы в качестве критерия классификации функций государства выделяют принцип социально-политической значимости. По этому признаку различают основные и производные функции государства.
Основные функции – это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению стратегических целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Производственные функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности, в совокупности образующие основные функции. например, если рассматривать политическую функцию государства как основную, то в качества производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, законотворчества и т.п.[16]
От функций государства следует отличать функции государственных органов и должностных лиц.
- Функции государственных органов, в отличие от функций государства, не могут непосредственно выражать сущность конкретного государства. Функции государственных органов раскрываются в процессе конкретной деятельности отдельных звеньев государственного аппарата в пределах их компетенции.
- Функции государства – это политико-философская категория. Они объективные поп своему характеру и не зависят от воли людей. Функции государственных органов – понятие юридическое, и их содержание не вполне объективно. Они зависят от проявлений интеллекта и воли руководителей этих органов и других должностных лиц.
- Функции государственных органов подчиняются функция государства, их целям и требованиям[17].
Так как общее предназначение государства - охранять права и свободы граждан; способствовать экономическому развитию страны; организовывать общество; поддерживать закон и порядок, обеспечивать безопасность граждан. Функции государства можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства
1. Политическая. Государство - главный носитель политической власти, обеспечивает деятельность политических и социальных институтов.
2. Экономическая. Государство регулирует экономические отношения.
3. Правовая. Государство устанавливает законы.
4. Социальная. Государство играет важную роль в здравоохранении и социальном обеспечении - например, в выплате пенсий и пособий.