Файл: Выбор стиля руководства в организации (ООО «Автосервис и торговля»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы, по моему мнению, очень актуальна в наше время. Стиль руководства, зачастую, определяет результаты деятельности организации. Существуют множество примеров того, как сильный руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к пробуждению своих способностей и тем самым улучшает ситуацию в организации. Также возможна обратная ситуация, т.е. выбор неудачного стиля руководства организации может погубить эффективность коллектива.

Организации, добившиеся успеха, отличаются от «неудачников», главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, но систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований, но до сих пор не существует полного согласия насчет того, какой стиль руководства считается наиболее эффективным.

В представленной курсовой работе анализируется работа руководителя. В ней были рассмотрены методы руководства наиболее эффективные для успешного развития предприятия.

Цель данной работы – изучить стили руководства, которые применяют в своей деятельности руководители, а также найти способы совершенствования данных стилей.

Объектом рассмотрения является организация ООО «Автосервис и торговля».

Предметом выступает стиль руководства данной организации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал и разобраться, что представляет собой стиль руководства.
  2. Рассмотреть различные классификации стилей руководства.
  3. Рассмотреть совершенствование влияний стилей руководства на эффективность деятельности предприятия.
  4. Рассмотреть стили руководства на конкретном предприятии.
  5. Ознакомиться с характеристикой деятельности предприятия и ее организационной структурой.
  6. Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.
  7. Разработать рекомендации по совершенствованию стилей руководства
  8. Сделать выводы по работе.

Теоретической основой при написании работы явились труды отечественных и зарубежных авторов. Были изучены учебные пособия по менеджменту, кадровому делу. Также анализировались статьи, взятые из интернет-источников.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они позволяют оценить стиль руководства и эффективность управленческой деятельности, как с психологической, так и социально-экономической сторон, а также определить влияние стиля руководства на эффективность деятельности организации в целом и предложить свои методы по его совершенствованию.


ГЛАВА 1. РУКОВОДСТВО И СТИЛИ РУКОВОДСТВА

Понятия лидерства и руководства

Лидерство и руководство — это разные вещи. Руководство акцентирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Большинство руководителей обладает лидерскими качествами. В реальности обратный вариант встречается реже.

Условно выделяется два вида лидерства – формальное и неформальное[1]. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Во многих ситуациях эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Лидер обладает качествами превосходства. Немаловажным является и то, что его сторонники уверены, что он обладает этими качествами.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Несмотря на различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Таблица 1. Сравнение руководства и лидерства.

Руководство

Лидерство

Регулирует официальные отношения группы как определенной социальной организации

Регулирует межличностные отношения в группе

Является элементом макросреды и связано со всей системой общественных отношений

Представляет собой элемент макросреды

Целенаправленный процесс, контролируемый различными элементами социальной структуры

Появляется стихийно

Достаточно стабильное явление

Менее стабильное явление, зависит в основном от настроения группы

Система санкций определена в достаточной степени

Система санкций менее определена

Сфера действий руководителя достаточно широка, т.к. он являет собой малую группу в более широкой социальной системе

Сфера деятельности лидера – малая группа

Процесс принятия решений достаточно сложен и зависит от многих различных обстоятельств, которые не всегда связаны с данной группой

Решения принимаются непосредственно по групповой работе


Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей[2].

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители зачастую занимают пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они ориентируются на кем-то уже установленные цели и практически не привносят каких-либо изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Не стоит забывать, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, потому что лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе. Если формальный лидер стремится продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению, то от этого зависит и его поведение. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными[3]. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это зачастую связано с тем, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Лидеры подбирают себе коллектив, в котором понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, их ценности и эмоции, которые порой ими движут. Лидеры склонны доверяться интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства (например, любовь или ненависть). Лидеры не отождествляют уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.


Руководители контролируют поведение своих подчиненных, реагируют на любое отклонение от плана, тем самым обеспечивая достижение поставленных целей. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Доверие лежит в основе групповой, совместной работы. Руководители аккумулируют все свои усилия в области принятия решений, используют свой профессионализм, а также различные способности и умения. Они пытаются уменьшить количество путей решения проблемы. Свои решения они чаще всего принимают на основе прошлого опыта.

Лидеры же, наоборот, постоянно пытаются разработать новые и неоднозначные решения проблемы[4]. После того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Качества и черты личности лидера

После изучения личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, можно выделить следующие необходимые качества и черты личности:

− доминантность, т.е. способность влиять на подчиненных

− уверенность в себе

−стрессоустойчивость, т.е. умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, регулировать свое эмоциональное состояние, осуществлять эмоциональную разрядку.

− способность к творческому решению задач

− высокий практический интеллект

− предприимчивость, т.е. стремление к достижению цели

− способность идти на риск, готовность брать на себя ответственность в решении проблем

− надежность в выполнении заданий, ответственность в решении проблем

− гибкость поведения в изменяющихся ситуациях

− умение общаться и взаимодействовать с людьми

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (таблица 2). При этом руководитель должен осознавать важность развития навыков эффективного руководства.

Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководства

Высокие навыки руководства

Не принимает во внимание то, что является основой поведения подчиненных

Учитывает поведение подчиненных

Избегает наказаний

При необходимости устанавливает дисциплину

Придерживается устаревшего стиля руководства

Приспосабливает свой стиль руководства к переменам

Вызывает отрицательное отношение окружающих

Понимает, что именно воздействует на то, как он выполняет свою роль

Не стремится к ясности

Придерживается добрых отношений с окружающими

Часто пускает работу подчиненных на самотек

Дает четкие распоряжения, указания

Недостаточно системно подходит к анализу работы

Периодически анализирует работу подчиненных

Делегирует полномочия не в полной мере

Системно анализирует работу

Применяет негативный стиль

Старается поощрять лучшие примеры

1.3 Стили руководства

Слово «стиль» греческого происхождения. Изначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее стало употребляться в значении «почерк». В связи с этим считается, что стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях менеджера. Также можно дать еще одно определение стиля руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий)

Для эффективного управления руководителю, менеджеру необходимо иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения руководителя. Формирование и функционирование, как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической, структуры рабочей группы, коллектива непосредственно связаны с выдвижением руководителей в организации (ее подразделениях) и лидеров в малых группах и в целом в коллективе. Руководитель - это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы.